Лариса Солопова
Психофизиологические основы развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
На основе данных антропологии, нейролингвистики, исследований детской речи В. В. Иванов определяет такую общую для филогенеза и онтогенеза последовательность формирования речевых зон мозга:
1) правополушарные зоны, отвечающие за жестовую семиотику и слова звукового языка;
2) задние зоны левого полушария, отвечающие за словесное наименование отдельных предметов;
3) передние зоны левого полушария, обеспечивающие построение сложных синтаксических структур.
Соответственно этапы развития коммуникации homo sapiens и знаковой деятельности ребенка таковы:
1) жестовая речь;
Публикация «Психофизиологические основы развития речи» размещена в разделах
2) звуковые односложные обозначения предметов;
3) соединение слов в предложения.
Обследование детей конца первого и начала второго года жизни показало, что двигательный анализатор играет важную роль в развитии речи; отмечается влияние двигательной функции пальцев руки на состояние мозговой деятельности. Наблюдается высокая корреляция между развитием тонких движений пальцев кисти и развитием речи.
Речь возникает благодаря взаимодействию трех участков коры. Один из них - центр Брока - располагается в лобной доле доминирующего полушария. Он передает код соседнему участку мозга, контролирующему мышцы лица, нижней челюсти, языка, неба и гортани, и тем самым приводит в действие речевой аппарат. Повреждение центра Бока вызывает одну из форм афазии (полной или частичной утраты речи, при которой звуки артикулируются медленно и с трудом.
Второй участок - центр Вернике - расположен в височной доле мозга и обеспечивает понимание речи. Повреждение центра Вернике приводит к другой форме афазии — речь, оставаясь беглой, становится бессмысленной. Дугообразный пучок нервных волокон, по-видимому, передает слуховые импульсы из центра Вернике в центр Брока, что дает возможность повторить вслух услышанное слово.
Третий участок, примыкающий к центру Вернике, носит название угловой извилины и занимает ключевое положение в месте смыкания тех частей коры головного мозга, которые заведуют зрением, слухом и осязанием, то есть получают информацию из внешнего мира.
Угловая извилина соединена с ними пучками нервных волокон и играет роль своего рода коммутатора, обеспечивая взаимодействия между разными типами поступающих извне сигналов. Например, она позволяет мозгу связать зрительный сигнал, вызванный видом чашки, со слуховым сигналом, возникающим, при прикосновении руки и чашки.
Решающая важность таких ассоциаций для речи становится особенно наглядной, когда мы наблюдаем, как маленькие дети выучивают названия предметов. Получая ответ на вопрос «а что это?», ребенок связывает зрительный образ предмета со звучанием слова и таким образом воспринимает название, автоматически фиксируя в памяти слуховой код этой ассоциации. Этот процесс ассоциирования и запоминания представляет собой первый шаг и основу основ приобретения речи.
Различают такие стороны речевой деятельности, взаимосвязанные между собой, как восприятие, распознавание словесных сигналов, центральная смысловая переработка воспринятого сообщения и процессы, побуждающие речевое высказывание.
В осуществлении речевой деятельности принимают участие оба полушария головного мозга, однако различные отделы коры играют в этом процессе разную роль. Процесс восприятия и распознавания звуковых словесных сигналов осуществляется при ведущем участии вторичных корковых полей слухового анализатора, преимущественно левого (доминантного) полушария головного мозга.