Александр Владимирович Гришин
Психические свойства детей и их формирование в образовательной среде
▼ Скачать + Заказать документы
Психические свойства – наиболее устойчивые и существенные образования, отличающие человека от других – это особенности человека, обеспечивающие ему определенный уровень деятельности и поведения.
Психические свойства определяют многообразие человеческого поведения в различных жизненных ситуациях в сочетании с различными подструктурами психики. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике.
Публикация «Психические свойства детей и их формирование в образовательной среде» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» май 2024
Психические свойства не сосуществуют вместе, но в комплексе они образуют сложные структурные образования. Такие как,
- темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности – характеризующую динамическую сторону поведения);
- характер, как систему отношений и способов поведения;
- способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющих творческие возможности личности).
Темперамент – это врожденная индивидуальная особенность человека, представляющая собой совокупность устойчивых динамических характеристик его психической деятельности и поведения: интенсивность и скорость реагирования, работоспособность, скорость и темп совершаемых движений, их общий эмоциональный фон, легкость и скорость перехода от выполнения одного движения к другому, степень эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
Темперамент как сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризует динамическую и эмоционально-волевую стороны ее поведения и деятельности. Особенности темперамента наиболее биологичны и наследуемы в сравнении с другими психическими свойствами и образованиями.
Еще Гиппократ выделил 4 типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Исследования И. П. Павлова показали, что в основе перечисленных типов лежат определенные сочетания особенностей или свойств высшей нервной деятельности: сила нервной системы (определяется ее способностью выдерживать большие нагрузки, степень уравновешенности процессов возбуждения и торможения (характеризует сбалансированность или преобладание процессов возбуждения и торможения друг над другом) и подвижность нервной системы (это способность нервных процессов быстро сменять друг друга). Понятие уравновешенности, соразмерности нервных процессов касается не только силы процессов возбуждения и торможения, но и их подвижности, а также динамичности и лабильности. Поэтому причинная типология нервной системы так или иначе является типологией ее уравновешенности, наиболее общепринято представленной четырьмя типами. Эти четыре типа описываются примерно одинаково многими авторами:
- холерик – сильная, подвижная (лабильная) и неуравновешенная нервная система, при доминировании процессов возбуждения над процессами торможения;
- сангвиник – сильная, подвижная (лабильная) и уравновешенная нервная система;
- флегматик – сильная, инертная (ригидная) и уравновешенная нервная система;
- меланхолик – слабая, инертная (ригидная) и неуравновешенная нервная система, при доминировании торможения над возбуждением.
Разумеется, что в чистом виде перечисленные типы темперамента в жизни, как правило, не встречаются, и точнее будет говорить о преобладании тех или иных черт определенного типа.
Правильное понимание значения свойств темперамента состоит в том, что они образуют отдельное, относительно самостоятельное, психологическое образование личности, выраженное в свойстве ее реактивности.
Темперамент относительно устойчив, т. к. его модифицирующие функции устойчивы и мало подвержены изменениям в онтогенезе и имеют прочные многозначные связи со свойствами нервной системы.
Вследствие указанных особенностей темперамента его свойства наиболее отчетливо проявляются:
- в раннем онтогенезе, когда маскирующее влияние характера и мотивации еще минимально;
- в ситуациях, исключающих возможность обращения к личному опыту или при отсутствии такового в отношении какой-либо ситуации;
- в стрессовых ситуациях;
- в строго контролируемых условиях экспериментальных ситуаций;
- в новых, привлекательных для человека ситуациях, благоприятных для проявления индивидуального стиля поведения и деятельности.
Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т. п.). Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники. Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения.
В большинстве случаев на основе определенного темперамента развивается характер, и ребенок оказывается более чувствительным к усвоению такой манеры поведения, которая больше подходит ему по темпераменту. Поясним это на примере, основывающемся на опыте житейской психологии. У более темпераментных людей, как правило, формируется более открытый и общительный характер, так как их общая экспансивность в поведении приводит их к усвоению инициативной манеры в общении – к проявлению инициативы в сокращении дистанции и установлении более тесного контакта с людьми. Но из этого общего правила бывают и исключения. Иногда формируются отдельные черты характера (особенно в случае противоречивого характера, которые могут противоречить темпераменту. Поэтому по единичному поступку мы чаще всего не можем сказать, что здесь более всего сказалось – темперамент или характер.
Характер определяет общую стилистику (рисунок, манеру поведения) в привычках, навыках, усвоенных тактиках, сформированную в результате особого, индивидуально приобретенного опыта в конкретном социальном окружении. Это индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных приобретенных особенностей личности проявляется в поведении человека, в определенном отношении:
- к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);
- к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. п.);
- к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т. п.).
В характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности, т. е. характер представляет собой устойчивые поведенческие формы, способы, которые выражают саму личность (А. Ф. Лазурский).
А. Ф. Лазурский подошел к пониманию характера как сложного этико-психологического образования из устойчивых поведенческих форм, способов, реакций, причинно коренящихся и во врожденных нравственно-духовных склонностях человека, и в природных психических свойствах, и в приобретенных поведенческих установках, привычках. В его понимании, характер – это ведущий психологический инструмент личностного и духовного саморазвития человека. Стержнем характера являются ведущие нравственно-духовные побуждения человека, именно они задают уровень личностного развития и диапазон саморазвития приобретаемых свойств.
Характер человека определяется совокупностью черт – стабильных во времени психических свойств, обеспечивающих определенный уровень деятельности и многообразие поведения в различных жизненных ситуациях. Черту личности следует понимать как устойчивую предрасположенность (диспозицию) к определенному поведению, сложившуюся в силу наличия либо определенных потребностей, мотивов или интересов; либо определенных склонностей (установок, привычек) – стилевых особенностей поведения.
Черты, влияющие на направленность деятельности по достижению результата, называются мотивационными. Если же черта не влияет на достижение результата, а предопределяет только выбор способа его достижения, мы говорим о стилевой черте. Совокупность стилевых черт определяет индивидуальный стиль поведения или деятельности. Таким образом, одно и то же поведенческое проявление в одном случае может быть результатом влияния мотивационной черты, в другом – результатом влияния стилевой черты, в третьем – результатом их совместного согласованного влияния.
Рассмотрим, например, такую черту, как «замкнутость». Она может быть результатом потребности в «уединении», в стремлении человека побыть одному и «с самим собой» (мотив). А может быть, она возникает как следствие отсутствия «коммуникабельности» (общительности) – стилевой черты, обусловливающей трудности в общении, установлении контакта с малознакомыми людьми. То есть, человек может искренне желать общаться, но его стилевые особенности мешают ему в этом.
С возрастом, по мере формирования характера стилевые и мотивационные черты как бы сливаются – стилевые черты начинают подчинять себе мотивационные (или наоборот). Педагогическая значимость различения мотивационных и стилевых черт заключается в том, что мотивационные подвергаются относительно более легкой коррекции и оперативному управлению (путем введения определенных мотивирующих стимулов). Для коррекции же стилевых черт требуется систематическое изменение внешних условий (жизненного мира) развития личности. Также педагогам следует помнить, что по единичному поступку ребенка (поведенческому симптому) нельзя судить о том, какого рода черта определила этот поступок – мотивационная или стилевая. Это тем более невозможно, когда мы имеем дело не столько с поведением, обусловленным внешними стимулами, сколько с полнокровной психической деятельностью, спонтанной активностью человека, обусловленной множеством различных внутренних факторов.
Среди свойств характера принято различать общие (глобальные) и частные (локальные). Глобальные свойства характера фактически перекрывают свойства темперамента, так как распространяют свое действие на столь же широкую сферу поведенческих проявлений. Локальные свойства характера распространяются на частные, более узкие ситуации. Некоторые авторы не различают свойства темперамента и глобальные свойства характера, считая их проявлением одной и той же психологической реальности. По мнению А. Г. Шмелева, свойства характера целесообразно отличать от свойств темперамента хотя бы потому, что они: в гораздо большей степени отражают стиль сознательной, волевой регуляции поведения и определяют поступки, за которые человек несет прямую моральную и юридическую ответственность.
«Способность» – одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения.
Б. М. Теплов предложил три эмпирических по сути признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами:
1) способности – это индивидуально-психологические свойства, отличающие одного человека от другого;
2) способности – это только те свойства, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;
3) способности, не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения.
Вопрос о психической сущности способностей детально рассматривается в работах В. Д. Шадрикова, который пришел к выводу, что способности можно определить как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющих индивидуальную меру выраженности и проявляющихся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций.
Отличие способностей от черт, с психологической точки зрения, следует считать относительным. Способность – это не что иное, как обычная черта, к оценке которой мы применяем социокультурный норматив. Поэтому в отсутствие «правильного» поведения мы говорим об отсутствии соответствующей способности. Например, повышенная способность к концентрации внимания нередко сопутствует сниженной способности к переключению внимания. Когда ситуация требует частого переключения внимания, мы говорим, что у данного индивида снижена или не развита соответствующая способность. Таким образом, когда стилевая черта влияет на результат, на успех или неудачу в какой-то ситуации, то она часто описывается в терминах способностей.
Способности целесообразно делить на частные, общие, и специальные.
К частным способностям следует относить классические психические функции : восприятие, внимание, память, воображение, волю, мышление. Правда, современная психология оперирует гораздо более дифференцированным представлением о познавательных (когнитивных) функциях, различая такие более частные их свойства, как константность восприятия формы, концентрация внимания, зрительная фигуративная память и т. п. Локализованные в особых отделах головного мозга и органах восприятия (зрения, слуха, осязания и т. п., эти функции тесно связаны в своем функционировании с этими органами.
Общие способности получают материал для своего развития от частных способностей (например, материал ощущений и образов, но они относительно независимы от них. Уникальный опыт успешного воспитания и образования слепоглухонемых детей говорит о том, что мышление (интеллект) ребенка может успешно развиваться на самом скудном сенсорном материале (ограниченной чувственно-информационной базе).
Физиологические предпосылки, связанные с генетически заданным уровнем развития определенных органов познания, определяют индивидуальные различия в исходном уровне этих общих способностей. Так, например:
- развитый от природы фонематический слух дает преимущества для развития речи и речевого мышления;
- высокая мануальная координация (развитая мелкая моторика, обусловливающая ловкость «работы руками») дает импульс для развития наглядно-практического мышления, на базе которого развивается позднее технический интеллект;
- эффективная зрительная память стимулирует развитие системы образных представлений и образного мышления, что в сочетании с доминированием синтетического когнитивного стиля дает стимул к развитию художественного мышления (воображения, а в сочетании с аналитическим когнитивным стилем – к развитию инженерно-изобретательского мышления.
Д. Н. Завалишина, различая общие и специальные способности, связывает общие способности с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности, а специальные – с отдельными видами деятельности.
Специальные способности развиваются на базе общих в процессе приобретения человеком опыта активной деятельности (целенаправленного поведения) с определенными предметами и совместной деятельности с людьми. Таким образом, грань между общими и специальными способностями является условной и относительной.
В ходе обучения и самообучения общие способности как бы обрастают конкретными умениями и навыками. Но успешность в оперировании словами, числами, пространственно-геометрическими фигурами зависит не только от общего потенциала обучаемости (гибкости и скорости формирования навыков и универсальных умений, но и от физиологического базиса частных способностей. Так, дети, одаренные от природы тонким звуковысотным слухом, обладают несомненным преимуществом в развитии у них музыкальных способностей. Первые же успехи таких одаренных детей, подкрепленные со стороны взрослых и сверстников, приводят к развитию определенных мотивационных и стилевых черт (интересов и склонностей). Склонностью в этом контексте разумно назвать специальную способность, которая превратилась одновременно в мотивационную черту и соответствующий интерес.
Таким образом, сферы способностей и черт тесно взаимодействуют между собой в процессе формирования индивидуальности человека. Склонности побуждают ребенка упражняться и совершенствоваться именно в том, что получается хорошо, что выделяет его среди сверстников в лучшую сторону. В результате специальные способности, поддержанные соответствующими склонностями, развиваются гораздо быстрее.