МААМ-картинки

Психические состояния жизни детей при воздействии внешней среды

Александр Владимирович Гришин
Психические состояния жизни детей при воздействии внешней среды
▼ Скачать

По своему происхождению психические состояния являются психическими процессами во времени. Психическое состояние как самостоятельную категорию впервые выделил В. Н. Мясищев (1932). Но первая основательная попытка обосновать проблему психических состояний была предпринята Н. Д. Левитовым, опубликовавшим в 1964 г. монографию «О психических состояниях человека». Согласно его определению, психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

Публикация «Психические состояния жизни детей при воздействии внешней среды» размещена в разделах

Психические состояния, как и прочие явления психической жизни, имеют свою причину, которая заключается чаще всего в воздействии внешней среды. Исходя из этого, Н. Ю. Дмитриева дает такое определение состояний : психическое состояние – это сложное и многообразное, относительно устойчивое, но сменяющееся психическое явление, повышающее или понижающее активность и успешность жизнедеятельности индивида в сложившейся конкретной ситуации.

В любом психическом состоянии можно выделить следующие свойства:

- целостность (охватывает все психические процессы и свойства личности, определяют ее отношения с окружающей действительностью, определяет единство переживания человека и его поведения);

- ситуативность (отражает своеобразие условий, создавшихся для человека на данный период времени и субъективное отношение к ним, связанное с определенным личностным смыслом);

- подвижность (изменчивость и наличие стадий протекания – начало, определенная динамика и конец);

- относительная устойчивость (их динамика менее выражена, чем у психических процессов);

- взаимосвязь с психическими процессами и свойствами личности (например, состояние сосредоточенности мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли. При этом неоднократно повторяясь данное состояние может лечь в основу таких качеств личности, как собранностью, внимательность, способность к концентрации при достижении цели);

- многообразие и полярность (каждому состоянию соответствует противоположное состояние : радость – грусть, уверенность – неуверенность, активность – пассивность и т. д.).

Компонентный состав психического состояния определяется всей психикой. Их можно классифицировать по уровням протекания, по включенности в них субъекта деятельности и по степени обобщенности.

Уровни психических состояний :

- физиологический – нейрофизиологические характеристики и биохимические изменения, сдвиги физиологических функций;

- психофизиологический – вегетативные реакции, изменения психомоторики и сенсорики;

- психологический – изменения психических процессов;

- социально-психологический – изменения в характеристиках поведения, деятельности, субъективных отношений.

По характеристике «субъективность – объективность» выделяют состояния, связанные с переживаниями самого субъекта (субъективные) и с тем, что наблюдают другие люди (объективные). По степени обобщенности состояния бывают общие (переживаемые группой людей) и индивидуальные (переживаемые отельным человеком, как особенные).

Виды психических состояний

Оперативные – истекают за короткое время (секунды, минуты, рассматриваются как реакции личности на изменение ситуации и являются моносостояниями, т. е. в них доминирует одна или две составляющие, преимущественно эмоциональная или волевая.

Текущие – длятся часы или дни, связаны с социальными и жизненными функциями и событиями, в которые включена личность и реализуется намеченная ею деятельность.

Длительные – протекают месяцы и годы, связаны с происходящими в этом диапазоне качественными и количественными изменениями в психическом, личностном и социальном развитии личности, определяющими ее образ жизни.

Равновесные – устойчивые, имеющие средний (оптимальный) уровень психической активности, что проявляется в адекватном, предсказуемом поведении, эффективной деятельности и комфортном переживании. Они являются тем фоном, на котором разворачиваются и эффективно действуют психические процессы и свойства, необходимые для выполнения конкретной деятельности или реализации адекватного ситуации поведения. Могут выполнять функции защиты (например, утомление) или формирования отношения (например, тревожность).

Неравновесные – проявляются в личностно значимых ситуациях и характеризуются неустойчивостью, более высоким или более низким уровнем психической активности (гнев, ярость, восторг). Они выполняют функцию защиты, охраны психики от избыточного возбуждения и перевода ее на оптимальный или низкий уровень реагирования. Эта группа состояний способствует быстрому разрешению ситуации, иногда даже неадекватным способом, а также появлению нового знания, определяющего в дальнейшем избирательность по отношению к подобным ситуациям.

Сложные психические состояния

Сон и бодрствование. Сон – естественное состояние полного покоя, когда сознание человека отрезано от физического и социального окружения и его реакции на внешние раздражители сведены к минимуму. Бодрствование – это состояние активного взаимодействия человека с окружающим миром. Выделяют три уровня бодрствования: спокойное бодрствование, активное бодрствование, крайний уровень напряжения.

Монотония (длительное отсутствие перемен в окружающей человека обстановке, приводящее к искусственному нарушению динамики протекания нервно-психических процессов, усталость (возникает при чрезмерной физической, интеллектуальной и сенсорной нагрузке, утомление (временное уменьшение функциональных возможностей организма, вызванное интенсивной или длительной работой и выражающееся в устойчивом снижении работоспособности) и переутомление (болезненное состояние, близкое по своей природе к одному из видов неврозов – неврастении, т. е. раздражительной слабости, возникает при физической и умственной перегрузке и проявляется в виде хронической усталости, которая накапливается и нарастает день ото дня; может перейти в типичный неврастенический синдром).

Стрессовое состояние характеризует целостное физиологическое состояние организма, обусловленное влиянием любого вредоносного агента. Как психическое состояние, стресс играет отрицательную роль в управлении психикой и поведением, т. к. он обусловлен чрезмерно сильным и длительным психологическим напряжением, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Это способствует возникновению у человека дезадаптивного поведения, неспособности принимать адекватные ситуации решения, действовать рационально и целенаправленно.

Фрустрация – более мягкая и специфичная форма стресса, возникающего как реакция на особого рода ситуации (ситуации «обманутых ожиданий»). Это переживание отрицательных эмоциональных состояний, когда на пути к удовлетворению потребности субъект встречает неожиданные помехи, в большей или меньшей степени поддающиеся устранению. Например, в знойный летний день человек, вернувшись домой, хочет принять прохладный освежающий душ. Но его ждет неприятный сюрприз – вода отключена на ближайшие сутки. Состояние, возникающее у человека, нельзя назвать стрессом, поскольку ситуация не представляет угрозы жизни и здоровью. Но очень сильная потребность осталась неудовлетворенной. Это и есть состояние фрустрации. Типичными реакциями на воздействие фрустраторов (факторов, вызывающих состояние фрустрации) являются агрессия, фиксация, отступление и замещение, аутизм, депрессия и др.

Психическая напряженность – еще одно типично отрицательно состояние. Оно возникает как реакция на личностно сложную ситуацию. Такие ситуации могут вызываться каждым в отдельности или совокупностью следующих факторов:

- отсутствие достаточного количества информации для выработки оптимальной модели поведения или принятия решения (например, человек готовится к собеседованию при поступлении на работу, но не знает всех требований работодателя к кандидату и слабо представляет ситуацию интервью, поэтому он будет испытывать состояние напряженности);

- выполнение сложной деятельности на пределе концентрации внимания, напряжения мыслительной деятельности и способностей (например, ситуация выполнения боевого задания требует от человека одновременно состояния бдительности, решения интеллектуальной задачи и сложных моторно-двигательных действий);

- переживание противоречивых эмоций (например, оказывая помощь пострадавшим в ситуациях катастроф, спасатели переживают состояние напряженности, вызванное целым комплексом эмоций, связанных со стремлением помочь и страхом навредить ему).

Исследователи выделяют пять факторов формирования состояний :

настроение,

оценка вероятности успеха,

уровень мотивации,

уровень бодрствования (тонический компонент)

и отношение к деятельности.

Эти пять факторов объединяются в три группы состояний, различные по своим функциям:

1) мотивационно-побудительная (настроение и мотивация);

2) эмоционально-оценочная;

3) активационно-энергетическая (уровень бодрствования).

Наиболее важной и осмысленной является мотивационно-побудительная группа состояний. В их функции входят осознанное стимулирование субъектом своей деятельности, включение волевых усилий для ее исполнения. К таким состояниям можно отнести интерес, ответственность, сосредоточенность и др. Функцией состояний второй группы является начальная, неосознанная стадия формирования мотивации к деятельности на основе эмоционального переживания потребностей, оценка отношения к этой деятельности, а по ее завершении – оценка результата, а также прогнозирование возможного успеха или неуспеха деятельности. Функцией состояний третьей группы, предшествующих всем другим состояниям, является пробуждение – угасание активности как психики, так и организма в целом. Пробуждение активности связано с возникновением потребности, требующей удовлетворения, угасание активности – с удовлетворением потребности либо с утомлением.

Все психические состояния человека можно объединить в три большие группы:

1) типичные положительные (стенические) психические состояния – их человека можно разделить на состояния, относящиеся к повседневной жизни (радость, счастье, любовь и многие другие состояния, имеющие яркую положительную окраску) и состояния, относящиеся к ведущему типу деятельности человека (у взрослого человека это обучение или профессиональная деятельность – заинтересованность, творческое вдохновение, решительность и др.);

2) типичные отрицательные (астенические) психические состояния – к ним относятся состояния, полярные типично положительным (горе, ненависть, нерешительность, так и особые формы состояний (стресс, фрустрация, состояние напряженности);

3) специфические психические состояния – это функциональные состояния, связанные с уровнем бодрствования и внимания (сон и бодрствование, монотония, усталость, утомление, переутомление).

В целом, любое состояние есть продукт включения субъекта в какой-либо род деятельности, в ходе которой оно формируется и активно преобразуется, оказывая при этом взаимное влияние на успешность данной деятельности. Непрерывно сменяясь, психические состояния сопровождают протекание всех психических процессов и видов деятельности человека.

Если рассматривать психические явления в плоскости таких характеристик, как «ситуативность – долговременность» и «изменчивость – постоянство», можно сказать, что психические состояния занимают промежуточное положение между психическими процессами и психическими свойствами личности. Между этими тремя видами психических явлений существует тесная взаимосвязь и возможен взаимный переход. Установлено, что психические процессы (такие как внимание, эмоции и др.) в определенных условиях могут рассматриваться как состояния, а часто повторяющиеся состояния (например, тревога, любопытство и т. д.) способствуют развитию соответствующих устойчивых свойств личности.

На основании современных исследований можно утверждать, что неврожденные свойства человека являются статической формой проявления тех или иных психических состояний либо их совокупностей. Психические свойства являются долговременной основой, обусловливающей деятельность личности. Однако на успешность и особенности деятельности большое влияние оказывают и временные, ситуативные психические состояния человека.

Публикации по теме:

Мастер-класс по изготовлению поделки из пластилина для детей имеющих психические расстройства «Скрипка»Мастер-класс по изготовлению поделки из пластилина для детей имеющих психические расстройства «Скрипка» Мастер - класс поделки из пластилина " Скрипка" для детей имеющих психические расстройства. Цель: изготовить поделку на заданную тему. Назначение:.

Фотоотчет о НОД в старшей группе «Свойства и состояния воды»Фотоотчет о НОД в старшей группе «Свойства и состояния воды» Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей. Задачи: образовательные: - систематизировать представления детей о свойствах.

Как родителям развивать неречевые психические функции у детей дома, используя только карандаши, лист бумаги и 10 картинок Работа с родителями – важный аспект в коррекционно-развивающей работе логопеда. Очень важно, чтобы специалист образовывал и просвещал родителей.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Роль растений в жизни человека и природной среды в целом»Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Роль растений в жизни человека и природной среды в целом» Программное содержание: обобщить и закрепить знания детей о растительном мире, дать понятие о взаимосвязи живой и неживой природы, уточнить.

Конспект занятия по лепке «Мяч» для детей, имеющих психические расстройстваКонспект занятия по лепке «Мяч» для детей, имеющих психические расстройства Цель: формировать умение скатывать шар из пластилина круговыми движениями между ладонями. Программное содержание: 1. Изобразительная задача:.

Рефлексивные техники для гармонизации психоэмоционального состояния педагоговРефлексивные техники для гармонизации психоэмоционального состояния педагогов Мини-тренинг в подгрупповой работе с педагогами. Цель: настроиться на более глубокую проработку и понимания себя, рабочих моментов, любопытных.

«Узоры в круге, квадрате, прямоугольнике». Рисование песком. Занятие по стабилизации психоэмоционального состояния детей Занятие 10. «Узоры в круге, квадрате, прямоугольнике» Цель: - стабилизация психоэмоционального состояния, снижение тревожности, коррекция.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психические состояния жизни детей при воздействии внешней среды
Опубликовано: 15 мая 2024 в 21:40
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психические состояния жизни детей при воздействии внешней среды» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

11 ноября. День энергосбережения. Передвижка «Берегите энергию»

Экологический праздник «День энергосбережения» отмечают в двадцати странах мира. В этот день проводятся акции, направленные на воспитание культуры потребления энергоресурсов и решение проблем...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД