Анастасия Туманова
Психические новообразования в литических и кризисных возрастах
▼ Скачать + Заказать документы
Литический (стабильный) период – возникающие изменения в психике, характ. относительно спокойным, адаптивным поведением ребенка. Они имеют, как правило, двухфазный характер: выделяются первая и вторая половина возраста, в середине которого наблюдается некоторый перелом, качественный сдвиг в развитии психических функций.
Публикация «Психические новообразования в литических и кризисных возрастах» размещена в разделах
В отечественной психологии каждый литический возраст рассматривается как динамическая структура, основными взаимосвязанными и взаимообусловленными компонентами которой являются социальная ситуация развития, ведущая деятельность и психические новообразования.
Социальная ситуация развития - это форма значимых отношений ребенка к окружающей его действительности. Социальная ситуация детерминирует в каждом литическом возрасте. Присутствует некоторое возрастное противоречие между потребностями ребенка (“хочу”) и возможностями их удовлетворения (“могу”,
Социальная ситуация в каждом возрасте представлена специфическими отношениями ребенка со взрослыми и сверстниками, особенным статусом и системой социальных ролей, неповторимой внутренней позицией ребенка, характерной именно для данного периода детства.
Ведущая деятельность, или ведущий способ построения активных отношений с миром, – второй параметр литического возраста. Она является субъективно привлекательной, смыслозначимой и объективно развивающей психику ребенка в конкретном возрасте.
Как утверждал А. Н. Леонтьев, ведущая деятельность производит изменения в трех сферах развивающейся психики : в сфере частных психических процессов, в личностной сфере и в сфере самой деятельности (приводит к освоению новых видов деятельности, ранее не значимых для ребенка).
Психологические новообразования – это качественные психические и социальные изменения, впервые возникающие в данном возрасте в рамках ведущей деятельности и социальной ситуации развития, меняющие весь облик ребенка, его отношение к миру, к себе, его личность и деятельность.
Кризисы, или кризисные возрасты, рассматриваются в отечественной возрастной психологии как нормативные механизмы развития. Это периоды резких, стремительных изменений в психике ребенка и относительно кратковременные этапы перестройки изжившей себя социальной ситуации развития.
Выделяют несколько существенных признаков всех кризисов развития, отличающих их от стабильных возрастов :1. Относительная кратковременность;2. Трехфазное строение;3. Негативный характер развития;4. Позитивный характер развития;5. Относительная трудновоспитуемость.
В современной возрастной психологии выделяют следующие кризисы детства :
1) новорожденности (0–2 месяца);
2) 1-го года (отделение от матери);
3) 3-х лет (кризис детской самостоятельности);
4) 7-ми лет (кризис утраты детской непосредственности);
5) 13-ти лет (кризис подростка или обретения чувства взрослости);
6) 15-ти лет (второй кризис подростка или кризис идентичности);
7) 18-ти лет (кризис личностного самоопределения).
Таким образом, развитие психических новообразований в литические и кризисные периоды развития ребёнка требуют гибкости поведения родителей и педагогов, их стремления оказать помощь в естественном и неудержимом творческом процессе саморазвития ребенка, что позволяет значительно смягчить трудности данных периодов развития.
Спасибо за внимание!