Получи документы

Проект «Гномоград»

Ирина Малышенко
Проект «Гномоград»
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МИХАЙЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А. К. СКРЫЛЕВА» ДОШКОЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ/МЛАДШАЯ ГРУППА «ГНОМИКИ»

ПРОЕКТ

«ГНОМОГРАД»

Автор-разработчик: Малышенко Ирина Васильевна

с. Михайловка

2019г

Введение

Публикация «Проект „Гномоград“» размещена в разделах

Дошкольный возраст – это важный период развития всех психических функций: речи, мышления, эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечает высшие структуры головного мозга — кора. Все это связано с игрой. Умственное развитие дошкольников характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Однако логическое мышление еще не сформировалось. Этому препятствует эгоцентризм и неумение сосредоточиться на изменениях объекта.

В развитии мышления дошкольника существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений и образов. Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности.

Актуальность проекта

Современные образовательные программы и современный педагогический процесс должны быть направлены на поддержку разнообразия детства, что предполагает вариативность содержания и организации дошкольного образования. Вариативность содержания дошкольного образования может быть достигнута только через сохранение широкого разнообразия образовательных программ, уже существующих в российском образовательном пространстве и разрабатываемых в настоящий момент.

Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь еще немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном возрасте.

Основы моделирования и конструирования должны естественным образом включаться в процесс развития ребенка так же, как и изучение формы, цвета и размера.

В процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их и на основе такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения. Решая конструктивные задачи, дети учатся анализировать, находить самостоятельные решения, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность. Конструктивная деятельность оказывает положительное влияние на формирование игровой деятельности детей, так, как, сооружая постройки из разных строительных материалов, выполняя поделки, они создают что-то новое, подбирают нужный материал (педагог всегда обязан предоставить ребенку выбор, учатся планировать свои действия, пополняют свои знания о материале, форме, цвете, расположении предметов в пространстве, согласовывают свои действия с действиями друзей.

У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство и выбор такого вида деятельности, чтобы она способствовала формированию умственной активности дошкольника. Это способность рассуждать, делать логические умозаключения и обосновывать свои решения.

В настоящее время стало куда труднее формировать мнение ребенка, влиять на его мировоззрение. Умение чувствовать радость жизни, свободно выражать себя закладывается в детстве и остается на долгие годы. Важную роль в творческой деятельности играют интуиция, воображение, а также потребность личности в раскрытии своих созидательных возможностей.

Следовательно, необходимо создавать мотивацию, развивать потребность в творческой деятельности, обеспечивать условия, при которых ребенок имел возможность самостоятельно проявить свои творческие способности.

Методы и приемы для организации работы в рамках реализации проекта

- наглядные: просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, сбор фотоматериалов, дидактические игры, организация выставок, личный пример взрослых, др. ;

- словесные: чтение художественной литературы, загадки, пословицы минутки размышления, проблемные вопросы и ситуации, беседы, моделирование ситуаций, др. ;

- практические: игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность, обыгрывание постройки, моделирование ситуации, конкурсы, физминутки, др.

Предполагается, что технологии проектирования при реализации нашего проекта будут являться уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно- ориентированных подходов к организации процесса дошкольного образования.

Диагностический инструментарий

Для определения уровня сформированности конструкторских способностей нами были выбраны следующие методики:

1. Методика диагностики сформированности конструкторских способностей посредством наблюдения (Приложение 1).

Выявлялся уровень конструкторских способностей при выполнении

задания по конструированию из разных видов конструкторов, бумаги, природного и бросового материала.

Использование способностей оценивалось в 2 балла, в том случае, если ребёнок использовал способности частично, он получал 1 балл, те дети, которые показали отсутствие конструкторских способностей, получали 0 баллов

Критерии сформированности конструктивных умений посредством наблюдения

№ Оценка в баллах

Умение абстрагировать Умение синтезировать Умение анализировать Умение видоизменять

Респондент 1

2. Методика диагностики уровня сформированности конструкторских способностей, по диагностическому материалу Ю. А. Афонькиной. Уровень сформированности способностей ребёнка отмечать «+» или «-» в соответствующей колонке (Приложение 2)

Критерии уровня сформированности конструктивных умений

(по методике Ю. А. Афонькиной)

№ Уровень сформированности конструктивных умений

Высокий Средний Низкий

Респондент 1

Условия реализации проекта

1. создание в группе мобильного уголка «ГНОМОГРАД»;

2. наборы дидактических пособий логических блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, картотеки схем, планов, картинок построек и моделей;

3. виды конструктивного материала: Лего-конструктор, деревянный, плоскостные (коврики, мозаики, напольный и настольный строительные материалы;

4. подборка материалов по знакомству со строительными профессиями, сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры с тематикой «Город для гномов», «Сельские профессии», «Транспорт» и другое;

5. материал для украшения построек: фломастеры, гуашь, клей-карандаш, кисти для рисования, игрушки для обыгрывания построек.

6. проектор, ноутбук, экран

Ожидаемый результат: ребенок может –

Проявлять интерес к конструированию;

Действовать по плану, схеме, инструкции создания объекта ;

Самостоятельно подбирать готовую инструкцию;

Совместно с родителями, педагогом или самостоятельно создавать различные продукты деятельности;

Высказывать инициативу;

Родители поняли значимость привлечения детей к научно-технической деятельности с использованием конструкторов нового поколения;

Коллеги приняли опыт разработки проекта

По содержанию

Познавательно-исследовательский, творческий

По длительности

Долгосрочный (сентябрь 2019 - май 2020)

Участники проекта :

Дети средней группы, воспитатели, родители

Цель проекта : Создавать условия, при которых ребенок имел возможность самостоятельно проявить свои творческие способности.

Задачи проекта :

Организационные:

- обеспечить создание материально технической базы по познавательно – конструктивной деятельности для реализации задач проекта;

- подобрать и изучить научно-методическую литературу и диагностический материал по теме;

- организовать работу с родителями воспитанников по созданию новой развивающей среды и освоение конструкторов, освоение способов конструирования из бросового и природного материалов.

Обучающие:

- дать первоначальные знания по плоскостному моделированию с использованием дидактических пособий логических блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, схем, таблиц;

- обучить правилам безопасной работы инструментами необходимыми при конструировании и строительным материалом, ножницами.

Развивающие:

- развивать интерес к моделированию и конструированию;

- развивать конструкторские навыки, творческую, познавательную инициативу и самостоятельность;

- развивать психофизические качества детей: память, внимание, логическое и аналитическое мышление;

- развивать мелкую моторику кистей рук

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества;

- развивать коммуникативные компетенции: участия в беседе, обсуждении;

- формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре);

- развивать социально-трудовые компетенции: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить

начатое дело до конца.

Этапы реализации проекта

Наименование мероприятия Цель/задачи Срок реализации Ожидаемый результат

I этап - подготовительный

Анализ психолого-педагогической, методической работы подобрать и изучить научно-методическую литературу и диагностический материал по теме Июль-август 2019 Уровень разработки проекта

Создание в группе уголка «Гномоград» организовать работу с родителями воспитанников по созданию новой развивающей среды и освоение конструкторов нового поколения Август 2019 Привести в порядок имеющиеся конструкторы, частично приобрести новые конструкторы и материалы, изготовить игровой макет «Гномоград»

Разработка проекта «Гномоград» Разработать и защитить на педсовете проект Май -сентябрь 2019 Проект «Гномоград»

II этап – практический

Корректирование комплексно-тематического планирования вариативной программы «Страна Чудоделкино» в соответствии с ФГОС с детьми и родителями Разработать показатели развития конструкторских способностей детей 3-5 лет Март – сентябрь 2019 План работы и ожидаемые результаты

Апробация проекта «Гномоград»

1. диагностика детей

2. анкетирование родителей «Значение конструирования в развитии ребёнка дошкольного

возраста»

3. групповая и индивидуальная работа с детьми по комплексо-тематическому плану вариативной программы «Страна Чудоделкино»

4. работа с родителями по плану - Определить уровень сформированности конструкторских

способностей посредством наблюдения (методика Ю. А. Афонькиной)

- выявить родительский потенциал и спланировать

дальнейшие действия по работе с родителями

- развивать интерес к моделированию и конструированию;

- развивать конструкторские навыки, творческую, познавательную инициативу и самостоятельность

- повысить компетентность родителей Сентябрь 2019

Сентябрь 2019

Сентябрь 2019-май 2020

Сентябрь 2019-май 2020 - Результаты первичной диагностики развития конструкторских способностей детей 4-5 лет

- результаты анкетирования, план работы

- НОД, д/и, с/р игры, выставки

- анкетирование, консультации, собрания, выставки и т. д.

III – этап итоговый

1. диагностика детей

2. анкетирование родителей «Значение конструирования в развитии ребёнка дошкольного

возраста» - определить уровень сформированности конструкторских

способностей посредством наблюдения (методика Ю. А. Афонькиной)- выявить родительский потенциал Май 2020

Май 2020 - результаты итоговой диагностики развития конструкторских способностей детей 4-5 лет

- результаты анкетирование, подведение итогов

Компьютерная презентация проекта Подведение итогов реализации проекта Май 2020 Выставка «Как живут наши гномики», фотоальбом «Любим, строить, мастерить, нам ведь некогда грустить!»

Содержание проекта

Образовательная деятельность с детьми планируется проводить 1 раз в две недели, длительность 15-20 минут. В начале и в конце работы над проектом проводиться диагностика. Для успешной работы составили примерное перспективное планирование (Приложение 3).

Свою работу мы планируем начать с игровых занятий по плоскостному моделированию с использованием дидактического материала: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера. Сначала дети выкладывают изображения, накладывая геометрические фигуры на схему, затем конструируют по замыслу. Очень важны для дошкольников игры и упражнения с таким материалом на начальном этапе развития инженерного мышления. Логические блоки Дьенеша, палочки Кьюзнера позволяют знакомить детей со счетом, геометрическими фигурами, величиной, цветом, упражнять в ориентировке в пространстве, развивать мелкую моторику рук и координацию движений, что влияет на общее интеллектуально развитие дошкольников.

Далее от плоскостного моделирования переходим к конструированию из конструкторов нового поколения: Лего-конструктор, деревянный конструктор, конструкторы с разными видами крепления, плоскостные конструкторы, мозаики. Такое разнообразие позволяет воплощать любые замыслы детей.

Использование разных конструкторов, показывает, что конструкции одного и того же предмета может быть различной в зависимости от того, какой строительный материал используется, и от того, как соединяются детали.

Например: постройки из Лего-конструктора более устойчивы за счет прочного соединения, а сооружения из других конструкторов быстро разрушаются, и их установка требует определенных усилий.

С целью расширения знаний об окружающем мире и активизации словаря детей, на прогулке планируем проводить наблюдения, обращать внимание на различные здания и сооружения, рассматривать машины, автобусы и другие виды

транспорта, выделять их части, называть форму. При проведении образовательной деятельности по конструированию упражнять детей в их строительстве.

Прежде чем перейти к самостоятельной конструкторской деятельности, детям будут предлагаться образцы построек, чтобы они поняли назначение каждой детали, способы их соединения. Надо сказать, что конструирование по образцу - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

Далее переходим к более сложному этапу - конструированию по наглядным схемам, через которое развивается

наглядное моделирование, так как надо соотнести размер, цвет, форму деталей и скомбинировать их. В процессе работы дети рассматривают схемы, отвечают на вопросы: «Что нарисовано на схеме», «Из каких деталей состоит постройка?»

И наконец, конструирование по замыслу, которое позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. Сооружая свои постройки, дети имеют возможность придумывать и создавать что-то новое. Они экспериментируют, изобретают, фантазируют и обыгрывают свои постройки.

Роль родителей в развитии конструктивных способностей и основ инженерного мышления детей дошкольного возраста является немаловажной. Включение семей воспитанников в образовательную деятельность ДОУ расширяет пространство, объединяет интересы педагогов, родителей и детей. Для успешной реализации проекта мы составили план работы с родителями воспитанников (Приложение 4).

Таким образом, конструирование подготавливает почву для развития инженерного мышления у детей. Целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию и моделированию играет большую роль в общем развитии дошкольников. Оно способствует формированию у детей умения учиться. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными потребностями. На занятиях конструированием и в игре у детей воспитывается воля, сдержанность, умение выслушивать объяснение педагога и работать в соответствии с инструкциями, в совместной работе согласовывать друг с другом действия, преодолевать трудности в достижении цели.

Учебно-методическое оснащение проекта :

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. ФГОС ДО (Приказ № 1155 от 17 октября 2013года).

3. Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

4. СанПин 2.4.1.3049 – 13.

5. Основная образовательная программа дошкольных групп МБОУ «Михайловская СОШ им. ГСС А. К. Скрылёва» на 2016 – 2020 учебный год.

6. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала: Подготовительная к школе группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

7. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

8. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программы и конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2009.

9. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятия с детьми 4-7 лет. - М: Мозаика-Синтез, 2008.

10. Лыкова И. Умные пальчики. М: ИД ЦВЕТНОЙ МИР.

11. Маркова В. А., Житнякова Н. Ю. Построй свою историю. Парциальная программа по лего-конструированию.

12. Новикова И. А. Аппликация и конструирование из природных материалов в детском саду: Ярославль: АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ. 2010

13. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2012

Публикации по теме:

Проект «Я и моя родословная»Проект «Я и моя родословная» Проект: "Я и моя родословная" ДЕВИЗ ПРОЕКТА: "Кто своего родства не знает, тот сам себя не уважает, а кто родни своей стыдится, тот через.

Проект «Кто я?»Проект «Кто я?» Тип проекта: творческий, познавательный Сроки проведения: 23.11.15г -11.12.15г (среднесрочный) Участники проекта: Воспитатели, дети и.

Проект «Моё творчество» Методический паспорт проектаРуководитель проекта: педагог МАДОУ «Ягодка» средней группы Лазарчук Т. Н. Вид проекта: информационно познавательный,.

Проект «Мое дерево»Проект «Мое дерево» «МОЁ ДЕРЕВО»Познавательно-творческий проект Реализован педагогами Веселковой Мариной Викторовной, Данилиной Светланой Владимировной и.

Проект «Моя семья»Проект «Моя семья» Семья для ребенка есть самое главное и лучшее педагогическое учреждение, обеспечивающее личностное развитие. Семейное воспитание для ребенка.

Проект «Мы — журналисты»Проект «Мы — журналисты» ПРОЕКТ На тему: «Мы журналисты» Подготовила воспитатель подготовительной логопедической группы Тюрина Надежда Александровна МБДОУ№15.

Проект «Открытки» ПАСПОРТ ПРОЕКТА «ОТКРЫТКИ» С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Цель проекта: приобщение детей к культуре и традициям поздравлений с праздниками.

Проект «Радужный мир»Проект «Радужный мир» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37 «Колобок» Проект: «Радужный мир!» Подготовили.

Проект «Шаг навстречу»Проект «Шаг навстречу» Взаимодействие с семьями воспитанников второй младшей группы «Гномики» в рамках реализации проекта «Шаг навстречу».На РМО, я представляла.

Проект «Это моя мама!»Проект «Это моя мама!» Средняя группа, ноябрь 2016 г - март 2017 г Традиционно в России поздравляют женщин два раза в год: в ноябре – с Днем матери и марте.

Автор публикации:
Проект «Гномоград»
Опубликовано: 8 февраля 2020 в 13:24
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Гномоград»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Малышенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД