Ирина Малышенко
Проект «Гномоград»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МИХАЙЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А. К. СКРЫЛЕВА» ДОШКОЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ/МЛАДШАЯ ГРУППА «ГНОМИКИ»
ПРОЕКТ
«ГНОМОГРАД»
Автор-разработчик: Малышенко Ирина Васильевна
с. Михайловка
2019г
Введение
Публикация «Проект „Гномоград“» размещена в разделах
Дошкольный возраст – это важный период развития всех психических функций: речи, мышления, эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечает высшие структуры головного мозга — кора. Все это связано с игрой. Умственное развитие дошкольников характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Однако логическое мышление еще не сформировалось. Этому препятствует эгоцентризм и неумение сосредоточиться на изменениях объекта.
В развитии мышления дошкольника существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений и образов. Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности.
Актуальность проекта
Современные образовательные программы и современный педагогический процесс должны быть направлены на поддержку разнообразия детства, что предполагает вариативность содержания и организации дошкольного образования. Вариативность содержания дошкольного образования может быть достигнута только через сохранение широкого разнообразия образовательных программ, уже существующих в российском образовательном пространстве и разрабатываемых в настоящий момент.
Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь еще немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном возрасте.
Основы моделирования и конструирования должны естественным образом включаться в процесс развития ребенка так же, как и изучение формы, цвета и размера.
В процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их и на основе такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения. Решая конструктивные задачи, дети учатся анализировать, находить самостоятельные решения, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность. Конструктивная деятельность оказывает положительное влияние на формирование игровой деятельности детей, так, как, сооружая постройки из разных строительных материалов, выполняя поделки, они создают что-то новое, подбирают нужный материал (педагог всегда обязан предоставить ребенку выбор, учатся планировать свои действия, пополняют свои знания о материале, форме, цвете, расположении предметов в пространстве, согласовывают свои действия с действиями друзей.
У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство и выбор такого вида деятельности, чтобы она способствовала формированию умственной активности дошкольника. Это способность рассуждать, делать логические умозаключения и обосновывать свои решения.
В настоящее время стало куда труднее формировать мнение ребенка, влиять на его мировоззрение. Умение чувствовать радость жизни, свободно выражать себя закладывается в детстве и остается на долгие годы. Важную роль в творческой деятельности играют интуиция, воображение, а также потребность личности в раскрытии своих созидательных возможностей.
Следовательно, необходимо создавать мотивацию, развивать потребность в творческой деятельности, обеспечивать условия, при которых ребенок имел возможность самостоятельно проявить свои творческие способности.
Методы и приемы для организации работы в рамках реализации проекта
- наглядные: просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, сбор фотоматериалов, дидактические игры, организация выставок, личный пример взрослых, др. ;
- словесные: чтение художественной литературы, загадки, пословицы минутки размышления, проблемные вопросы и ситуации, беседы, моделирование ситуаций, др. ;
- практические: игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность, обыгрывание постройки, моделирование ситуации, конкурсы, физминутки, др.
Предполагается, что технологии проектирования при реализации нашего проекта будут являться уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно- ориентированных подходов к организации процесса дошкольного образования.
Диагностический инструментарий
Для определения уровня сформированности конструкторских способностей нами были выбраны следующие методики:
1. Методика диагностики сформированности конструкторских способностей посредством наблюдения (Приложение 1).
Выявлялся уровень конструкторских способностей при выполнении
задания по конструированию из разных видов конструкторов, бумаги, природного и бросового материала.
Использование способностей оценивалось в 2 балла, в том случае, если ребёнок использовал способности частично, он получал 1 балл, те дети, которые показали отсутствие конструкторских способностей, получали 0 баллов
Критерии сформированности конструктивных умений посредством наблюдения
№ Оценка в баллах
Умение абстрагировать Умение синтезировать Умение анализировать Умение видоизменять
Респондент 1
2. Методика диагностики уровня сформированности конструкторских способностей, по диагностическому материалу Ю. А. Афонькиной. Уровень сформированности способностей ребёнка отмечать «+» или «-» в соответствующей колонке (Приложение 2)
Критерии уровня сформированности конструктивных умений
(по методике Ю. А. Афонькиной)
№ Уровень сформированности конструктивных умений
Высокий Средний Низкий
Респондент 1
Условия реализации проекта
1. создание в группе мобильного уголка «ГНОМОГРАД»;
2. наборы дидактических пособий логических блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, картотеки схем, планов, картинок построек и моделей;
3. виды конструктивного материала: Лего-конструктор, деревянный, плоскостные (коврики, мозаики, напольный и настольный строительные материалы;
4. подборка материалов по знакомству со строительными профессиями, сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры с тематикой «Город для гномов», «Сельские профессии», «Транспорт» и другое;
5. материал для украшения построек: фломастеры, гуашь, клей-карандаш, кисти для рисования, игрушки для обыгрывания построек.
6. проектор, ноутбук, экран
Ожидаемый результат: ребенок может –
Проявлять интерес к конструированию;
Действовать по плану, схеме, инструкции создания объекта ;
Самостоятельно подбирать готовую инструкцию;
Совместно с родителями, педагогом или самостоятельно создавать различные продукты деятельности;
Высказывать инициативу;
Родители поняли значимость привлечения детей к научно-технической деятельности с использованием конструкторов нового поколения;
Коллеги приняли опыт разработки проекта
По содержанию
Познавательно-исследовательский, творческий
По длительности
Долгосрочный (сентябрь 2019 - май 2020)
Участники проекта :
Дети средней группы, воспитатели, родители
Цель проекта : Создавать условия, при которых ребенок имел возможность самостоятельно проявить свои творческие способности.
Задачи проекта :
Организационные:
- обеспечить создание материально технической базы по познавательно – конструктивной деятельности для реализации задач проекта;
- подобрать и изучить научно-методическую литературу и диагностический материал по теме;
- организовать работу с родителями воспитанников по созданию новой развивающей среды и освоение конструкторов, освоение способов конструирования из бросового и природного материалов.
Обучающие:
- дать первоначальные знания по плоскостному моделированию с использованием дидактических пособий логических блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, схем, таблиц;
- обучить правилам безопасной работы инструментами необходимыми при конструировании и строительным материалом, ножницами.
Развивающие:
- развивать интерес к моделированию и конструированию;
- развивать конструкторские навыки, творческую, познавательную инициативу и самостоятельность;
- развивать психофизические качества детей: память, внимание, логическое и аналитическое мышление;
- развивать мелкую моторику кистей рук
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества;
- развивать коммуникативные компетенции: участия в беседе, обсуждении;
- формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре);
- развивать социально-трудовые компетенции: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить
начатое дело до конца.
Этапы реализации проекта
Наименование мероприятия Цель/задачи Срок реализации Ожидаемый результат
I этап - подготовительный
Анализ психолого-педагогической, методической работы подобрать и изучить научно-методическую литературу и диагностический материал по теме Июль-август 2019 Уровень разработки проекта
Создание в группе уголка «Гномоград» организовать работу с родителями воспитанников по созданию новой развивающей среды и освоение конструкторов нового поколения Август 2019 Привести в порядок имеющиеся конструкторы, частично приобрести новые конструкторы и материалы, изготовить игровой макет «Гномоград»
Разработка проекта «Гномоград» Разработать и защитить на педсовете проект Май -сентябрь 2019 Проект «Гномоград»
II этап – практический
Корректирование комплексно-тематического планирования вариативной программы «Страна Чудоделкино» в соответствии с ФГОС с детьми и родителями Разработать показатели развития конструкторских способностей детей 3-5 лет Март – сентябрь 2019 План работы и ожидаемые результаты
Апробация проекта «Гномоград»
1. диагностика детей
2. анкетирование родителей «Значение конструирования в развитии ребёнка дошкольного
возраста»
3. групповая и индивидуальная работа с детьми по комплексо-тематическому плану вариативной программы «Страна Чудоделкино»
4. работа с родителями по плану - Определить уровень сформированности конструкторских
способностей посредством наблюдения (методика Ю. А. Афонькиной)
- выявить родительский потенциал и спланировать
дальнейшие действия по работе с родителями
- развивать интерес к моделированию и конструированию;
- развивать конструкторские навыки, творческую, познавательную инициативу и самостоятельность
- повысить компетентность родителей Сентябрь 2019
Сентябрь 2019
Сентябрь 2019-май 2020
Сентябрь 2019-май 2020 - Результаты первичной диагностики развития конструкторских способностей детей 4-5 лет
- результаты анкетирования, план работы
- НОД, д/и, с/р игры, выставки
- анкетирование, консультации, собрания, выставки и т. д.
III – этап итоговый
1. диагностика детей
2. анкетирование родителей «Значение конструирования в развитии ребёнка дошкольного
возраста» - определить уровень сформированности конструкторских
способностей посредством наблюдения (методика Ю. А. Афонькиной)- выявить родительский потенциал Май 2020
Май 2020 - результаты итоговой диагностики развития конструкторских способностей детей 4-5 лет
- результаты анкетирование, подведение итогов
Компьютерная презентация проекта Подведение итогов реализации проекта Май 2020 Выставка «Как живут наши гномики», фотоальбом «Любим, строить, мастерить, нам ведь некогда грустить!»
Содержание проекта
Образовательная деятельность с детьми планируется проводить 1 раз в две недели, длительность 15-20 минут. В начале и в конце работы над проектом проводиться диагностика. Для успешной работы составили примерное перспективное планирование (Приложение 3).
Свою работу мы планируем начать с игровых занятий по плоскостному моделированию с использованием дидактического материала: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера. Сначала дети выкладывают изображения, накладывая геометрические фигуры на схему, затем конструируют по замыслу. Очень важны для дошкольников игры и упражнения с таким материалом на начальном этапе развития инженерного мышления. Логические блоки Дьенеша, палочки Кьюзнера позволяют знакомить детей со счетом, геометрическими фигурами, величиной, цветом, упражнять в ориентировке в пространстве, развивать мелкую моторику рук и координацию движений, что влияет на общее интеллектуально развитие дошкольников.
Далее от плоскостного моделирования переходим к конструированию из конструкторов нового поколения: Лего-конструктор, деревянный конструктор, конструкторы с разными видами крепления, плоскостные конструкторы, мозаики. Такое разнообразие позволяет воплощать любые замыслы детей.
Использование разных конструкторов, показывает, что конструкции одного и того же предмета может быть различной в зависимости от того, какой строительный материал используется, и от того, как соединяются детали.
Например: постройки из Лего-конструктора более устойчивы за счет прочного соединения, а сооружения из других конструкторов быстро разрушаются, и их установка требует определенных усилий.
С целью расширения знаний об окружающем мире и активизации словаря детей, на прогулке планируем проводить наблюдения, обращать внимание на различные здания и сооружения, рассматривать машины, автобусы и другие виды
транспорта, выделять их части, называть форму. При проведении образовательной деятельности по конструированию упражнять детей в их строительстве.
Прежде чем перейти к самостоятельной конструкторской деятельности, детям будут предлагаться образцы построек, чтобы они поняли назначение каждой детали, способы их соединения. Надо сказать, что конструирование по образцу - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
Далее переходим к более сложному этапу - конструированию по наглядным схемам, через которое развивается
наглядное моделирование, так как надо соотнести размер, цвет, форму деталей и скомбинировать их. В процессе работы дети рассматривают схемы, отвечают на вопросы: «Что нарисовано на схеме», «Из каких деталей состоит постройка?»
И наконец, конструирование по замыслу, которое позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. Сооружая свои постройки, дети имеют возможность придумывать и создавать что-то новое. Они экспериментируют, изобретают, фантазируют и обыгрывают свои постройки.
Роль родителей в развитии конструктивных способностей и основ инженерного мышления детей дошкольного возраста является немаловажной. Включение семей воспитанников в образовательную деятельность ДОУ расширяет пространство, объединяет интересы педагогов, родителей и детей. Для успешной реализации проекта мы составили план работы с родителями воспитанников (Приложение 4).
Таким образом, конструирование подготавливает почву для развития инженерного мышления у детей. Целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию и моделированию играет большую роль в общем развитии дошкольников. Оно способствует формированию у детей умения учиться. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными потребностями. На занятиях конструированием и в игре у детей воспитывается воля, сдержанность, умение выслушивать объяснение педагога и работать в соответствии с инструкциями, в совместной работе согласовывать друг с другом действия, преодолевать трудности в достижении цели.
Учебно-методическое оснащение проекта :
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. ФГОС ДО (Приказ № 1155 от 17 октября 2013года).
3. Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
4. СанПин 2.4.1.3049 – 13.
5. Основная образовательная программа дошкольных групп МБОУ «Михайловская СОШ им. ГСС А. К. Скрылёва» на 2016 – 2020 учебный год.
6. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала: Подготовительная к школе группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
7. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
8. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программы и конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
9. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятия с детьми 4-7 лет. - М: Мозаика-Синтез, 2008.
10. Лыкова И. Умные пальчики. М: ИД ЦВЕТНОЙ МИР.
11. Маркова В. А., Житнякова Н. Ю. Построй свою историю. Парциальная программа по лего-конструированию.
12. Новикова И. А. Аппликация и конструирование из природных материалов в детском саду: Ярославль: АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ. 2010
13. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2012