Ольга Круглова
Мастер-класс «Белый платочек… платок памяти…» к 76 летию Победы ВОВ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Сохранение преемственности и традиций народно-прикладного искусства в рамках нравственно-патриотического воспитания.
Белый платочек, оставлен на память,
Положен в шкатулку не мною,
То было давно, ты послушай, я тайну
С тоской тебе эту открою.
Старый серый дом воспоминаний,
Греет на столе одна свеча.
Дом уже устал от ожиданий,
Что душа родная не пришла.
Холодно и грустно в этом мире
Бабушке, сидящей у окна.
Ведь когда то потеряла сына,
С этим горем годы прожила.
Старый шкаф под серой занавесой,
Сохранил слезу минувших дней,
Публикация «Мастер-класс „Белый платочек… платок памяти…“ к 76 летию Победы ВОВ» размещена в разделах
Маленькую старую шкатулку,
Что когда то подарил он ей.
Молясь года за душу сына,
За души тех, кто был в бою,
В жилах кровь от страха стыла,
Как отправляла на войну,
В скорбный день, как соль на раны,
Конверт сказали получить,
Больное сердце бедной мамы,
Не в силах это пережить,
Стук сердца, голову вскружило,
Не веря правде, слезы, боль,
Потери боль, испепелила
Из сердца матери любовь,
На поле сын лежал бездвижно,
В руке своей, держа платок,
Глаза застыли неподвижно,
Берег его, как только мог,
Родное тело увидала,
К земле припала мать, живой,
И боли крики издавала,
Из сил последних «Сын, родной!»
Пронзая душу в тьме ночной,
Он словно шепчет тихо маме,
«В душе твоей всегда живой,
Пока мы будем меж мирами»
И белый платочек, как светлые мысли,
Хранится в шкатулке в шкафу,
Свеча не горит, и молитвы утихли,
За тех, кто погибли в бою.
(Марина Ярская).
Этим стихотворение, молодой поэтессы Марины Ярской, я бы хотела начать свой рассказ о истории белого платочка, кусочка ткани, но такой дорогой для сердца многих матерей, девушек, жен,кто проводил своих родных на войну или в армию.
Мы часто встречаем в былинах про богатырей упоминание о узелке с родной землей, которая придавала силу. В белый платок, подаренной мамой, была завязана земля с родного края. В трудный момент, когда силы покидают богатыря, он достает заветный узелок от матери,прикладывает его к груди, где сердце и произносит «Ну, помогай Мать Сыра Земля». Конечно, не в даваясь в мифологию, мы понимаем, что силу войну придавали всколыхнувшиеся воспоминания о родном крае, о том, что дома помнят и ждут.
В фильмах про ВОВ мы видим моменты, когда солдаты достают платок из кармана, в нем завернуты фотографии родных. Невидимая ниточка с домом, с любимыми. Белый цвет символизирует чистоту, веру, надежду.
Обычаи проводов в армию остаются неизменными с давних времен. Солдатская доля всегда была нелегка, особенно тяжела была она в царские времена, когда служить приходилось 25 лет, трагична она и во времена войн. Но и в наше нестабильное время молодому человеку, хотя всего на два года, отлучиться от родного дома, расстаться с семьей, близкими, друзьями нелегко. Поэтому обычаи проводов не забываются, песни не стареют, только слова в них меняются. В каждой деревне была своя традиция относительно белого платка.
Например :мать дает сыну икону Николая Чудотворца (д. Апчары) и белый носовой платок (с. Акрамово, просит сохранить их до возвращения. Запевают песню и трогаются, призывник машет платком. Затем трогаются. Солдат машет платком, провожающие — тоже, но так, будто подзывают к себе. Делают так, чтобы парень возвратился (д. Большое Карачкино). У военкомата призывник отдает платок тому, кто пойдет в солдаты за ним. Часто платок провожающие привозили матери обратно и она его хранила до возвращения. Так же встречается в описании, что платок передавался тому, кто пойдет в армию следом.
Еще одна интересная традиция с платком связанная с проводами в армию. Мама дарила белый вышивной платок. Сын выходил в двери, но потом возвращался и только когда мама его выведет за платок из дома, только тогда отправляется в дорогу.
Сергей Мачинский — руководитель одного из самых авторитетных поисковых отрядов погибших в ВОВ вспоминает: «Около Мясного Бора в Новгородской области. Немцы сбросили 395 солдат, которые прорвали их оборону, в санитарную яму. Два месяца мы поднимали эту яму. И там на дне у одного из убитых солдат, к сожалению, имя не удалось установить, был платочек. А в него женский локон завёрнут. Видимо, любимая дала ему на память. Рыжий локон, такая завитушка женских волос завёрнута в платок. И вот когда этот платок держишь — это дорогого стоит.»
Носовой платок, датированный 1944 годом. На платке вышита трогательная надпись «Ты пройдешь сквозь гром военный и вернешься к семье вновь, закончив бой с врагом победный, и между нами мир-любовь!». За год до окончания Великой Отечественной войны сомнения в ее исходе уже ни у кого не возникало.
Если у парня была любимая девушка, то специально для него она вышивала белый платок в форме небольшого флага. Посередине этого платка нашивалась красная звезда или цветок. Обычно каждая девушка заранее на посиделках готовила такой платок. После того как любимая девушка прикрепляла платок парню на грудь, это могли сделать все остальные девушки. Платок от любой девушки означал, что она будет его ждать,пока он не вернется. Он символизировал чистоту души девушки. Парни очень дорожили этими платками и хранили их бережно. Но бывали и такие случаи, когда рекрут брал напрокат такой платок у отслуживших ребят. Он держал платок перед собой в развернутом виде, демонстрируя вышивку, когда разъезжал с друзьями по улице. Платки несли пожелания хорошей и счастливой дороги.
Каждая из девушек старалась украсить свой платок лучше. Использовали для украшения вышивку. Один из способов, это мережка.
Проведение мастер-класса
Тема:
Белый платочек… платок памяти…
Мережка.
Подготовительная работа:
1. Распечатать каждому участнику мастер-класса схему выполнения мережки «Кисточка
2. Приготовить раздаточный материал и инструмент: лоскуток ткани 25 см на 25см. Лучше всего использовать льняную ткань; маленькие ножницы; иголка; нитки.
Ход работы:
1. Раздать материал и инструмент.
2. Показать, каким способом вытягивается нить и направление. Нити вытягиваются горизонтально расположенные. Если нить вытягивается трудно, удобно в середине платка сделать надрез острыми ножницами, перерезав нужное количество горизонтальных нитей. Во время работы по высвобождению нитей, удобно рассказать о мережке.
Мережка – это старинный способ вышивки, который был доступен каждой женщине. Для неё необязательно иметь швейную машину, поэтому этот вид вышивки был всегда популярен во многих странах Европы и в России. Мережкой вышивали салфетки, скатерти, воротнички, шарфы, рубашки и мужские, и женские и конечно же платья, юбки, блузы.
Мережкой называется ажурная вышивка в виде полосы, которая выполняется по продёрнутой ткани. Для выполнения мережки выдёргиваются нити из ткани только в одном направлении – по основе или по утку. Свободнолежащие (оставшиеся) нити ткани объединяются в пучки. В зависимости от характера расположения пучков и способа их закрепления мережки называют простыми, сложными, узкими, широкими и многорядными.
Мы с вами выполним мережку кисточка.
Мережкой кисточкой обычно подшивают край вышитых изделий или сочетают её с другими в многорядных мережках. По технике исполнения мережка кисточка самая простая.
3. Закрепив нитку у подшиваемого края (удобно ее закрепить без узелковым способом, просо два раза продев ее через ткань в начале вышиваемой полосы) слева направо захватывают несколько свободных нитей в продёрнутой полосе и, обвивают их справа налево, затягивают петлёй, согласно схеме. Рисунок 1.
Рисунок 1 Схема выполнения мережки «Кисточка»
4. Закрепив петлю, пропускают рабочую нить через 2-3 нитки подшиваемого края, вновь вводят иглу в продёрнутую полосу для захвата следующих свободных нитей. Ход рабочей нитки повторяется.
В результате, при затягивании нитей в столбиках с одной стороны, получается узор, похожий на кисточку.
В послевоенные годы мережка многим мастерицам помогла выжить и выкормить детей. «После войны свадьбы игрались и мережка очень красиво смотрелась на платье и на блузке, помогая украсить скудные разнообразие тканей.» Это из воспоминаний людей той поры, а так же из записей Кемеровского Музея –заповедника «Красная горка».
Так же этим способом часто латали прохудившиеся вещи, превращая дырочки в ажурную вышивку.
В рамках военно-патриотического, воспитатель знакомит детей с различными видами русско-народного искусства. К одному из важнейших художественно-технологическому процессу народного творчества, относятся вышивка. Она является неотъемлемой частью, но при работе с детьми возникают трудности в преподнесении материала, так как детям интересен процесс выполнения, а педагог часто предоставляет для ознакомления только образцы вышивки или фотографии. Мережку можно выполнить с детьми начиная с возраста 5 лет.
При работе с детьми, лучше брать марлевую ткань. Для возраста 5-6 лет достаточна работы с выполнением вытягивания нитей сначала в горизонтальном,а затем в вертикальном направлении с применением зубочистки.
Затем при помощи фломастера и лекала наносится рисунок, для создания вида законченной работы. Для детей 6-7 лет возможно уже полностью выполнить работу.
Закончить хочу стихотворением Муса Джалиль — Платочек
Простились мы, и с вышитой каймою
Платок родные руки дали мне.
Подарок милой! Он всегда со мною.
Ведь им закрыл я рану на войне.
Окрасился платочек теплой кровью,
Поведав мне о чем-то о родном.
Как будто наклонилась к изголовью
Моя подруга в поле под огнем.
Перед врагом колен не преклонял я.
Не отступил в сраженьях ни на пядь.
О том, как наше счастье отстоял я,
Платочек этот вправе рассказать.
Используемые материалы:
1. Большая Российская энциклопедия https://bigenc.ru/fine_art/text/2379781
2. LIFE https://life.ru/p/1322619
3. Никольский, Николай Васильевич (1878-1961).rus Взгляд чуваш на воинскую повинность/ Н. В. Никольский. - Казань : Центр. тип., 1905 .- 20 с. ; 24 см.
4. Традиции, обряды, праздники. https://www.gov.cap.ru/HOME/71/knigi/tradizii2/Caltaka%20acatni.htm