Виктория Жарова
Значение проведения физкультминуток в старшей группе ДОУ
Значение проведения физкультминуток в старшей группе ДОУ
Кратковременные паузы в форме лёгких физических нагрузок устраиваются в перерывах между разными видами занятости воспитанников детского сада, а также в процессе работы, подразумевающей интеллектуальное сосредоточение, например, занятий по развитию речи, окружающему миру, математике, изобразительному искусству и пр. Длительность физкультминутки обычно составляет 1,5–3 минуты. Как правило, она включает в себя комплекс из 3–4 упражнений, повторяемых несколько раз и направленных на активизацию дыхания и кровообращения.
Публикация «Значение проведения физкультминуток в старшей группе ДОУ» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Старшая группа
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Темочки
О необходимости перерывов свидетельствует и то, что иногда на занятиях ребёнок начинает ёрзать на стуле, стремясь изменить позу. Такое поведение является свидетельством умственной утомлённости, а значит, и снижения внимания. Если вид деятельности не сменить, то у ребёнка сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение и в результате появляются нарушения осанки.
Цели
Целями проведения активных перерывов в старшей группе являются :
• повышение или стабилизация работоспособности воспитанников в период занятий;
• обеспечение кратковременного отдыха, особенно для органов зрения и слуха, претерпевающих большую нагрузку;
• создание условий для расслабления мышц спины, туловища, кистей рук.
Это интересно. По данным исследований психологов, педиатров и педагогов, для полноценного развития ребёнка смена видов деятельности должна происходить каждые 20 минут.
Задачи
В качестве задач физкультминуток с детьми 5– 6 лет можно выделить:
• улучшение осанки;
• усиление метаболизма;
• развитие внимания и памяти;
• тренировка способности сосредотачиваться;
• получение сенсорных впечатлений;
• восстановление эмоционального фона.
Приёмы проведения
Для реализации поставленных целей и задач используются следующие приё мы:
• стишки, потешки, иллюстрирующие движения разминки;
• наглядность (картинки, плакаты, показывающие порядок выполнения действий;
• сочетание различных видов физической нагрузки (задания на работу над мышцами рук, ног, туловища, для стимуляции работы системы кровообращения и т. д.).
Для физкультминуток уместно сочетать :
• 3–5 упражнений для мышц рук, ног, плечевого пояса, туловища;
• гимнастику для кистей и пальчиков рук (жесты, работа со специальными массажными мячиками, орехами и т. д.);
• ходьбу, подскоки.
Виды и формы физкультминуток в старшей группе детского сада
Кратковременные перерывы для активизации двигательных навыков можно сгруппировать в несколько видов.
Физкультминутки для пальчиков и кистей рук
Такие физкультминутки проводятся для расслабления мышц после продолжительной работы с карандашами, ручками. Они часто используются на занятиях письмом или рисованием. В набор упражнений входят задания на:
• сгибание/разгибание кистей рук;
• движения запястьями по кругу;
• напряжение и расслабление кулачков.
К этому виду разминок относится, например, разминка «Алые цветы» :
• Наши красные цветки
Открывают лепестки. (Разжимают пальцы)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (Шевелят пальчиками)
Наши красные цветки
Закрывают лепестки. (Пальцы сжимают в кулачок)
Головой качают,
Тихо засыпают. (Покачивают кулачками).
Физкультминутки для утренней зарядки
Используются для стимуляции интереса дошкольников к выполнению знакомых упражнений, но в необычной стихотворной или игровой форме. По сути, это тот же набор, что и для первого типа физкультминуток, проводимых во второй половине занятий, но только по форме. Содержание же соотносится с тематикой зарядки. Примеры упражнений этого вида:
• Буратино потянулся, (Руки поднимают через стороны вверх, потягиваются, поднявшись на носочки)
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся, (Наклоны корпуса вперёд)
Руки в сторону развёл, (Руки разводят в стороны)
Ключик, видно, не нашёл. (Повороты вправо и влево)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (Руки на поясе, поднимаются на носочки).
• Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз — наклон и два — наклон,
Зашумел листвою клён. (Ноги на ширине плеч, руки за голову, наклоны туловища вправо и влево).
• Загудел паровоз «Ту-ту» (Кладут руки на плечи впереди стоящему ребёнку)
И вагончики повёз.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу («Паровозы» едут по кругу)
Далеко их укачу.
Паровоз кричит:
«Ду-ду-ду,
Я иду, иду, иду».
А колёса стучат,
А колё са говорят:
«Так-так-так!» (Ходьба на месте, с продвижением вперёд, согнутыми руками делают движения вперёд-назад).
Формы проведения перерывов
Содержание физкультминуток должно быть облечено в подходящую форму, чтобы ребятам было интересно выполнять физические упражнения. Это:
• Задания для общего развития. Включают 3–4 упражнения на все группы мышц, завершаются пробежкой в умеренном темпе на месте или быстрой ходьбой.
• Подвижные игры. Выбирать лучше забавы средней подвижности, без требования больших свободных площадей и соблюдения объективно несложных правил.
• Дидактическая игра. Подходит для проведения на занятиях по речевому развитию.
• Танцевальные па. Проводятся в середине занятия под музыку с умеренным ритмом.
• Движения, сопровождающие сюжет стихотворения (загадки, потешки или считалки). Тексты необходимо подбирать с чёткой рифмой и понятным содержанием, перекликающимся с темой занятия.