Получи документы

«Волшебство зимнего леса». Конспект занятия по обучению графике для старшего дошкольного возраста

Помылева Татьяна
«Волшебство зимнего леса». Конспект занятия по обучению графике для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Волшебство зимнего леса»

Конспект занятия по изобразительной деятельности

для старшего возраста

Помылева Татьяна Сергеевна,

педагог дополнительного образования

ГБДОУ детский сад № 27 комбинированного вида

Кировского района Санкт-Петербурга

Цель занятия:

Познакомить детей с новым видом изобразительного искусства – графикой.

Формировать общие учебные умения и навыки работы в новой технике

Задачи:

Обучающие:

1. Знакомство детей с видом изобразительного искусства - графикой.

2. Обучение техникам рисования и приемам работы тушью.

3. Учить детей создавать на рисунке образ зимней природы, передавать её красоту, изображать заснеженные деревья разнообразными художественными материалами.

Развивающие:

1. Развивать эстетическое восприятие зимнего пейзажа. Уточнить и обобщить знания детей о зиме.

2. Продолжить знакомить детей с картинами русских художников-пейзажистов, формировать представление о пейзажной живописи, учить эмоционально откликаться на неё, выделять средства выразительности: колорит, композицию и средства, с помощью которых художник передает настроение.

3. Развивать самостоятельность в работе.

Воспитательные:

1. Содействовать формированию любви к родной природе, ответственному и бережному отношению к ней.

Оборудование для занятия:

Репродукции картин с зимними пейзажами.

Запись пьесы "Времена года" П. И. Чайковского.

Тушь, кисти и перья разных размеров, палочки, белила, тонированная бумага.

Ход занятия:

Организационный момент. Приветствие.

Вниманию детей предлагается сказка, которая может быть рассказана педагогом с одновременным показом техники работы тушью, пером и кистью (соответственно тексту, а дети могут отвечать на предложенные вопросы и помогать «судить соревнование».

Или группа детей делится на две команды – «Перья» и «Кисти», а педагог выступает в роли «Судьи — Баночки Туши». Ребята по очереди на большом листе выполняют задания по команде «Судьи» в разных техниках графического рисунка.

«Сказка о том, как поспорили Кисти и Перья»

Поспорили Кисти и Перья, кто лучше рисует. Судить спор попросили старую Баночку Туши. Все её уважали и считались с ней.

И вот Перья выстроились по одну сторону листа, а Кисти по другую.

- Начинают Перья, - Торжественно сказала Баночка Туши.

Первое перо провело по бумаге тонкую-тонкую прямую линию - никак не толще волоса.

- Ну, - сказало оно, переводя дыхание и обращаясь в сторону Кистей. - Кто из вас так сможет?

А надо вам сказать, что это было самое тонкое Перо в команде Перьев.

Вызвалась самая тонкая Кисточка. Она очень старалась. Вела линию самым кончиком, почти не нажимая. Но всё равно линия получилась толще и не такая ровная.

- В первом виде соревнований победили Перья, - сказала Баночка Туши. - Теперь ваша очередь, Кисти.

Вперед вышла самая толстая Кисть. Она провела толстую ровную линию, причем без всяких усилий.

- Ну что? Кто из Перьев проведет такую линию? - спросила она гордо.

Перья пошептались и выбрали самое крепкое и толстое Перо. Но как оно ни старалась, как не напрягалось, линия получилась тонкая, не толще, чем проводит самая тонкая кисть.

- Один - один, - констатировала Баночка Туши. - Очередь Перьев.

Ещё одно Перо вышло и нарисовало много-много прямых линий близко-близко друг к другу. Этот способ рисования пером называют словом "штрих". Получилось пятно в форме квадрата прозрачного серого тона, если прищурится.

- А есть ли у вас Кисточка способная вот на это? - спросило Перо и присоединилась к своей команде.

Кисти посовещались и выбрали жесткую Кисть, которая уверяла, что умеет делать серый тон и притом, безо всякого штриха. Сначала она потренировалась на полях ("ослабила тон", как она говорила, а потом, когда щетина просохла, несколькими росчерками нарисовала квадрат серого тона, не такого ровного, но серого.

- В третьем виде состязаний незначительный перевес Перьев, - отметила Баночка Туши. - Очередь Кистей.

Вновь вышла Большая Кисточка и нарисовала абсолютно черное пятно круглой формы.

- Кто из вас сможет так? — спросила она.

Толстое Перо вышло вперед и стало энергично работать, сначала в одном направлении, потом в другом, поверх первой группы штрихов, потом в третьем ("Штрих сеточкой"). А тон тем временем сгущался и сгущался. Наконец работа была закончена, и Перо перевело дух.

Нелегкое это было дело - отличить пятна друг от друга. Но не для Баночки Туши. Она-то хорошо знала, как должно выглядеть настоящее пятно, и сразу отметила, что пятно, нарисованное Кистью, плотнее и ровнее, чем пятно, сделанное Пером, к тому же нарисовано гораздо быстрее и с меньшими усилиями.

Кисти и Перья с нетерпением ждали, что скажет Баночка Туши.

И она произнесла:

- Дальнейшее состязание считаю бессмысленным. Надеюсь, что вы поняли, что Перья могут то, что не могут Кисти, и наоборот. Поэтому каждый из вас делает свою часть работы: то, что сумеет только он. А теперь пожмите друг другу руки и никогда не спорьте!

Они так и сделали.

Физкультминутка «Художник-невидимка»

Художник-невидимка

По городу идет:

Всем щеки нарумянит,

Всех за нос ущипнет.

А ночью он, пока я спал,

Пришел с волшебной кистью

И на окне нарисовал

Сверкающие листья.

Маршируют по кругу друг за другом с высоким подниманием колена.

Останавливаются, встают лицом в круг, трут щеки ладонями.

Щиплют себя за нос.

Идут на цыпочках друг за другом по кругу.

Останавливаются лицом в круг,

«рисуют» листья воображаемой кистью.

Если на эту тему отводится два занятия, то на первом занятии ребята могут потренироваться рисовать тушью мягкими и жесткими кистями, перьями разной толщины, палочками, начиная со штрихов, линий, пятен.

Если на перо нажать сильно, линия получится яркой, но не длинной. Если слабо, линия станет тонкой. Но самое интересное, когда нажимаешь по-разному, а руку от листа не отрываешь, линия получается словно живая. Линии бывают прямыми, волнистыми, колючими, острыми, плавными.

Следующее задание - попытаться передать различные состояния природы: дождь, дым; разнообразную фактуру: мех животных, пух, колючки растений и другое.

На втором занятии идет работа по рисованию зимней картины "Волшебство зимнего леса".

Педагог читает стихотворение:

Чародейкою зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он околдован -

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован,

Легкой цепью пуховой.

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой -

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Ф. Тютчев

Включается отрывок из цикла "Времена года".

Педагог: Послушайте, как об этом рассказал композитор Пётр Ильич Чайковский. Что вам слышалось в музыке? Доставила ли вам радость эта мелодия?

Ответы детей.

Педагог: Мы с вами услышали, как композитор передал разные напевы зимушки-зимы: то тихие, спокойные, то нежные, изящные, сказочно-волшебные, то громкие, звонкие, то грустно-печальные.

Подумайте, о какой зиме вы хотите рассказать. Постарайтесь нарисовать свою песню о зиме.

Педагог: Как вы думаете - можно ли изобразить белоснежную зиму черной тушью?

Оказывается - да! Давайте попробуем. Придумайте свой лес, сочините его. Постарайтесь, чтобы деревья были разной формы, разного размера, расположены по всему листу.

Перед началом работы, давайте вспомним, как передать в рисунке

пространство.

Педагог показывает методическое пособие "Зимний лес". Детям задаются

вспомогательные вопросы:

- Как изображаются деревья на переднем плане?

- Большие, высокие.

- А на втором, заднем плане?

- Чем дальше находятся, тем кажутся меньше по размеру.

- На первом плане все детали видны четко: ствол, ветви, а вдалеке, все можно обобщить. Деревья на картине могут перекрывать друг друга. Можно нарисовать дорогу или лыжню, уходящую вдаль, это усилит впечатление глубины пространства. А может вы нарисуете заснеженный домик на лесной опушке.

Далее идет практическая часть занятия.

Пальчиковая гимнастика «Снежинки»

Стою и снежинки в ладошки ловлю.

Я зиму, и снег, и снежинки люблю.

Но где же снежинки? В ладошке вода.

Куда же исчезли снежинки? Куда?

Растаяли хрупкие льдинки-лучи.

Как видно ладошки мои горячи. Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.

Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.

На первый вопрос сжать кулаки, на второй – разжать.

На первый вопрос сжать кулаки, на второй – разжать.

Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.

После того, как рисунок будет сделан тушью, можно нарисовать белилами снег, укутавший землю и деревья, танцующий в воздухе и падающий на землю.

По ходу занятия надо побуждать детей к тому, чтобы они доступными им средствами выразительности (точками, линией, пятном, штрихами) старались передать красоту и разнообразие форм зимней природы.

Подведение итогов занятия. Рассматривание выполненных работ. Дети выражают свое мнение о занятии.

Ритуал прощания.

Публикации по теме:

Конспект занятия по рисованию «Отражение зимнего леса в озере» в технике «монотипия пейзажная»Конспект занятия по рисованию «Отражение зимнего леса в озере» в технике «монотипия пейзажная» Конспект-фотоотчёт по нетрадиционному рисованию в технике монотипия пейзажная «Отражение зимнего леса в озере» Цель: систематизировать знания.

Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Жители леса»Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Жители леса» Цель: Формировать знания о диких животных. Образовательные задачи: Закрепить знания о диких животных, их отличительных особенностях (окрас,.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей»Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей» Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Тема: Мишка - Грамотей Задачи: • Закрепить умения.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Волшебство зимнего леса». Конспект занятия по обучению графике для старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 февраля 2025 в 21:15
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Волшебство зимнего леса». Конспект занятия по обучению графике для старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Помылева Татьяна (УИ 3528605) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
04 февраля 2025 вторник
Секреты хорошего настроения
Читаем произведения Пришвина
05 февраля 2025 среда
Читаем детям вслух!
Проводим викторины и интеллектуальные игры!
Собираем пирамидки!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД