Татьяна Перелыгина
Проявление агрессии у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проявление агрессии у детей дошкольного возраста.
Ребенок ведет себя агрессивно. Наша реакция? Чаще всего взрослые осуждают такое поведение, наказывают малыша, отчитывают, теряют контроль над собой, сами становятся агрессивными, усугубляя таким образом, ситуацию.
Существуют такие определения понятия «агрессивность»:
"АГРЕССИВНОСТЬ" – свойство личности, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденциях, с целью нанесения вреда тому или иному лицу».
Публикация «Проявление агрессии у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
«Эта любая форма поведения, целенаправленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения».
«Это физический акт, который иногда может запускаться и поддерживаться эмоциями, входящими в комплекс враждебности. Она направлена на то, чтобы причинить ущерб, оскорбить или победить. В понятие «физическое действие» включается также речь. Ущерб может быть психологическим или физическим (удар по телу или по самолюбию).
Из всех этих высказываний, можно сделать вывод, что
агрессия (лат. Agressio нападение) - это воинственная враждебность по отношению к окружающим.
Но надо помнить, что агрессия ребенка – это зачастую не только нападение, но и отстаивание собственных прав и интересов, способ отреагирования напряжения (недовольства, усталости и пр.)
В дошкольном возрасте на появление агрессии самое большое влияние оказывает семейное воспитание ребенка, взаимоотношения между родителями, стиль отношений родителей и детей. На поведение детей, вне всякого сомнения, влияют те модели поведения, которые представляют им родители.
• Родители систематически проявляют физическую или вербальную агрессию по отношению к ребенку - вероятность проявления у ребенка защитной агрессивности или подражания модели поведения родителей - ребенок часто, конфликтует, дерется, на занятиях выкрикивает и т. п. ; применяет агрессивную модель поведения в жизни.
• Родители применяют слишком суровые, несоотносимые с проступком наказания - уровень агрессивности у ребенка повышается, возрастает готовность к агрессивным действиям - вероятность реактивной (ответной) агрессивности в более старшем возрасте; проявления защитной агрессивности.
• Родители не обращают внимание на агрессивное поведение, вспыльчивость ребенка, не контролируют его поведение - проявление агрессивности в дальнейшем как типичной поведенческой черты.
• Родители не дают возможность ребенку проявить способность к самостоятельному выбору, не позволяют ребенку заявить о себе, запрещают любые формы проявления детского гнева, систематически подавляет свои эмоции - деструктивная агрессивность насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным действиям других, воровство, внезапные вспышки гнева.
• Родители проявляют агрессию по отношению к окружающим в присутствии ребенка (напр. отрицательно высказываются по поводу соседей или по поводу педагогического стиля в детском саду и т. д.) - у ребенка закрепляется уверенность, что окружающие люди являются виновниками их бед - вероятно, что дошкольник возьмет эту модель за основу своего дальнейшего поведения -проявление агрессии.
• Конфликты между родителями, развод - демонстративная агрессивность (привлечение внимания к своей персоне); формирование агрессивной модели «выяснения отношений».
Как же помочь агрессивному ребенку?
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык». А в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.
Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.
Работа с такими детьми проводиться в трех направлениях:
1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемыми способами выражения гнева.
2. Обучение детей навыкам распознания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т. д.
Стратегия на стимуляцию гуманных чувств
• Стимулируйте у агрессивных детей признавать собственные ошибки, переживание чувства неловкости, вины за агрессивное поведение.
• Учите их не сваливать свою вину на других.
Обучение приемам саморегуляции, умением владеть собой
• Агрессивным детям свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому полезны релаксационные и психогимнастические упражнения: «Штангист», «Камень и веревочка», «Веселый и злой» и т. д.
Стратегия ориентации на эмоциональное состояние другого
• Взрослый стремится обратить, привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся. «Ты себя чувствуешь себя победителем?», «Кому сейчас плохо, как ты думаешь?», «Как ты думаешь, сейчас только тебе плохо или еще кому-то?», «Тебе сейчас грустно?». Агрессивный ребенок стал свидетелем того, как обидели Вову. Взрослый предлагает ему: «Давай пожалеем Вову».
Стратегия на осознание агрессивного и неуверенного поведения или состояния
• Помогите агрессивному ребенку оценивать эмоциональное состояние ребенка-жертвы, а не только собственное.
• Чаще спрашивайте у них о вариантах выхода из конфликтной ситуации.
• Объясняйте, какими другими неагрессивными способами они могут самоутвердиться.
Стратегия на отреагирования агрессивного поведения
• Взрослый стремится, чтобы ребенок отреагировал негативные чувства «ЗДЕСЬ» и «СЕЙЧАС».
• Учите выплескивать гнев в приемлемой форме и выражать его словами, а не физической агрессией.
Через предметно-практические игровые действия.
• Взрослый предлагает ребенку: «Давай разорвем эту бумажку. Вот так! На мелкие кусочки!» (лист гнева)
• Можно заранее подготовить листы с фигурками детей с непрорисованными деталями лица. Взрослый может попросить ребенка изобразить на листе этой фигурки то, чувство, которое он испытывает в этот момент и назвать его.
• Снятию агрессивных состояний способствует и работа с мягкими, податливыми материалами: тестом, пластилином, глиной.
Стремление на положительное подкрепление, похвалу
• Поощряйте всякое желание детей сдерживать свои агрессивные действия. «Я знаю, ты хотел стукнуть Машу, но не стукнул. Молодец!».
Стратегия на игнорирование
• Это отсутствие в поведении взрослого положительного или отрицательного подкрепления, оценочного отношения к проявлениям агрессии или неуверенности.
Стимуляция соревнования, соперничества
• Эта стратегия на стимуляцию у детей желания испытать собственные силы и способности, выиграть, сделать что-либо быстрее или лучше всех. При этом важно приучать ребенка не бояться неудач и т. п.
Игры и игровые упражнения
• Игры способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева, снятия мышечного напряжения, обучение детей эффективным способам общения, формированию у детей чувства доверия к окружающим
Список литературы.
1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПБ: Питер, 1997.
2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: “Академия развития”, 1997.
3. Паренс Г. Агрессия наших детей. М. : Издательский дом “Форум”, 1997.
4. Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск: Ильин В. П., 1996.