Людмила Слободяник
Картотека занятий-прогулок (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
Прогулки год (1 часть)
Апрель
Карточка №1.
Наблюдение за сезонными изменениями.
Цели: формировать понятия о смене времен года; дать представление об особенностях каждого сезона.
Ход наблюдения
Улеглись в полях метели
В белоснежные постели.
Отдохнуть пришла пора!
У крыльца звенят капели,
Воробьи повеселели,
Гонят зиму со двора! П. Образцов
Публикация «Картотека занятий-прогулок (часть 1)» размещена в разделах
Апрель — второй весенний месяц. Но поглядите в окно: идет снег, ветер качает голые сучья деревьев. Все по-зимнему, и не верится, что зима уже позади. А весна все-таки приближается. Солнце всходит раньше семи часов утра и заходит около восьми вечера, значит, день прибавился почти на пять часов.
Воспитатель задает детям вопросы.
Перечислите признаки весны.
Какой сейчас месяц?
Что происходит со снегом весной?
Как изменяется жизнь человека весной?
Трудовая деятельность
Уборка снега на участке.
Цель: формировать трудовые умения.
Подвижные игры
«Гуси-гуси», «Уголки», «.Затейники»
Цели: Развивать умения организовывать игры, исполнять роль ведущего. развивать чувство равновесия, ловкость, быстроту движений; тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакции и смекалки.
Творческие игры
Формировать потребность творчески проводить свободное время в социально значимых целях.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: упражнять в беге на скорость, совершенствовать технику прыжка в длину с места.
Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Апрель.
Карточка №2.
Наблюдение за проталинами.
Цели: учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе; формировать знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе.
Ход наблюдения
Голубые, синие небо и ручьи, В синих лужах плещутся стайкой воробьи. На снегу прозрачные льдинки-кружева, Первые проталины, первая трава.
Е. Трутнева
К нам весна шагает быстрыми шагами, И сугробы тают под ее ногами. Черные проталины на полях видны, Верно, очень теплые ноги у весны.
Г. Ладонщиков
Воспитатель задает детям вопросы.
Какие изменения произошли в природе весной?
Что вы наблюдали сами?
Как изменился снег с приходом весны?
В каких местах вы наблюдали проталины?
Почему не везде появились проталины?
Трудовая деятельность
Уборка участка после таяния снега.
Цели: приучать к чистоте и порядку; воспитывать чувство прекрасного.
Подвижные игры
«Ловишка, бери ленту», «Коршун и наседка», «Волк во рву»
Цель: развивать умение быстро бегать, прыгать, увертываться от ловишки.
Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Магазин», «Полегон», «Космодром» - формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цели:
— упражнять в развитии ловкости;
закреплять навыки мягкого приземления.
Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Апрель.
Карточка №3.
Наблюдение за осиной.
Цели: закреплять знания об осине; знакомить с новым явлением — почками.
Ход наблюдения
Ласковое весеннее солнышко пригрело зеленоватый ствол осины. Облетели с почек блестящие коричневые колпачки, и начали расти мохнатые сережки. А за ними покачнутся зеленые дрожащие листочки.
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.)
Что весной до появления листочков вырастет на дереве?
Вспомните, почему дрожат листья дерева?
Трудовая деятельность
Подметание дорожек на участке, сбор прошлогодних листьев.
Цели: закреплять умение трудиться сообща; воспитывать трудолюбие.
Подвижные игры
«Гуси-лебеди», «Уголки», «.Затейники»
Цели: Развивать умения организовывать игры, исполнять роль ведущего. учить по сигналу быстро бегать и переносить предметы по одному; развивать точность, быстроту, ловкость.
Творческие игры
Формировать потребность творчески проводить свободное время в социально значимых целях.
Индивидуальная работа
— «Перебрось за линию».
Цели: упражнять в метании предметов; развивать быстроту реакции.
Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Апрель.
Карточка №4.
Наблюдение за дятлом.
Цели: расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках птицы и среде ее обитания; формировать реальные представления о жизни птицы.
Ход наблюдения
Дятел длинным языком
Капли сока лижет,
Бабочка, усевшись ниже,
Пьет прозрачным хоботком.
Муравьи и мошки
По березе гладкой
Ползут, как по дорожке,
За капелькою сладкой.
Всех березка напоила,
Вешним соком оделила!
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Кто присел на толстый сук
И стучит: тук-тук, тук-тук? (Дятел.)
Где зимуют дятлы?
Чем любят лакомиться дятлы ранней весной? (Березовым соком.)
Что помогает дятлу доставать насекомых из-под коры
Как дятел строит гнездо?
Как выглядит дятел? Почему дятлов называют «санитарами леса»?
Подвижные игры
«Гуси-лебеди», «Волк во рву», «.Затейники»
Цели: Развивать умения организовывать игры, исполнять роль ведущего. учить по сигналу быстро бегать и переносить предметы по одному; развивать точность, быстроту, ловкость.
Творческие игры
Формировать потребность творчески проводить свободное время в социально значимых целях.
Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Магазин», формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.
Трудовая деятельность
Расчистка участка от остатков снега и мусора.
Цели: приучать к чистоте и порядку на участке; воспитывать дружеские отношения.
Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность.
Апрель.
Карточка №5.
Наблюдение за погодой.
Цели: учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе; формировать знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе.
Ход наблюдения
Голубые, синие небо и ручьи, В синих лужах плещутся стайкой воробьи. На снегу прозрачные льдинки-кружева, Первые проталины, первая трава.
Е. Трутнева
К нам весна шагает быстрыми шагами, И сугробы тают под ее ногами. Черные проталины на полях видны, Верно, очень теплые ноги у весны.
Г. Ладонщиков
Воспитатель задает детям вопросы.
Какие изменения произошли в природе весной?
Что вы наблюдали сами?
Как изменился снег с приходом весны?
В каких местах вы наблюдали проталины?
Почему не везде появились проталины?
Трудовая деятельность
Уборка участка после таяния снега.
Цели: приучать к чистоте и порядку; воспитывать чувство прекрасного.
Подвижные игры
«Мы весёлые ребята», «Уголки», Затейники»
Цели: Развивать умения организовывать игры, исполнять роль ведущего, учить по сигналу быстро бегать и переносить предметы по одному; развивать точность, быстроту, ловкость.
Творческие игры
Формировать потребность творчески проводить свободное время в социально значимых целях.
Индивидуальная работа
Развитие движений: прыжки с продвижением вперёд
Цели: упражнять в развитии ловкости;
закреплять навыки мягкого приземления.
Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Апрель.
Карточка №6.
Наблюдение за проклюнувшимися почками березы.
Цель: продолжать знакомить с березой, ее особенностями в весеннее время года.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.
— Я раскрываю почки
— В зеленые листочки,
— Деревья одеваю,
— Посевы поливаю,
— Движения полна,
— Зовут меня. (весна).
— Она весну встречает,
— Сережки надевает,
— Накинута на спинку
— Зеленая косынка,
— А платьице в полоску.
— Ты узнаешь. (березку!
— О каком времени года говорится в загадке?
— Перечислите признаки весны?
Что это за дерево?
Что произошло с почками?
В каком состоянии находятся деревья весной? пробуждаются.)
Трудовая деятельность
Заготовка талой воды для поливки комнатных растений; уборка мусора с участка.
Цель: обеспечивать участие в трудовой деятельности каждого ребенка.
Подвижные игры
«Бездомный заяц», «Караси и щука», «Лапта»
Цель: Учить играть по правилам. упражнять в беге, умении действовать по сигналу. Развивать интерес к народным играм.
Индивидуальная работа
«Пустое место», «Брось за флажок».
Цели: закреплять умение быстро бегать;
развивать глазомер.
Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Апрель.
Карточка №7.
Наблюдение за погодой.
Цели:
_- формировать представление о том, что изменения в природе весной связаны с вращением Земли вокруг Солнца; — закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
Ход наблюдения
Ласточка примчалась
Из-за бела моря.
Села и запела:
«Как ты, март, не хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик
Небо и природа в апреле-
Все весною пахнет».
А. Майков
Загадывание загадки
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной.)
Что изменилось с приходом весны?
Что стало чаще появляться на небе?
Что изменилось на огороде?
Предложить детям объяснить, как они понимают поговорку «Зима весну пугает, да сама тает»?
Трудовая деятельность
Уборка экологической тропы.
Цели: учить видеть результат своего труда; работать в коллективе.
Подвижные игры
«Мышеловка», «Гори, гори ясно» «Караси и щука».
Цель: Развивать умения организовывать игры, исполнять роль ведущего, учить по сигналу быстро бегать и переносить предметы по одному; развивать точность, быстроту, ловкость.
Сюжетно – ролевые игры «Детский сад», «Магазин», «Космодром» - формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.
Индивидуальная работа
Развитие движений: прыжки через короткую скакалку. Цели: совершенствовать умение в прыжках.
Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Апрель.
Карточка №8.
Наблюдение за солнцем.
Цель: помочь обнаружить связи между теми или иными признаками погоды, сезонными изменениями в жизни растительного и животного мира, влиянием солнца на живую и неживую природу.
Ход наблюдения
Люди добрые, солнцу красному,
Лику ясному
Поклоняйтеся, улыбайтеся
Распрекрасному. В. Брюсов
Важнейшим фактором, определяющим погоду, является солнце — источник жизни, света и энергии. Весной солнце начинает подниматься все выше и выше, тем сильнее оно греет землю, поэтому погода теплее.
Вопросы.
Когда вы возвращаетесь с прогулки, замечаете, где находится солнце?
Почему вы чувствуете, что весна уже наступила?
Что происходит с растениями, когда солнце ярко и долго светит?
Трудовая деятельность
Расчистка дорожек от мусора. Цель: развивать желание работать дружно, помогая друг другу.
Подвижные игры
«Гуси-лебеди», «Уголки», «Затейники»
Цели: Развивать умения организовывать игры, исполнять роль ведущего. развивать точность, быстроту, ловкость.
Творческие игры
Формировать потребность творчески проводить свободное время в социально значимых целях, продолжать учить самостоятельно договариваться о распределении ролей;
Индивидуальная работа
— Развитие движений.
— Цели: обучать прыжкам в высоту с бокового разбега; закреплять навыки мягкого приземления на полусогнутые ноги в прыжках в высоту с разбега.
Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Апрель.
Карточка №9.
Наблюдение за тополем.
Цели: продолжать знакомить с деревьями на участке; формировать представления о внешнем виде тополя весной.
Ход наблюдения
Воспитатель подводит детей к дереву, задает вопросы.
Как называется это дерево?
А как вы узнали?
Какие части тополя вам знакомы?
Весной на тополях набухают крупные почки. Когда клейкая оболочка упадет с них на землю, раскрываются пахучие блестящие листочки. Листья распускаются быстро и буйно. С утра дерево еще без листвы, а в полдень крона блестит и переливается развернутыми листьями. Тополиные листья свисают вниз на длинных черешках, слегка сжатых с боков, ' поэтому листья очень подвижны: трепещут и дрожат, даже при легких порывах ветра. Тополя чаще других деревьев сажают в городах, потому что они прекрасно очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу кислорода больше, чем другие деревья. Один тополь вырабатывает его столько, сколько три липы, четыре сосны, семь елей. Они неприхотливы и быстро растут.
Трудовая деятельность
Сбор палок, сломанных веток и сухих листьев.
Цель: побуждать к желанию трудиться, работу выполнять чисто и аккуратно.
Подвижные игры
«Совушка», «Уголки», «Ловишка, бери ленту»
Цели: учить выполнять действия по сигналу, плавно работать руками, бегать в определенном направлении; развивать быстроту, ловкость.
Творческие игры
Формировать потребность творчески проводить свободное время в социально значимых целях.
Индивидуальная работа
Катание на велосипедах: ехать по прямой, по извилистой дорожке; с разной скоростью.
Цель: развивать двигательную активность.
Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Апрель.
Карточка №10.
Наблюдение за погодой.
Цели:
_- формировать представление о том, что изменения в природе весной связаны с вращением Земли вокруг Солнца; — закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
Ход наблюдения
Ласточка примчалась
Из-за бела моря.
Села и запела:
Будь хоть снег, хоть дождик —
Все весною пахнет».
А. Майков
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Что изменилось с приходом весны?
Что стало чаще появляться на небе?
Что изменилось на огороде?
Трудовая деятельность
Уборка экологической тропы.
Цели:
— учить видеть результат своего труда;
— работать в коллективе.
Подвижные игры
«Бездомный заяц», «Караси и щука», «Лапта»
Цель: Учить играть по правилам, упражнять в беге, умении действовать по сигналу. Развивать интерес к народным играм.
Индивидуальная работа
Развитие движений. Игра «Классы». Упражнять в прыжках по ориентирам (клеткам). Развивать глазомер, координацию движений.
Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Апрель.
Карточка №11.
Наблюдение за деревьями на участке.
Цели: продолжать знакомить с деревьями на участке; формировать представления о внешнем виде весной.
Ход наблюдения
Воспитатель подводит детей к дереву, задает вопросы.
Как называется это дерево?
А как вы узнали?
Какие части деревьев вам знакомы?
Весной на тополях набухают крупные почки. Когда клейкая оболочка упадет с них на землю, раскрываются пахучие блестящие листочки. Листья распускаются быстро и буйно. С утра дерево еще без листвы, а в полдень крона блестит и переливается развернутыми листьями. Тополиные листья свисают вниз на длинных черешках, слегка сжатых с боков, ' поэтому листья очень подвижны: трепещут и дрожат, даже при легких порывах ветра. Тополя чаще других деревьев сажают в городах, потому что они прекрасно очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу кислорода больше, чем другие деревья. Один тополь вырабатывает его столько, сколько три липы, четыре сосны, семь елей. Они неприхотливы и быстро растут.
Трудовая деятельность
Сбор палок, сломанных веток и сухих листьев.
Цель: побуждать к желанию трудиться, работу выполнять чисто и аккуратно.
Подвижные игры
«Совушка», «Уголки», «Ловишка, бери ленту»
Цели: учить выполнять действия по сигналу, плавно работать руками, бегать в определенном направлении; развивать быстроту, ловкость.
Творческие игры
Формировать потребность творчески проводить свободное время в социально значимых целях.
Индивидуальная работа
Катание на велосипедах: ехать по прямой, по извилистой дорожке; с разной скоростью.
Цель: развивать двигательную активность.
Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
со сверстниками и взрослыми.