Кизименко Елена Григорьевна
Конспект занятия-прогулки в феврале «Зимние явления природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Кизименко Елена Григорьевна, воспитатель
Задачи: формировать представление об изменениях в неживой природе зимой, представление о снеге как состоянии воды. Расширить знания про иней. Развивать аналитические навыки, установить причинно-следственные связи между явлениями неживой природы. Развивать наблюдательность, связную речь. Воспитывать эстетические чувства.
Словарь: иней, пушистый снег, серебряные снежки, студень, стужайло, зимец, просинец, снежень, бокогрей.
Материалы: стихотворения о зимних месяцах, загадки, пословицы.
Публикация «Конспект занятия-прогулки в феврале „Зимние явления природы“» размещена в разделах
- День защитника. Конспекты занятий к 23 февраля
- Зима
- Зима. Зимние прогулки и наблюдения
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Февраль
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предварительная работа: лексическое значение названий зимних месяцев, загадки, поговорки, народные приметы. Составление рассказов о зиме. Разучивание зимних подвижных игр. Опыты со снегом и льдом.
Ход прогулки.
Так увлекся мастер делом,
Всё раскрасил только белым.
Красок больше не осталось –
Только белая досталась.
Догадалась быстро я
Кто рисует так. (зима)
Вопросы детям: Как называется первый зимний месяц? С чем связано это название? Как его называют в народе? Почему говорят: ноябрь стелет землю листом, а декабрь – снегом? Кто помнит, как получил своё название январь? Как его называют в народе? Почему говорят: январь - году запевка, его начало и зачин, зиме середка, вершина и зимы макушка?
Воспитатель: за метели и крепкие морозы февраль называли вьюговей, лютый, ветродуй. В народе говорили, что февраль – это дедушка апреля, пора слепящего солнца и весна света; запевка весны. Почему так говорят: в феврале снег глубокий – хлеб высокий?
Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось —
С неба на землю свалилось. (снег)
Вопросы детям: о чем эта загадка? Проведём исследование. Словите снежинку на варежку и рассмотрите её. Какой она формы? Полюбуйтесь этой красотой! Поймайте снежинку на ладошку. Что с ней случилось? Откуда на руке капелька воды?
Воспитатель: маленькие льдинки высоко в небе – это замерзший водяной пар, который превращается в снежинки. В морозную погоду они, падая друг на друга, под весом наших тел рипят, так как ломаются. Когда мороз слабый, снежинки собираются в пышные белые хлопья, а когда тепло – пар превращается в дождь. Рассмотрим строение целой снежинки и с протоптанной дорожки. Что увидели? Какой вывод можно сделать? Что будет, если комок снега смять в руках? Какой сегодня снег: липкий или рассыпчатый? Слепим снежки все вместе и посоревнуемся, кто кинет снежок дальше всех. (Далее проводится игра-соревнование «Кто дальше»).
Воспитатель: посмотрите вокруг на деревья и кусты.
В белом бархате деревня —
И заборы и деревья,
А как ветер нападёт,
Этот бархат опадёт.
О каком явлении природы идёт речь? Прикоснитесь к инею пальчиком. Какие возникают ощущения? На что похож иней? (Составление детьми описательных рассказов про иней).
Красивое, доброе, на всех смотрит, а людям на себя смотреть не позволяет. О чем говорится? Поднялось ли солнце выше? Греет ли февральское солнце? Какие вы загадки знаете про солнце?
Ой, весёлая зима,
Веселее не бывает.
Серебром снежков играет,
Снегом землю обнимает.
Мы на санках полетели –
Прямо в ушках засвистело!
Воспитатель: почему зима весёлая? В какие игры играют зимой? Вот и мы поиграем в игру «Мороз и печь». Вспомним слова Печи:
Я мороза не боюсь,
С тех, кто мёрзнет, я смеюсь.
Возле меня все толкутся,
Недаром я Печью зовусь!
(проводится подвижная игра на усовершенствование навыков бега, ориентировки в пространстве).
Теперь поиграем в игру «Берегись - заморожу». Кто может напомнить правила игры? (проводится игра).
Воспитатель: Какие зимние месяцы вы знаете? Каковы признаки зимы? Почему рипит снег? (В конце прогулки набираем снег в ведро, чтоб в группе провести эксперимент: белый и чистый на первый взгляд снег, растаяв, превращается в грязную воду, которую нельзя пить).