Людмила Горбунова
Конспект занятия «Прогулка по городу Саранск»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжить работу по формированию нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к истории народа, родного края, города, знакомство с прошлым и настоящим родного города.
Задачи:
Образовательные задачи:
• Продолжить работу по формированию нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к истории народа, родного края, города, знакомство с прошлым и настоящим родного города.
• Закрепить знание о символике города Саранска, Республики Мордовия;
Публикация «Конспект занятия „Прогулка по городу Саранск“» размещена в разделах
• Формировать интерес к культуре земляков, сохранять и приумножать достижения города;
Развивающие задачи:
• Развитие интеллектуального и творческого потенциала, расширение кругозора «Малая Родина»;
• Развивать интерес к деятельности жителей города;
• Развивать диалогическую речь у дошкольника, умение слушать своих товарищей;
Воспитательные задачи:
• Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить ее чистой и красивой;
• Воспитывать чувство гордости за своих земляков и уважение к старшему поколению;
Предварительная работа: рассматривание альбомов с видами города, нахождение родного города на карте России, заучивание стихов и чтение произведений о Родине, использование различных видов деятельности при знакомстве дошкольников с родным городом.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие: совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, фразовые и связные высказывания. Упражнять детей в четком звукопроизношении; артикуляционная гимнастика.
Социально-коммуникативное развитие: игра «Переводчики», «Ручеек», «Передай сердечко…».
Познавательное развитие: Закрепить знание о символике города Саранска, Республики Мордовия, расширять представления о достопримечательностях г. Саранск.
Физическое развитие: формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения предложенное воспитателем. Развивать любовь к физическим упражнениям. Разучивание физ. минутки «Спортсмены», флешмоба «Мой любимый город».
Художественно-эстетическое развитие: рассматривание достопримечательностей города, прослушивание стихотворения о городе.
Методические приемы:
Словесный: беседа, использование словесно-художественного образа, пояснение, художественное слово, вопросы, напоминание.
Наглядный: визуализация с помощью компьютера (показ слайдов, рассматривание, игровой (наглядно-действенный метод)
Практический: самостоятельное выполнение детьми задания, эвристический (развитие находчивости и активности, использование ТСО (технические средства обучения)
Используемые формы организации познавательной деятельности детей: на занятии используется фронтальная форма организации деятельности детей. Индивидуально-дифференцированный подход осуществляется к детям, испытывающим трудности при выполнении каких-либо заданий.
Словарная работа: флаг, герб, национальный драматический театр, спортивные сооружения, площадь Победы, монумент «Мать-Мордовия», Советская площадь.
Индивидуальная работа: эмоциональный настрой детей, дифференцированный подход к детям.
Материал и оборудование: аудио и видео оборудование, мультимедийная презентация, игрушка сердечко.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
(Дети стоят в кругу посреди зала) Психогимнастика "Улыбка"
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на улице пасмурно и вьюжно, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! поздороваемся. Здравствуйте, гости дорогие! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня прогуляться по нашему городу, не выходя из сада. Сегодня мы с вами будем и экскурсоводами, и туристами, и даже местными жителями. А для этого нам с вами надо размять наши языки.
Музыкальная артикуляционная гимнастика.
Воспитатель: У каждого города есть свой флаг и герб. Посмотрите на экран, что изображено на гербе нашего города? Софья нам сейчас коротко расскажет, что символизирует герб нашего города.
Ребенок: На гербе Саранска изображены на серебряном поле красная лисица и три стрелы. Это говорит о том, что охота была главным занятием жителей здешних мест.
А про флаг Мордовии нам расскажет Амина.
Ребенок: Флаг Республики Мордовия состоит трёх полос тёмно-красного, белого и тёмно-синего цветов. В середине белой полосы располагается восьмиконечная розетка. Восьмиконечная розетка – символ солнца, доброты.
Воспитатель: А что обозначает каждый цвет флага?
Ребенок: Флаг Мордовии повторяет выбор цветов российского флага, что означает единство Мордовии со страной. Цвета флага обозначают: синий указывает на красоту республики, красный показывает смелость и силу, а белый - мир и добро.
Воспитатель: Где вы видели Государственный флаг в нашем городе?
Ребенок: Флаг развивается над Администрацией нашего города. В торжественные дни, государственные праздники вывешивается российский флаг на общественных зданиях, школах.
Воспитатель: Мы продолжаем прогулку по нашему городу. Ребята, скажите мне пожалуйста, какие реки протекают рядом с нашим городом? (Инсар, Саранка, Тавла.)
Предлагаю показать, как протекают ручейки в наших окрестностях (проводиться игра «Ручеек» под песню в исполнении Л. Сенчиной «А по камушкам»).
Воспитатель: Мы продолжаем нашу экскурсию. Ребята посмотрите на следующий слайд.
(Ответы детей.) Рита расскажет нам об этом замечательном музее.
Ребенок: Это музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи. В нем находятся работы нашего знаменитого земляка. Степан Дмитриевич выполнял свои произведения из различного материала: это могла быть глыба камня или кусок дерева. Давайте рассмотрим некоторые его работы. В своих скульптурах Степан Дмитриевич передает настроение, характер людей мимикой и жестами. Он показывал чувства человека, его состояние.
Воспитатель: Я и вам сейчас предлагаю немного пофантазировать.
Детям предлагается показать мимикой и жестами под музыку грусть, страх, удивление, радость, восхищение.
Воспитатель подводит итоги, хвалит детей. Дети проходят на свои места.
Воспитатель: Мы продвигаемся дальше, и следующая достопримечательность- Мордовский национальный драматический театр.
Кто из вас посещал его? Может быть помните название спектакля?
Ответы детей.
Ребята, а какие еще театры есть в нашем городе?
Ответы детей.
Воспитатель: Саранске работают два драматических и музыкальный театр, а также два театра кукол.
Ребенок: В отделке Здания Мордовского национального драматического
театра использован тёмно-красный кирпич со светло-бежевой штукатуркой и декоративные металлические вставки с мордовским орнаментом. Между парадными колоннами установлены четыре бронзовые скульптуры: эрзянка с чашей, мокшанка с веткой яблони, юноша, выпускающий из рук птицу, и старик с посохом.
Мордовский государственный национальный драматический театр – это история и культура мордовского народа в каждом спектакле.
Воспитатель: Ребята, на каких языках проходят спектакли в этом театре?
Ребенок: на национальных мокша, эрзя языках?
Воспитатель: А давайте поиграем в игру «Переводчики»
Давайте вспомним, какие слова вы знаете на эрзянском языке. Как будет по-
эрзянски:
Здравствуйте (шумбратадо, до свидания (вастомазонок, папа (тетя, мама (ава, бабушка (сырькай, девочка (тейтерне, мальчик (цёрыне, дом (кудо, собака (киска, кошка (катка). (ответы детей).
Воспитатель: Лучшему знанию языка способствует знание пословиц и поговорок народа. У мордовского народа существует множество пословиц, поговорк. Они создавались и накапливались историей народа, они отражают жизнь и культуру народа.
Упражнение "Закончи пословицу"
В родном краю (жизнь как в раю).
Человек без родины, (что птица без гнезда).
Мордва проста с виду, (да не даст себя в обиду).
Кто умеет трудиться, (тот умеет и жить).
Доброе дело добром (оплачивается).
От злости стареешь (от доброты молодеешь).
Воспитатель: Мы продолжаем нашу экскурсию. Ребята посмотрите на следующий слайд.
Ребенок: Саранск- город спортивный. При желании каждый может заниматься любым видом спорта на стадионах, в бассейнах, в клубах. Имена наших земляков Алексея Мишина, Дениса Нижегородова, Ольги Каниськиной знает вся планета.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста какие спортивные сооружения мы с вами можем посетить?
Ответы детей: Дворец водных видов спорта, Ледовый дворец, спорт-комплекс "Мордовия", гимнастический центр имени Л. Аркаева, лыжно-биатлонный комплекс, теннисный центр, школа спортивной ходьбы, школа бокса им. Маскаева и другие. На территории города расположены два крупных стадиона: "Светотехника" и "Старт".
Воспитатель: Давайте на минутку представим себя спортсменами.
Физминутка. С изображением движения спортсменов.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Мы прибыли к месту вечной памяти павшим героям, которые отдали свои жизни за нашу мирную жизнь Даниил, расскажи, пожалуйста, об этом месте.
Ребенок: В Саранске есть еще одна площадь- Победы. На ней установлен мемориал погибшим в Великой Отечественной войне. В центре его- монумент «Мать-Мордовия» : женщина в мордовском национальном костюме благословляет своего сына-солдата на защиту Отчизны. Перед памятником горит вечный огонь. Он никогда не угасает - такой же неугасимой должна быть память народа о войне, о тех, кто не вернулся с неё.
Ребенок: Бронзовый солдат стоит в Саранске,
У него такой открытый вид,
Будто по-эрзянски или по-мокшански
С матерью родною говорит.
Здесь вздыхают матери седые,
Здесь без шума и без суеты,
В свадебных нарядах молодые
К бронзовым ногам кладут цветы.
Воспитатель: Спасибо, Данила. Двигаемся дальше.
Ребенок: Главная площадь города называется Советской. Когда-то у не было другое имя- Соборная, так как здесь стоял Спасский собор. После революции он был разрушен, а на его месте построено здание Правительства Республики- Дом Советов.
На Советской площади находится также белоснежный Дом Республики, где работает глава Мордовии и его советники.
Ребенок: А кто знает, кто является главой Республики Мордовия?
(Владимир Дмитриевич Волков)
Ребенок: На Новый год в центре площади устанавливают красивую и большую ёлку, сказочные замки, качели, веселые горки. А летом здесь проводятся разные конкурсы для детей.
При посещении центральной площади города проводится упражнение на составление творческого рассказа «Если бы я был Главой города…», воспитатель обращает внимание на то, чтобы дети употребляли сослагательное наклонение (я бы решил, я бы распорядился, я бы сделал)
Воспитатель: Посмотрите на следующий слайд. Узнаете это здание? Да, это наш родной детский сад. Мы вернулись туда, откуда начали прогулку.
Воспитатель: Ребята, вы любите город Саранск?
(Ответы детей).
-Давайте скажем, за ’что мы любим нашу столицу-город Саранск.
Игра «Передай сердечко и скажи словечко»
(Дети говорят, за что они любят свой город и передают игрушку-сердечко).
- Я люблю город Саранск, потому что он красивый, сильный, знаменитый.
-Я люблю Саранск, потому что он зеленый.
-Я люблю город, потому что он прекрасный.
-Я люблю Саранск, потому что он мордовский.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель: Наша экскурсия подошла к концу. Какие памятные места нашего города мы сегодня посетили? Что нового вы узнали?
Воспитатель: Я предлагаю всем нам провести флэшмоб в честь нашего родного города. Под песню «Этот город самый лучший город на земле», дети делают танцевальные движения
Воспитатель: На этом наша видео-экскурсия закончилась. Спасибо всем за внимание.