Эльмира Казакова
Напольная дидактическая игра для детей 5–7 лет «Прогулка по городу Перми»
▼ Скачать + Заказать документы
Значительное место в процессе обучения и воспитания занимают дидактические игры, т. к. в игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок приобретает собственный действенный и чувственный опыт.
А. Н. Леонтьев подчеркивал важное значение игры для познавательного и личностного развития ребенка- дошкольника. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.
Публикация «Напольная дидактическая игра для детей 5–7 лет „Прогулка по городу Перми“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Краеведческие игры
- Напольные игры
- Пермский край
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2021
Всем известно, что движение - это жизнь. Благодаря ему, окружающий мир открывается малышу во всем многообразии. Выдающийся педагог Н. К. Крупская, подчеркивая особенности детских игр, писала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, умение взвешивать обстоятельства». Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Прямая зависимость между двигательной деятельностью детей и развитием речи изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия.
Двигательная активность усиливает капиллярное кровообращение, что способствует притоку питательных элементов ко всем органам и системам человека. Мозг здесь не исключение, активное кровообращение усиливает мозговую деятельность. В головной мозг ребёнка поступают нервные сигналы от рецепторов, расположенных по всему организму. Физические движения увеличивают поток нервных импульсов в различные отделы головного мозга, что помогает ему гармонично развиваться. «Развитие мозга ребёнка соответствует двигательным навыкам. Этому же закону подчиняется и речь, а речь — средство развития интеллекта». (О. И. Крупенчук).
В настоящее время отмечается увеличение количества детей с речевыми нарушениями, с ограниченными возможностями здоровья.
В процессе коррекционной логопедической работы выделены общие проблемы:
• Отсутствует мотивация к познавательной деятельности;
• Низкий уровень свойств внимания;
• Низкий уровень развития речи;
• Трудности в понимании инструкций;
• Нарушение координации движений;
• Повышенное мышечное напряжение;
• Повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, с трудом сосредотачиваются на выполнение задания.
В рамках Программы развития МАДОУ «ЦРР – детский сад «Зодчий» и проекта «Оранжевая линия», основная идея которого формирование представлений у дошкольников об истории и культуре родного города, для повышения продуктивности коррекционной работы, развития лексико-грамматических категорий, связной речи, познавательного интереса у детей с речевыми нарушениями и детей с ОВЗ, предотвращения утомляемости, развития координации разработана напольная дидактическая игра «Прогулка по городу Перми».
Цель игры – через двигательную активность увеличить продуктивность совместной деятельности.
Пособие представляет собой полотно размером 2*3 м, расстилаемое на полу. На покрытии изображены достопримечательности города Перми, вдоль которых проходит оранжевая линия.
Возрастная группа: 5-7 лет
Количество участников: до 4 человек
Игра проводится в несколько этапов. Каждому ребенку выдается схема игры, на которую после выполнения каждого задания ребенок наклеивает отметку о выполнении задания.
Дидактическая игра «Узнай по описанию»
Дидактические задачи :
• закрепить представления о достопримечательностях города,
• закреплять правильное произношение звуков в словах;
• развивать связную речь;
• развивать внимание, память, речь;
• воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Игровая задача:
«Послушай рассказ о достопримечательности города Перми, пройди по оранжевой линии и найди эту достопримечательность. Расскажи, что ты знаешь об этой достопримечательности».
Игровые действия:
Педагог предлагает детям послушать короткие рассказы о достопримечательности города, отгадать и найти их на полотне. Далее дети составляют свой небольшой рассказ о достопримечательности.
Правила игры:
Прослушать рассказ о достопримечательности города, пройти по оранжевой линии, найти эту достопримечательность и подойти к ней. Составить рассказ об этой достопримечательности.
Результат: при выполнении задания и составлении рассказа ребенок получает наклейку на свою схему о выполнении задания.
Дидактическая игра «Угадай достопримечательность»
Дидактические задачи :
• формировать представления о памятниках архитектуры в нашем городе,
• развивать память, внимание, пространственное мышление у детей старшего дошкольного возраста,
• воспитывать интерес к родному городу.
Игровая задача:
«Посмотри на часть картинки и отгадай, что это за достопримечательность. Найди ее на полотне и собери картинку полностью»
Игровые действия:
Детям предлагается фрагмент достопримечательности, необходимо отгадать и найти их на полотне. Далее детям предлагается собрать все части (пазл) этой картинки в одной целое.
Правила игры:
Взять фрагмент пазла, отгадать достопримечательность, найти на полотне и собрать всю картинку полностью.
Результат: при выполнении задания ребенок составляет картинку из пазлов и получает наклейку на свою схему о выполнении задания.
Дидактическая игра «Один-много»
Дидактические задачи :
• Совершенствовать навыки словоизменения – правильного употребления множественного числа существительных.
• Закреплять правильное произношение звуков в словах.
• Развивать мышление, память, слуховое внимание.
Игровая задача:
«Пройди по оранжевой линии, называя достопримечательности города Перми, которые тебе встречаются. Подумай, много ли таких объектов в нашем городе. Если много, изменяй слово в форму множественного числа».
Игровые действия:
Детям предлагается пройти по оранжевой линии, назвать достопримечательности и изменить каждое слово в форму множественного числа.
Правила игры:
Пройти по оранжевой линии, начиная со слова «старт», называть достопримечательность, изменять слово в форму множественного числа.
Результат:
при выполнении задания ребенок получает наклейку на свою схему о выполнении задания.
Дидактическое упражнение «Скажи со словом «городской»
Дидактические задачи :
• формировать умение согласовывать существительные с прилагательными по родам и числам;
• развивать память, речь;
• закреплять правильное произношение звуков в словах.
• воспитывать уверенность в себе.
Игровая задача:
«Пройди по оранжевой линии, назови достопримечательности, которые тебе встретятся. Все они находятся в городе Перми, значит это городские объекты. Назови каждую достопримечательность со словом городской».
Игровые действия:
Детям предлагается пройти по оранжевой линии, назвать достопримечательности, которые встречаются, и согласовать названия со словом «городской».
Правила игры:
Пройти по оранжевой линии, начиная со слова «старт», называть достопримечательность и согласовывать его со словом «городской»
Результат: при выполнении задания ребенок получает наклейку на свою схему о выполнении задания.
Дидактическая игра «Придумай название улицы»
Дидактические задачи :
• формировать умение образовывать прилагательные от существительных.
• развивать память, внимание, пространственное мышление у детей старшего дошкольного возраста;
• закреплять правильное произношение звуков в словах.
• воспитывать интерес к родному городу.
Игровая задача:
«В нашем городе много улиц. Появляются новые дома, улицы, но еще не имеют названий. Давай придумаем этим улицам такие названия, чтобы жители города их сразу же запомнили».
На этой улице стоит театр. Назовем ее (театральная)
На этой улице много цветов. Назовем ее (цветочная).
На этой улице много берез. Назовем ее (березовая).
Придумайте еще несколько улиц самостоятельно.
Игровые действия:
Детям предлагается пройти по оранжевой линии, осмотреть достопримечательности и дать названия улицам.
Правила игры:
Пройти по оранжевой линии, рассмотреть объекты, встречающиеся на пути, дать названия улицам.
Результат: при выполнении задания ребенок получает наклейку на свою схему о выполнении задания.
Дидактическая игра «Разложи предметы по достопримечательностям»
Дидактические задачи :
• формировать представления о разнообразии зданий в нашем городе и об их назначении;
• развивать логическое мышление, умение классифицировать предметы по какому-либо признаку;
• развивать память, внимание, пространственное мышление у детей старшего дошкольного возраста;
• закреплять правильное произношение звуков в словах.
• развивать связную речь;
• воспитывать интерес к родному городу.
Игровая задача:
«Посмотри на предмет (маска, клоун, балерина, книга и т. д, найди на оранжевой линии то место, которому соответствует данный предмет. Расскажи, что это за место»
Игровые действия:
Детям предлагается разложить отдельные предметы, на то поле, которому они соответствуют. Например, картины положить к картинной галерее. Далее описать этот объект.
Правила игры:
Получить предмет, рассмотреть его. Найти на оранжевой линии место, которому соответствует предмет. Рассказать об этом объекте.
Результат:
При выполнении задания ребенок получает наклейку на свою схему о выполнении задания.
Дидактическая игра «Проведи экскурсию для гостей города»
Дидактические задачи :
• формировать у детей знания об архитектурных зданиях нашего города.
• развивать умение ориентировать в пространстве.
• закрепить умение пользоваться таблицей.
• развивать связную речь.
• воспитывать интерес к родному краю.
Игровая задача:
«К нам в город прибывают гости, которых нужно познакомить с городом. У каждого гостя есть схема, по которой нужно добраться до достопримечательности. Вам необходимо провести гостя по схеме и рассказать о достопримечательностях, которые встретятся на пути».
Игровые действия:
Детям предлагается схема, по которой необходимо провести экскурсию для гостей города. Необходимо двигаться по оранжевой линии согласно схеме, называть направление движения (налево-направо-прямо) и описывать объекты, которые встречаются на пути.
Правила игры:
Пройти по оранжевой линии согласно схеме, называть направление движения и описать объекты.
Результат:
При выполнении задания ребенок получает наклейку на свою схему о выполнении задания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду». «Просвещение», 1992 г.
2. Крупенчук О. И., Витязева О. В. Движение и речь: кинезиология в коррекции детской речи. Издательство «Литера», 2019.
3. Некрылова, Любовь Васильевна. Логопедические игры для развития лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР / Л. В. Некрылова // Логопед. – 2017. – № 5. – С. 77–82.
4. Селиверстов, Владимир Ильич. Речевые игры с детьми / В. И. Селиверстов. – М. : Владос, 1994. – 344 с.
5. Скворцова И. В. Программа развития и обучения дошкольника. 100 логопедических игр. Для детей 4 - 6 лет. - СПб. : Издательский Дом "Нева"; М. : "ОЛМА _ ПРЕСС Образование", 2005.
6. Сорокина «Дидактические игры в детском саду». Пособие для воспитателей детского сада. Москва «Просвещение», 1982 г.