Надежда Фишова
Программа «Здравствуй, малыш!»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа совместных детско-родительских мероприятий учителя-дефектолога, родителей и детей раннего возраста "Здравствуй, малыш!"
Пояснительная записка
Актуальность программы.
Основная задача педагога в наше стрессовое время является сохранение психологического здоровья детей. Проблема эта очень обширна, многогранна, и находится далеко за рамками данной программы. Однако, основным компонентом поддержания и сохранения психологического здоровья детей раннего возраста, я считаю создание условий для обеспечения психофизического благополучия на основе развития игрового взаимодействия родителей и ребенка. На сегодняшний день одной из актуальной проблем в детско-родительских отношениях является недостаточное понимание родителями формирования позитивных установок в детско-родительском взаимодействии, развития сотрудничества, эмоционального и диалогового общения с детьми 2-3 лет.
Публикация «Программа „Здравствуй, малыш!“» размещена в разделах
Ранний возраст признан особо важным периодом в развитии ребенка, который Е. О. Смирнова называет «возрастом нераскрытых резервов». Как подчеркивал Л. С. Выготский, ранний возраст «сензитивен во всем». Именно в этот период развитие ребенка исключительно зависимо от социальных условий его жизни. В то же время значительное количество современных детей до трех лет находится в зоне риска по неблагополучию психического, социального, нервно-психического развития. Находясь вне системы дошкольного образования, они не попадают вовремя в поле зрения специалистов и не получают необходимой ранней помощи, которая позволила бы оптимизировать их развитие. В современных условиях становятся все более заметными деформации института семейного воспитания. Нарушается преемственность воспитания как функции разных поколений. В связи с этим многие современные родители испытывают потребность в повышении своей педагогической и психологической культуры, которая помогла бы им продуктивно взаимодействовать со своими маленькими детьми, позволила бы осмысливать и обогащать свой жизненный опыт их воспитания. Нередко можно услышать от современных родителей, а иногда от педагогов, что кризис трех лет «помолодел» : его симптомы взрослые начинают замечать в возрасте около двух лет. Однако такой вывод является заблуждением. Для кризиса трех лет наступит свой психологический возраст. А вот негативизм, агрессивность, капризность, упрямство двухлеток, которые ставят родителей в педагогический тупик, являются индикаторами нарушения детско-родительских отношений, выступают показателем того, что базовые потребности малышей не удовлетворяются, поскольку их жизнь в семье недостаточно целесообразно организована. Родители могут даже не подозревать о наличии таких специфических для раннего возраста потребностей, как потребность в сенсомоторных впечатлениях, самостоятельности, сотрудничестве со взрослым, познании предметного мира. Эффективным средством оптимизации детско-родительских отношений, оказания родителям действенной помощи в воспитании детей до трех лет является игра, которую следует рассматривать не только как особую деятельность ребенка, но и как особое содержание усвоения, социально-педагогическую форму организации детской жизни (Г. П. Щедровицкий). В игровых ситуациях происходит реальный процесс развития и обучения ребенка. А взрослый получает возможность, с одной стороны, направлять данный процесс, а с другой - обеспечивать саморазвитие подрастающей личности.
Для ребенка 2-3 лет детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере при переходе ребенка из яслей в садовскую группу (младшую). Нередко боязнь новых людей и ситуаций в группе детского сада приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма. Длительное пребывание в стрессовом состоянии может привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического развития. Поэтому очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребенок приобрел при эмоциональной поддержке и доброжелательном отношении всех сотрудников детского сада и непосредственном участии родителей.
Цель игровой деятельности состоит в том, чтобы создать условия для обеспечения психофизического благополучия детей раннего возраста на основе развития игрового взаимодействия родителей и ребенка.
Комплексно-тематическое планирование отражает содержание взаимодействия воспитателя и педагога-дефектолога с ребенком 2-3 лет и его родителями на основе принципа интеграции видов деятельности и задач работы с детьми и их родителями.
Взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве.
В присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем и педагогом- дефектологом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками. Совместная деятельность с педагогами и родителями, установка на игру, занимательные формы общения способствуют созданию благоприятного эмоционального фона для контактов с детьми, детей друг с другом, содействуют обогащению эмоциональной сферы ребёнка.
Для более легкого восприятия и усвоения материала детьми, развивающие игры и упражнения в каждом занятии объединены единой темой. А наличие определенной темы или единого сюжета настраивает и заинтересовывает ребят и родителей, создает определенный эмоциональный микроклимат, что сказывается на качестве и желании участвовать в выполнении предложенных заданий.
Проводя совместные мероприятия педагога-дефектолога с родителями, обеспечивается качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения при формировании познавательных и коммуникативных компетенций.
Принципы построения программы :
1. Принцип дифференциации. Данный принцип предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку, при котором максимально учитываются возможности каждого или отдельных групп детей.
2. Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения, учет возрастных особенностей детей, уровень их развития. Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и нагрузок.
3. Принцип систематичности и последовательности. Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
4. Принцип повторения. Принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
5. Принцип взаимодействия детского сада и семьи направлен на создание условий для более успешной реализации возможностей ребенка и обеспечения сохранения здоровья при дальнейшем обучении.
6. Принципы взаимодействия с детьми:
- постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому;
- исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий;
Новизна программы :
Разработана обоснованная эффективная методика работы с детьми и родителями, способствующая созданию благоприятного эмоционального фона для контактов с детьми и их родителями, педагогами, детей друг с другом. Ценность данной программы в том, что родители являются для своих детей главными партнерами по игре, что способствует более эффективному развитию ребенка.
Цель программы - создание условий для обеспечения психофизического благополучия детей раннего возраста 2-3 лет на основе развития игрового взаимодействия родителей и ребенка.
Задачи:
- создать для детей и родителей обстановку эмоционального комфорта, снизить психоэмоциональное напряжение у детей и родителей в игровом взаимодействии;
- стимулировать речевую, познавательную, коммуникативную, игровую активность детей и родителей в совместной деятельности;
- развивать умения партнерского взаимодействия и общения родителей со своими детьми;
- обогащать опыт родителей и детей по использованию методов и приемов игрового взаимодействия;
- развивать умение родителей быть активными соучастниками ребенка в его деятельности.
Базовыми средствами работы служат разнообразные игры, направленные на ознакомление с окружающим, релаксационные игры, игры с речевым сопровождением: хороводы, потешки, стишки, «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей и взрослых, задают положительный эмоциональный настрой.
Условия реализации программы
Программа организации игрового взаимодействия родителей и ребенка раннего возраста 2-3 лет реализуется на занятиях культурных практик «Здравствуй, малыш!».
1. Совместные детско-родительские занятия проводятся в группах раннего возраста 2-3 раза в месяц.
2. Формирование группы происходит на добровольной основе. Количественный состав группы 10-12 пар «родитель-ребенок». Детско-родительское занятие могут посещать оба родителя ребенка одновременно.
3. Время проведения совместных игровых занятий планируется с учетом возможностей родителей (вечернее время с 16.00, 17.00, психофизических особенностей детей (после дневного сна, когда дети в хорошем настроении, не перевозбуждены, не утомлены).
4. Продолжительность каждого совместного занятия 15-20 минут.
5. Организация предметно-развивающей среды:
- подбор литературного материала;
- картотека игр и игровых упражнений по развитию психических процессов, познавательного развития;
- подбор различных предметов и пособий;
- подбор персонажей, игрушек и масок в соответствии с тематическим планированием;
- подбор иллюстрированных книг, картинок;
- подбор музыкальных дисков с музыкой «Топ-хлоп, малыши!» А. Буренина, Т. Сауко. Серия: музыка с мамой. Е. Железновой, сборник современных детских песен.
- картотека пальчиковой гимнастики;
- картотека артикуляционных упражнений;
- картотека упражнений на регуляцию мышечного тонуса;
Речевой, двигательный, познавательный и музыкальный материал, используемый на занятиях, частично повторяется. Это дает возможность детям запомнить танцевальные, игровые движения, речевые упражнения и стихотворения.
Структура и форма занятий:
Структура совместных детско-родительских занятий по игровому взаимодействию включает вводную, основную и заключительную части.
Вводная часть занятия предполагает речевые игры-приветствия для создания эмоционально-положительного настроя родителей и детей на совместную игровую деятельность, снижения психоэмоционального напряжения у родителей и создание атмосферы эмоционального комфорта у детей.
В основную часть входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, развиваться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками и родителями.
В Заключительную часть занятия входят спокойные малоподвижные игры и упражнения. Педагог-дефектолог обращает внимание на то, как дети проявляли желание играть вместе с родителями, соблюдали правила игры, подводя таким образом итоги занятия. При этом у участников совместной деятельности формируются ощущения целостности и завершенности занятия, эмоционального сплочения группы.
Все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-игровым сюжетом для постоянного поддержания интереса детей.
Комплектование и количество упражнений и игр, из которых состоит занятие, варьируется педагогом. Он может сократить деятельность, чтобы избежать переутомления детей, изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей.
Ожидаемые результаты.
Игровая форма детско-родительских занятий способствует:
1. Обеспечение психофизического благополучия детей раннего возраста 2-3 лет на основе развития игрового взаимодействия родителей и ребенка.
2. социализации ребенка раннего возраста (2-3 лет) на основе оптимизации детско-родительских отношений в процессе продуктивного игрового взаимодействия родителей с детьми;
3. приобретению родителями и детьми опыта эмоционального общения, совместного выполнения игр, требующих речевой и познавательной стимуляции, позитивного взаимодействия в совместной игровой деятельности;
4. улучшение психологического климата в группе, сплочение коллектива;
Механизмы отслеживания результатов: На основании наблюдения за поведением детей педагогами заполняются диагностические листы. (Диагностические методики «Лист диагностики» прилагается – Приложение 2). Первичная диагностика – проводится в первые дни обучения с целью выявления исходного уровня развития ребенка.
Итоговая диагностика – проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний. Формы итоговых занятий: семинар-практикум для родителей воспитанников.