эльвира шарафутдинова
Программа «Занимательная математика» для детей 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая учебная программа
Направление: «Занимательная математика»
для детей 3-5 лет.
Автор : воспитатель МБДОУ № 69 «Золотой ключик» Шарафутдинова Э. А.
Рецензенты: Заведующий МБДОУ № 69 «Золотой ключик» Ионова Н. П.
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Федеральный уровень
При разработке данной программы использовались следующие нормативно-правовые документы:
• Федеральный закон «Об образовании в РФ»
Публикация «Программа „Занимательная математика“ для детей 3–5 лет» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
• Постановление главного государственного врача РФ «Об утверждении Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
• Приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении ФГОС ДО
• Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательная программа ДО»
Локальные акты:
• Устав МБДОУ № 69 «Золотой ключик»
• Программа развития МБДОУ № 69 «Золотой ключик»
• Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 69 «Золотой ключик»
Национально-региональный компонент:
• Особенностью работы кружка является выделение специального времени на занятия (2-я половина дня, направленного на реализацию компонент ДОУ (локальный компонент)
• Осуществляется через дополнительное занятие (кружок, отраженное в учебном плане МБДОУ № 69 «Золотой ключик»
Рабочая программа создана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования. Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.
Организации кружка «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Кружок проводится 2 раз в неделю, 13 минут и 20 минут, во вторую половину дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами. Организую деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания детей заниматься математикой.
1.2 Цель, задачи.
Цель кружковой работы: Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.
Основные задачи кружка:
-развитие математических способностей и склонностей;
-развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки;
-развивать математические способности, логическое мышление и основные мыслительные операции;
-развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний;
-развивать математические способности, логическое мышление и основные мыслительные операции;
-создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом – блоками Дьенеша.
1.3 Основные принципы программы
- Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
- Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
- Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
- Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности,доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
- Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
1.4 Условия реализации программы
- помещение с удобными рабочими местами;
- методическое и техническое обеспечение;
- качественная подготовка к занятиям;
- профессиональное мастерство педагога
Программа рассчитана на возрастную группу детей 3-5 лет. Срок реализации программы – 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю с продолжительностью занятия 13минут и 20 минут.
1.5 Формы работы.
В процессе НОД используются различные формы:
-Традиционные;
-Комбинированные;
-Практические;
-Игры, конкурсы;
1.6 Формы работы с родителями.
-Родительское собрание;
-Индивидуальные беседы
-Консультации;
-Анкетирование;
-Размещение наглядной информации;
-Открытое занятие;
1.7 Ожидаемые результаты.
Для детей возраста 4-5 лет :
-считает в пределах пяти, относит последнее числительное ко всей группе предметов, согласовывает числительное с существительным в роде, числе, падеже;
- называет цифры от 1 до 5, пишет их по точкам, соотносит количество предметов с цифрой;
- понимает отношения между числами в пределах пяти, выражает эти отношения в речи;
- отгадывает математические загадки;
- различает количественный, порядковый счет;
- устанавливает равенство и неравенство групп предметов по названному числу;
- находит заданные геометрические фигуры среди множества других;
- сравнивает предметы по величине, высоте, длине, ширине, толщине в пределах пяти, обозначая результаты сравнения соответствующими терминами;
- выделяет признаки сходства и различия между предметами и объединяет их по заданному признаку;
- отгадывает загадки о временах года;
- различает понятия вчера, сегодня, завтра, быстро, медленно;
- умеет ориентироваться на листе бумаги;
- решает простые логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
- понимает задание и выполняет его самостоятельно;
- проводит самоконтроль и самостоятельно оценивает выполненную работу.
Для детей возраста 3-4 года :
- Развитие умения выделять в геометрических фигурах одновременно три признака цвета, формы и величины.
- Развитие способности классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам: цвет, форма, величина.
- Развитие способности действия наглядного моделирования, умения давать характеристику геометрических фигур с помощью наглядных моделей.
-Развитие способности конструировать по цветной схеме, умение планировать действия, как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее в конструкции.
1.8Формы проведения итогов реализации программы.
Заключительное открытое занятие, которое необходимо для проверки и демонстрации полученных знаний. Проводится для самих детей, педагогов, родителе
2. Тематическое планирование
4-5 лет
№ п/п Тема занятия, цель
Сентябрь
1-2 «Сравнение предметов».
Цель: Учить сравнивать две группы предметов путём наложения и приложения, находить одинаковые.
2
3-4 «Числа 1, 2».
Цель: Учить считать до 2, пользоваться цифрами 1 и 2; сравнивать две группы предметов, устанавливая соотношения: больше - меньше, поровну; находить и называть предметы круглой и квадратной формы на заданном пространстве
2
5-6 «Ориентировка в пространстве»
Цель: Учить ориентироваться в пространстве: на верху, внизу, над, под; различать лево и право; упражнять в счёте в пределах 2, различать и называть цифры 1 и 2. 2
7-8 «Вкусные и полезные».
Цель: Учить ориентироваться в пространстве: на верху, внизу, над, под; различать лево и право; упражнять в счёте в пределах 2, различать и называть цифры 1 и 2. 2
Октябрь
9-10 «Число 3».
Цель: Познакомить с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить называть числительные от 1 до 3; считать и раскладывать предметы правой рукой слева направо; упражнять в ориентировке в пространстве.
2
11-12 «Сравнение по высоте».
Цель: Учить составлять предмет из трех равнобедренных треугольников; учить сравнивать предметы по высоте, отражать в речи результат сравнения; упражнять в счёте в пределах трёх. 2
13-14 «Треугольник»
Цель: Учить находить предметы названной формы.
Учить составлять домик из четырёх треугольников, сделанных из квадрата.
Учить сравнивать предметы по длине и отражать в речи результат сравнения. 2
15-16 «В деревне»
Цель: Развивать умение различать вопросы: «Сколько? Который по счёту? На котором
месте стоит?» 2
Ноябрь
17-18 «Куб, шар»
Цель: Познакомить с геометрическими телами - кубом и шаром; учить обследовать их осязательно – двигательным способом 2
19-20 «День рождения зайчонка»
Цель: Развивать логическое мышление, внимание, память, пространственные представления. 2
21-22 «Прогулка по зоопарку».
Цель: Учить сравнивать множества, выраженные рядом стоящими числами 2 и 3.
Уточнить представления о отличительных признаках прямоугольника.
Упражнять в пространственном расположении предметов относительно себя.
Закрепить представления о диких животных, закрепить употребление слов: угол, вершина, сторона. 2
23-24 «Счёт предметов по разному расположенных»
Цель: Развивать умение считать предметы с помощью различных анализаторов;
Закреплять умение отсчитывать определённое число предметов по образцу и названному числу.
Воспитывать понимание, что число предметов не зависит от их расположения в пространстве. 2
Декабрь
25-26 «Прямоугольник»(Закрепить)
Цель: Продолжать учить из счётных палочек делать прямоугольник; находить в окружении и
называть предметы прямоугольной формы; считать в пределах четырёх.
2
27-28 «Число 4»
Цель: Уточнить знание об образовании числа 4 и цифрой 4; учить порядковому счёту (до 4); соотносить числительное с каждым из предметов; раскладывать предметы правой рукой слева направо 2
29-30 «Прямоугольник».
Цель: Уточнить представления детей о прямоугольнике, закрепить умение различать квадрат и прямоугольник, упражнять в счёте в пределах четырёх; упражнять в ориентировке в пространстве на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу. 2
31-32 «Сравнение предметов по высоте».
Цель: сравнивать предметы по высоте, устанавливать равенство между двумя
группами предметов, различать количественный и порядковый счёт, закрепить представление о временах суток. 2
Январь
33-34 «На лесной полянке».
Цель: Закреплять представление о том, как зимуют звери в лесу.
Упражнять в сравнении 2 гр. предметов,
выраженных смежными числами 3 и 4.
Учить отсчитывать 3 и 4 предмета по образцу. 2
35-36 «Ориентировка во времени».
Цель: Упражнять в классифицировании фигур по разным признакам: цвету, величине, форме; упражнять в счёте; учить различать и называть части суток; находить одинаковые предметы. 2
37-38 «Вчера и сегодня».
Цель: Развивать временные представления, воображение, память. 2
39-40 «Что из чего сделано?»
Цель: Закреплять знания о материалах и их свойствах, представление о количественном и порядковом значении чисел 1 – 4.
2
Февраль
41-42 «Машины на нашей улице».
Цель: Развивать представления о межчисловых отношениях, мышление, память.
Учить сравнивать 2 группы предметов, выраженные рядом стоящими числами 4 и 5.
2
43-44 «Измерение»
Цель: Развивать пространственные представления, глазомер, мышление, внимание.
Продолжать учить сравнивать предметы с помощью условной мерки; активизировать
словарь (далеко – близко).
Воспитывать любознательность, активность
2
45-46 «Сравнение предметов по высоте».
Цель: Развивать глазомер, внимание, память. Учить ориентироваться во времени, знать, что происходит в определённый временной отрезок.
2
47-48 «Вместе с мамой».
Цель: Закрепить знания о геометрических фигурах; употребление в речи слов: наложить, приложить, одинаковые по длине, разные по ширине
2
Март
49-50 «Бусы для мамы»
Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)
2
51-52 «Порядковый счёт»
Цель: Развивать глазомер, наблюдательность, мышление, представления о меж-числовых отношениях.
2
53-54 «Физкультурное занятие».
Цель: Развивать представление о меж-числовых отношениях, умение определять части суток.
2
55-56 «Опасное путешествие»
Цель: Закреплять умение сравнивать предметы по 2 параметрам; отсчитывать предметы по образцу и названному числу; соотносить натуральные предметы с геометрическими фигурами 2
Апрель
57-58 «Прогулка в лес».
Цель: Закреплять умение соотносить геометрические фигуры с натуральными предметами окружающей обстановки и изображёнными на картинке; представление об изменениях в природе
2
59-60 «Кто прилетел?».
Цель: Развивать пространственные представления, форма восприятие, воображение, память.
Закреплять представление о птицах, порядковый счёт в пределах 5, знание о независимости
количества от пространственного расположения предметов, знания о свойствах квадрата и прямоугольника.
2
61-62 «Цветы на лужайке».
Цель: Развивать представление о независимости количества предметов от величины.
Закреплять знания о частях суток и их последовательности 261-62 «Цветы на лужайке».
Цель: Развивать представление о независимости количества предметов от величины.
Закреплять знания о частях суток и их последовательности 2
63-64 «Ориентирование в пространстве».
Цель: Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве, правильно определяя направление.
Упражнять в различении количественного и порядкового счёта 2
Май
65-66 «Счёт по образцу, числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. Соотнесение количества предметов с цифрой».
Цель: Развивать логическое мышление, внимание.
Закрепить умение считать в пределах 5,
соотносить цифру с количеством предметов.
Учить решать логические задачи на сравнение
2
67-68 «Установление соответствия между цифрой и количеством предметов.
Слева, посередине, справа».
Цель: Развивать зрительное внимание, мышление.
Учить соотносить цифру с количеством предметов, обозначать словами положение
предмета на листе бумаги (слева, справа, в середине). 2
69-70 «Величина»
Цель: «Сравнение множеств и установление соответствия между ними».
2
71-72 Мониторинг детей 2
3. Мониторинг.
№ Список детей Умеет считать в пределах пяти, пользуясь правильными приемами: Понимает и может соотносить количество предметов с цифрами, владеет приемами наложения и приложения. Может различать предметы по длине, ширине, высоте, толщине, распределяя их по возрастанию и убыванию. Легко определяет направление от себя, вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево. Имеет представления о частях суток: день, вечер, утро, ночь; временах года. Может самостоятельно различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; соотносить их с объектами окружающей обстановки. Хорошо различает формы: шар, куб, конус, цилиндр.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Мониторинг проводится по 3 бальной системе диагностирования:
3 балла – соответствует возрасту.
2 балла – частично соответствует.
1 балл – не соответствует.