Anastasiya Kaplun
Программа «Воспитание гения» — эффективная инновационная технология работы в современном ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день невозможно представить ни одно дошкольное учреждение, где не ведётся инновационная деятельность. На наш взгляд, инновационная деятельность в Дошкольном учреждении должна рассматриваться как обязательное условие развития, как необходимость, как современное требование.
Обязательный переход ДОУ к работе в соответствии с федеральной образовательной программой уже является инновационной деятельностью, так как требует пересмотра и обновления имеющихся программ, самого традиционного подхода к организации воспитательно - образовательной деятельности учреждения. Поэтому вопрос- вести инновационную деятельность или нет, не актуален, гораздо важнее вопрос об эффективных технологиях инновационной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении.
Темочки:
В нашем детском саду ведётся инновационная работа по нескольким направлениям, но более подробно хотелось бы рассказать о том, как мы работаем с детьми по социально-эмоциональному развитию, какие цели и задачи перед собой ставим и при помощи чего их решаем, какие технологии используем. Развитие социально-эмоциональной сферы ребёнка способствует формированию уверенного в себе, в своих возможностях и взглядах человека, который умеет понимать и считаться с мнениями и чувствами других, может добиться значительных результатов в своей жизнедеятельности. Такие качества личности должны воспитываться с раннего возраста, поэтому дошкольный возраст – лучшее время для социально – эмоционального развития детей.
Ещё Конфуций говорил:
«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путём правильно организованного обучения сделались хорошими, умными, талантливыми – это в нашей власти»
Развитие социальной одарённости ребёнка дошкольного возраста стало темой нашей инновационной деятельности : «Психолого-педагогические условия развития социальной одаренности как самоценной формы активности ребенка-дошкольника с повышенным уровнем развития». Для создания и использования эффективных условий развития социальной одарённости детей с повышенным уровнем познавательного развития творческая группа под руководством научного руководителя, доцента, кандидата педагогических наук Института психологии и социальных технологий кафедры социальной работы Удмуртского Государственного Университета разрабатывает и апробирует программу «Воспитание гения». Это программа развития социальной одарённости, пока разработана для детей 3-5 лет и находится в стадии апробации.
Данная программа составляется на основе существующих программ : программа «Радуга эмоций» для детей старшего дошкольного возраста, составителем является педагог-психолог Центра социальной помощи семье и детям, программа по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста «Я-Ты-Мы» Князевой О. Л., «Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет» Крюковой С. В., «Тренинг развития личности дошкольника» Калининой Р. Р.
Цель нашей программы : развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с повышенным уровнем познавательного развития.
Программа состоит из трё х блоков:
1. Эмоциональный блок
2. Коммуникативный блок
3. Социальный блок
В Эмоциональном блоке мы учим умению понимать свое эмоциональное состояние, эмоции других людей;
иметь представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова);
совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
2. Коммуникативный блок Нам важно развивать умение активно общаться, сопереживать;
понимать, что такое общение,
как нужно вести себя при общении с другими людьми.)
3. Социальный блок - это Развитие социальных навыков и системы творческих способностей; формирование у ребенка способности продуктивно действовать в ситуациях новизны и неопределенности, опираясь на свой творческий потенциал;
развитие умения ориентироваться в быстро меняющихся обстоятельствах, принимать адекватные решения при неполноте исходных сведений для этого.
По программе социально-эмоционального развития занимаются дети группы «Одарённый ребёнок», которые при тестировании показали повышенный уровень познавательного развития.
В совместной деятельности с детьми используются ролевые игры, психогимнастические упражнения,
эмоционально-символические методы, такие как: групповое обсуждение различных чувств, направленное рисование,
коммуникативные упражнения, а также упражнения на развитие креативности, нестандартности мышления
Кроме этого, для решения задач программы, мы работаем по четырё м направлениям:
Метапроект «Интересные встречи»
Развитие основных психических функций с помощью различных видов упражнений в течение недели
Родительский клуб
Экспериментариум «Научные забавы»
Метапроект «Интересные встречи» - направлен на развитие у детей коммуникативной компетенции, навыков работы в коллективе, освоения разных форм и методов общения, в том числе навыков интервьюирования. Вместе с детьми был придуман «алгоритм встречи гостей». И на каждый пункт нарисована пиктограмма, в которую можно «подглядывать». Дети учатся встречать гостей, задавать интересные вопросы, рассказывать о себе. На эти встречи мы приглашаем сотрудников, родителей, бабушек и дедушек. Главное, что мы хотели подчеркнуть, что рядом с нами живут и работают замечательные люди. Каждый человек по-своему интересен, имеет свои увлечения, хобби.
Для того, чтобы дополнить образовательную программу необходимыми элементами, и чтобы эта работа носила систематический, а не эпизодический характер, мы разработали Циклограмму
Развития основных психических функций с помощью различных видов упражнений в течение недели:
Понедельник- доклады, презентации, сообщения
Больше всего детям запомнились: творческий доклад Забавы «Золотая осень», презентация Алёши «Когда по родимому краю идёшь», совместный с мамой рассказ Георгия об улитках-ахатинах, сообщения Никиты и Маши о встрече Олимпийского огня и Олимпиаде, рассматривание символов и атрибутов и т. д.
Вторник – дети учатся следовать инструкциям, учитывать закономерности
При помощи таких игр, как: «продолжи узор» (блоки Дьенеша, «Что лишнее»(геометрические фигуры, игр Никитина.
Среда – интеллектуальные игры
Например: «Нарисуй палочками», «Сложи квадрат», «Игры Воскобовича», «Танграм».
Четверг – работа со словарями
Знакомство с новыми словами, их этимологией, умение правильно использовать в речи.
Очень хорошо дети уже умеют пользоваться словариком настроений; с удовольствием изучают словарь фразеологизмов, словарь пословиц и поговорок
Которые, в свою очередь, помогают нам в пятницу, т. к.
Пятница – это день загадок, пословиц, поговорок, нелепиц, фразеологизмов.
Родительский клуб – это направление, которое включает в себя нетрадиционные праздники, экскурсии, общие мероприятия, которые дают возможность общения родителей и детей в непринуждённой и в то же время необычной обстановке.
Это получение ребёнком социального опыта общения со своими родителями, другими детьми и взрослыми в особой праздничной атмосфере.
Именно таким радостным и счастливым был «День встречи весны». В гости к детям пришёл герой кукольного театра Пёс Барбос. Он общался с ребятами и родителями, придумывал им задания, смеялся и пел вместе с ними.
Не менее приятным был поход в театр кукол, организованный родителями-актёрами этого театра. Дети посмотрели спектакль «Три поросёнка», потом была экскурсия за кулисы. Дети узнали, где живут куклы, побывали в гримёрной, а также заглянули в бутафорский цех.
Следующее направление:
Экспериментариум «Научные забавы» - познавательно-исследовательская деятельность в виде опытов и экспериментов,
направленная на развитие у детей любознательности, самостоятельности, активности, способности решать интеллектуальные задачи. Но самое главное – дети могут всё трогать, щупать, смешивать- сами, своими руками. Ну а потом, конечно, строить свои гипотезы, делать выводы.
Также для нас очень важно, мы даже горды тем, что у нас есть ещё одна форма – это цикл тренингов для родителей и педагогов «Талантливый взрослый – талантливый ребёнок» под руководством научного руководителя Геннадия Егоровича Соловьёва.
Как я уже говорила, Программа развития социальной одарённости в данный момент находится в стадии разработки и апробации. Но уже сейчас можно говорить о том, что наша работа даёт хорошие результаты, которые мы надеемся по завершении опубликовать в отдельной книге.