Драгунова Светлана
Программа внеурочной кружковой деятельности для обучающихся 7 класса
▼ Скачать + Заказать документы
, 2 вариант. Кружок «Умники и умницы»
Пояснительная записка
Программа «Умники и умницы» направлена на формирование у учащихся мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. Актуальность программы позволяет показать, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов, чисел, знаков. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов, развития интеллектуальных возможностей, обеспечение полноты и глубины знаний, развитие сообразительности, смекалки, побуждение к самообразованию. На занятиях кружка в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.
Публикация «Программа внеурочной кружковой деятельности для обучающихся 7 класса» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Место предмета в учебном плане
Программа «Умники и умницы» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, 35 часов, 1 час занятий в неделю.
Цель программы : развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы :
• расширять кругозор учащихся в различных областях;
• развитие краткости речи;
• умелое использование символики;
• правильное применение математической терминологии;
• умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений,
• сосредоточивая внимание только на количественных;
• умение делать доступные выводы и обобщения;
• обосновывать свои мысли.
Ценностными ориентирами содержания данного являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
- логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации;
- сравнивать предметы, понятия;
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
- различать цвета;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
Календарно-тематическое планирование «Умники и умницы»
Дата № п/п Внеурочное занятие
(тема, название) Формы организации внеурочной деятельности Деятельность учителя (осуществляемые действия Деятельность учащихся
(осуществляемые действия) Понятия Формируемые умения Основное содержание занятия
04.09
1. «Самый внимательный, прилежный и старательный» Беседа
Рассказ, беседа,
объяснительно – иллюстративная. Продуктивная, объяснительно – иллюстративная, игровая. Коллективная. Техника безопасности Знакомство с работой в кружке (для чего нужен кружок, чем дети будут заниматься, в этом кружке и как будем работать). Выявление уровня знаний детей.
11.09 2. Как люди научились считать. Как люди научились считать. Продуктивная, объяснительно – иллюстративная, игровая. Коллективная, индивидуальная. Практическая Умение слушать Просмотр презентации.
18.09 3. Складывание разрезанных цифр по образцу Объяснение
Познавательная игра Коллективная работа, рассказ, беседа, упражнения, наглядность, демонстрация, игра. Продуктивная, объяснительно – иллюстративная, игровая. образец Умение складывать разрезанные цифры по образцу Складывание разрезанных цифр в пределах восьми по образцу
25.09 4. Размазывание пластилином цифр по шаблону (в пределах 8-ми) Объяснение
Познавательная игра Коллективная работа, рассказ, беседа, упражнения, наглядность, демонстрация, игра. Продуктивная, объяснительно – иллюстративная, игровая. шаблон Уметь размазывать по шаблону с помощью пластилина Размазывание пластилином цифр по шаблону (в пределах 8)
2.10 5. Выкладывание цифр 1-8 с помощью счетных палочек Объяснение
Познавательная игра Коллективная работа, рассказ, беседа, упражнения, наглядность, демонстрация, игра. Продуктивная, объяснительно – иллюстративная, игровая. Умение выкладывать цифры в пределах восьми с помощью счетных палочек Выкладывание цифр с помощью счетных палочек
9.10 6. Игра «Распредели числа в домики» Объяснение
Познавательная игра Рассказ, беседа,
объяснительно – иллюстративная. Объяснительно – иллюстративная, частично-поисковая, игровая.
домик Умение считать в пределах восьми Распределение чисел в домики, в пределах восьми
16.10 7. Дидактическая игра «Положи столько же» Объяснение
Познавательная игра Коллективная работа, рассказ, беседа, упражнения, наглядность, демонстрация, игра. Продуктивная, объяснительно – иллюстративная, игровая. Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов Дидактическая игра «Положи столько же», уметь соотносить число с соответствующим количеством предметов
23.10 8. Игра «Назови число» Объяснение
Познавательная игра Рассказ, беседа,
объяснительно – иллюстративная. Коллективная, индивидуальная. Практическая. Коллективная. Умение находить соседей числа Каких чисел не достает? Учитель произносит два числа, а ученики должны назвать числа, которые находятся между ними (счет в пределах 8).
6.11 9. «Сосчитай предметы»
«Собери цветок»,
Познавательная игра Рассказ, беседа,
объяснительно – иллюстративная. Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая. Коллективная. умение считать в пределах восьми
13.11 10. Игра: Числовая лесенка» Объяснение
Познавательная игра Коллективная работа, рассказ, беседа, упражнения, наглядность, демонстрация, игра. Продуктивная, объяснительно – иллюстративная, игровая. Знать последовательность чисел в пределах восьми Игра: Числовая лесенка», продолжать развивать у детей представление о последовательности чисел.
20.11 11. Рисование геометрических фигур Беседа Объяснение
Познавательная игра Рассказ, беседа,
объяснительно – иллюстративная Коллективная. Индивидуальная, изображение, практическая. Умение рисовать по трафаретам и по точкам-ориентирам геометрические фигуры Рисовать геометрические фигуры по трафаретам и по точкам-ориентирам.
27.11 12. Размазывание с помощью пластилина (геометрическая фигура- треугольник).
Объяснение
Познавательная игра Рассказ, беседа,
объяснительно – иллюстративная. Коллективная, индивидуальная. Практическая Умение различать треугольники по размеру, по цвету. Различие треугольников по размеру и цвету, размазывание с помощью пластилина
4.12 13. Выкладывание с помощью палочек геометрическую фигуру -квадрат Объяснение
Познавательная игра Рассказ, беседа,
объяснительно – иллюстративная. Коллективная, индивидуальная. Практическая Уметь выкладывать из счетных палочек фигуру-квадрат Выкладывание с помощью палочек геометрическую фигуру -квадрат, различие по размеру, цвету
11.12 14. Круг. Размер и цвет кругов. Объяснение
Познавательная игра Коллективная работа, рассказ, беседа, упражнения, наглядность, демонстрация, игра. Коллективная, индивидуальная. Практическая.
Коллективная. Круг Умение находить предметы круглой формы Предметы круглой формы. Расположение кругов по размеру, по образцу в определенном порядке. Обводка и раскраска кругов.
18.12 15. Игра «Фигурки спрятались» Познавательная игра Коллективная работа, рассказ, беседа, упражнения, наглядность, демонстрация, игра. Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая. Счет в пределах восьми Игра «Фигурки спрятались «Закреплять навыки порядкового счета
25.12 16. Игра «Найди предмет такой же формы», Объяснение
Познавательная игра Коллективная работа, рассказ, беседа, упражнения, наглядность, демонстрация, игра. Продуктивная, объяснительно – иллюстративная, игровая. Умение называть геометрические фигуры Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры
15.01 17. Игра «Прятки с фигурами» Объяснение
Познавательная игра Рассказ, беседа,
объяснительно – иллюстративная. Коллективная, индивидуальная. Практическая Уметь найти треугольник в заданных фигурах Поиск геометрической фигуры -круг в других фигурах
22.01 18. Игра: «Геометрическая фигура» Познавательная игра Коллективная работа, рассказ, беседа, упражнения, наглядность, демонстрация, игра. Коллективная, индивидуальная. Практическая.
Коллективная. Фигура
Игра «Какая геометрическая фигура исчезла?» (игра содействует развитию у детей внимания, более точного представления о геометрических фигурах и запоминанию терминологии).
29.01 19. Обведение цифры
«9» по трафаретам и по точкам. Игра «Найди соседей числа» Объяснение
Познавательная игра Коллективная работа, рассказ, беседа, упражнения, наглядность, демонстрация, игра. Продуктивная, объяснительно – иллюстративная, игровая. цифры Умение обводить по точкам самостоятельно цифру 9 Обведение по трафаретам, по точкам, самостоятельно
Игра «Найди соседей числа
5.02 20. Игра «Найди цифру 9 и раскрась» Объяснение
Познавательная игра Коллективная работа, рассказ, беседа, упражнения, наглядность, демонстрация, игра. Продуктивная, объяснительно – иллюстративная, игровая. Умение найти цифру 9 Игра «Найди цифру 9 и раскрась», среди других цифр дети находят цифру 9 и раскрашивают ее
12.02 21. Игра "Какая цифра пропущена?". Объяснение
Познавательная игра Коллективная работа, рассказ, беседа, упражнения, наглядность, демонстрация, игра. Продуктивная, объяснительно – иллюстративная, игровая. Умение знать цифры в пределах девяти Карточки с цифрами с 1-9, но не все, некоторые цифры пропущены
Какие цифры пропущены?
19.02 22. Размазывание пластилином цифры девять по шаблону Объяснение
Познавательная игра Коллективная работа, рассказ, беседа, упражнения, наглядность, демонстрация, игра. Продуктивная, объяснительно – иллюстративная, игровая. Уметь размазывать цифру по шаблону с помощью пластилина Размазывание пластилином цифры 9 по шаблону
26.02 23. Выкладывание цифр 1-9 с помощью счетных палочек Объяснение
Познавательная игра Коллективная работа, рассказ, беседа, упражнения, наглядность, демонстрация, игра. Продуктивная, объяснительно – иллюстративная, игровая. Умение выкладывать цифры в пределах девяти с помощью счетных палочек Выкладывание цифр с помощью счетных палочек
4.03 24. Игра «Соедини цифры и раскрась рисунок» Объяснение
Познавательная игра Коллективная работа, рассказ, беседа, упражнения, наглядность, демонстрация, игра. Продуктивная, объяснительно – иллюстративная, игровая. Умение считать в пределах 9 (прямой счет) Игра «Соедини цифры и раскрась рисунок»
11.03 25. Дидактическая игра: «Разложи фигуры»
Объяснение
Познавательная игра Коллективная работа, рассказ, беседа, упражнения, наглядность, демонстрация, игра. Продуктивная, объяснительно – иллюстративная, игровая. Находить и выкладывать фигуры по заданию учителя Все фигуры перемешены, и ребенок отбирает фигуры только нужного цвета.
18.03 26. Дидактическая игра «Принеси и покажи» Объяснение
Познавательная игра Коллективная работа, рассказ, беседа, упражнения, наглядность, демонстрация, игра. Продуктивная, объяснительно – иллюстративная, игровая. Знать формы геометрических фигур Дидактическая игра «Принеси и покажи»
01.04 27. Дидактическая игра «Разложи фигуры в домики» Объяснение
Познавательная игра Коллективная работа, рассказ, беседа, упражнения, наглядность, демонстрация, игра. Продуктивная, объяснительно – иллюстративная, игровая. Уметь различать и правильно называть геометрические фигуры; сравнивать их по величине, по цвету Перед ребенком домики и набор геометрических фигур. Затем предлагается: «Рассмотри домики и фигуры. Фигуры – это жильцы, которые должны поселиться в домиках».
Размести «жильцов» в домики.
-По цвету (в красном домике – красные фигуры и т. д.)
-По форме (в красном домике – круги и т. д.).
-По величине (в красном домике –большие треугольники и т. д.).
8.04 28. Игра со счетными палочками» Выложи предмет по образцу Беседа
Познавательная игра Коллективная работа, рассказ, беседа, упражнения, наглядность, демонстрация, игра. Продуктивная, объяснительно – иллюстративная, игровая. Фигура умения анализировать форму предметов развитие умения сравнивать по их свойствам развитие Игра со счетными палочками, работа по инструкции учителя
15.04 29. Лабиринты.
Геометрические фигуры. Познавательная игра Индивидуальная работа, рассказ, беседа, упражнения, наглядность, демонстрация, игра. Коллективная, индивидуальная. Практическая. Индивидуальная. лабиринт Учиться проходить лабиринты, от простого к более сложному. Помоги дойти до своего домика.
22.04 30. Сравнение фигур Познавательная игра Коллективная, индивидуальная работа, рассказ, беседа, упражнения, наглядность, демонстрация, игра. Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая. Коллективная.
Фигура Умение составлять фигуры из разрезанных частей Как получить новую фигуру из разрезных частей.
29.04 31. Игра «Цвет и число», «Число и цвет» Беседа
Познавательная игра Рассказ, беседа,
объяснительно – иллюстративная Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая. Коллективная. Индивидуальная. Умение работать по словесному указанию Отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию
6.05 32. Дидактическая игра-головоломка «Танграм-Заяц» Познавательная игра
Индивидуальная
Объяснение Коллективная работа, рассказ, беседа, упражнения, наглядность, демонстрация, игра. Коллективная, индивидуальная. Практическая. Индивидуальная.
фигура
животные Знание геометрических фигур. Наклеивание геометрических фигур на лист бумаги, составление животного из геометрических фигур.
13.05 33. Дидактическая игра-головоломка «Танграм-Лиса» Познавательная игра
Индивидуальная
Объяснение Коллективная работа, рассказ, беседа, упражнения, наглядность, демонстрация, игра. Коллективная, индивидуальная. Практическая. Индивидуальная.
фигура
животные Знание геометрических фигур. Наклеивание геометрических фигур на лист бумаги, составление животного из геометрических фигур.
20.05 34. Дидактическая игра-головоломка «Танграм-Кошка» Познавательная игра
Индивидуальная
Объяснение Коллективная работа, рассказ, беседа, упражнения, наглядность, демонстрация, игра. Коллективная, индивидуальная. Практическая. Индивидуальная.
фигура
животные Знание геометрических фигур. Наклеивание геометрических фигур на лист бумаги, составление животного из геометрических фигур.
27.05 35. Обобщающее занятие Рассказ, беседа,
наглядные пособия Коллективная работа, рассказ, беседа, упражнения, наглядность, демонстрация, игра. Продуктивная, объяснительно – иллюстративная, игровая. Повторение пройденных тем