Анжелика Карелина
Программа дополнительного образования «Умелые ручки» по декоративному творчеству для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного образования "Умелые ручки" (по декоративному творчеству) возраст детей 5-6лет,срок реализации -1 год
Дополнительная общеразвивающая программа
«Умелые ручки»
Художественной направленности
(по изготовлению поделок и сувениров)
Автор - составитель:
Карелина Анжелика Вячеславовна
МКДОУ детский сад «Тополек»
воспитатель
Публикация «Программа дополнительного образования „Умелые ручки“ по декоративному творчеству для детей 5–6 лет» размещена в разделах
Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ручки» направлена на развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, способствует повышению общей культуры детей.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
-Направленность программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» имеет художественную направленность, она способствует воспитанию у детей художественного вкуса, развитию творческой инициативы, самостоятельности, приобретению навыков и опыта при изготовлении простых, а затем и более сложных изделий декоративно-прикладного творчества.
Актуальность
-Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью. Воспитанники могут применять полученные знания и практический опыт при подготовке к самостоятельной жизни в современном социуме, профессиональному самоопределению.
.
При написании программы были проанализированы существующие программы той же направленности педагогов дополнительного образования Литовской Л. А. «Мастерская сельского Самоделкина», Тимофеевой М. М. «Страна цветов» Величко Е. А. «Умелые руки».
Отличие от вышеперечисленных программ заключается в том, что:
Содержание программы «Умелые ручки» объединяет несколько видов деятельности со взаимопроникновением дисциплин (оригами, аппликация, работа с природными материалами, сувенирная игрушки из бросового материала, поделки из ткани и бисера). Разнообразие видов деятельности и материалов, использованных для работы, позволяет педагогу удерживать интерес детей на протяжении всего учебного года, а ребенку набраться опыта и знаний в различных областях художественного труда.
Содержание программы позволяет вести обучение детей не только разного возраста, но и разных по уровню подготовки. Построение программы по календарным праздникам делает процесс обучения эмоционально-насыщенным, поскольку позволяет ребёнку заранее пережить радость в процессе продуктивной деятельности по изготовлению подарков к предстоящим праздникам, ощутить себя социально значимым.
При организации образовательного процесса применяются:
современные компьютерные технологии. Используя компьютерные технологии в образовательном процессе, занятие становится более интересным, наглядным и динамичным;
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она позволяет сплотить творческий коллектив, создать между воспитанниками здоровую конкуренцию, стремление к победе, развить у ребят способность личностного роста, выявить их творческий потенциал. А также развить у детей такие качества, которые помогут в общении со сверстниками и не только: понимание, что все люди разные, принятие этих различий, умение сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении.
Концептуальные идеи программы
1. Социальная адаптация
Создание для каждого обучающегося комфортного образовательного пространства, неформальной среды общения, поля развивающей деятельности, в которой есть все возможности для создания ситуации успеха, укрепления личного достоинства, развития коммуникативных способностей, активности и самостоятельности, и как следствие, социальная адаптация ребенка.
2. Нравственное воспитание личности
Организованная данная деятельность содействует формированию не только здоровых психофизических качеств и интеллекта, но и воспитывает трудолюбие, взаимное уважение, товарищескую взаимопомощь, коллективизм, уважительное отношение к представителям противоположного пола, а значит, содействует нравственному воспитанию личности.
3. Формирование творческой активности личности
Развитие творческой активности – одна из актуальных задач дополнительного образования, поскольку она проявляется в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни, готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, отношении к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев, как к проблемным, стремлении избежать традиционных решений, выдвижении нестандартных идей; удовлетворении одной из основных человеческих потребностей – потребности в самореализации.
Программа «Умелые ручки» составлена в опоре на принцип доступности и наглядности.
Программа «Умелые ручки» разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста 5-6 лет. Дети данного возраста отличаются способностью к творчеству, у них активно идет процесс социализации личности, миропонимания, формирование эстетического отношения к действительности. В этом возрасте дети уже могут управлять своим поведением, и занятия в детском творческом коллективе благотворно могут повлиять на развитие внимания, мышления, памяти, совершенствуется восприятие.
Кроме этого, на данном возрастном этапе занятия декоративно-прикладным творчеством способствуют творческой самореализации, развитию творческой активности детей. Идет процесс социализации личности, для реализации которой ему нужна деятельность, получающая признание других людей, деятельность, которая может придать ему значение как члену общества. Такой деятельностью, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, активности, коммуникабельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, товарищей, могут стать занятия декоративно-прикладным творчеством, создающие возможность реализации своей индивидуальности. К этому времени детки проявляют самый разнообразный интерес к жизни, в этом возрасте начинают формироваться черты будущей личности, поэтому очень важно формировать устойчивый интерес к традициям своего народа.
Разнообразный выбор видов деятельности данной программы и материалов для работ позволяет не только расширить эстетический кругозор воспитанников, но и дает возможность каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику.
Формы обучения и виды занятий
Форма организации процесса – групповые и индивидуальные занятия.
Режим
Занятия проводятся 1 раза в неделю по продолжительности 30 минут.
Цель программы : развитие творческих способностей учащихся средствами декоративно-прикладного творчества
задачи:
Воспитательные:
формировать общее представление об окружающем мире;
воспитывать понимание декоративно-прикладного творчества как значимой сферы человеческой жизни;
воспитывать художественно-эстетический вкус, аккуратность, трудолюбие, ответственность.
Развивающие:
формировать умение планировать действие в соответствии с поставленной задачей;
формировать коммуникативные навыки;
способствовать развитию познавательного интереса и творческого мышления.
Обучающие:
познакомить с различными видами декоративно-прикладного творчества;
сформировать представление о свойствах материалов (бумага, картон, ткань, бисер, природный материал);
обучить основам различных росписей (дымковская роспись; гжель);нетрадиционные приемы рисования;
обучить детей основным приемам изготовления изделий из глины; соленого теста;
научить детей изготавливать подарки и сувениры;
сформировать навыки работы с простейшими инструментами (ножницы, линейка, шило, игла, канцелярский нож).
Учебный план
№
п / п
Название разделов и тем Количество часов Формы
аттестации
(контроля)
теория практика всего
Введение
журнал посещаемости
Пластилинография (Сентябрь)
1. Лепная картина на плоской поверхности, изображение по выбору ребенка. 10мин 20мин 30мин поделка
Работа с природными материалами
(Октябрь)
1. «Домовенок Кузя» 10мин 20мин 30мин поделка
Аппликация из пряжи
(Ноябрь)
1. «Улитка» (использование техники вязания на пальцах) 10мин 20мин 30мин поделка
Поделки из бисера
(Декабрь)
1. «Семейное дерево» 10мин 20мин 30мин поделка
Работа с тканью
(Январь)
1. «Изготовление русской народной куклы» 10мин 20мин 30мин поделка
Комбинирование различных материалов
(Февраль)
1. «Подставка для карандашей» 10мин 20мин 30мин поделка
Лепка из глины и роспись (Март,Апрель,Май)
1. «Дымковские игрушки»
-Петушок
-Барышня
-Лошадка
-Свистулька 10мин 20мин 30мин поделка