Папки-передвижки

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Творчество и фантазия»

Светлана Бакаева
Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Творчество и фантазия»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования “ Творчество плюс фантазия” разработана педагогом Бакаевой С. В., является программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий: Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева “Программа дошкольного образования “От рождения до школы”; И. А. Лыкова “Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет”; Т. С. Комарова “Занятия по изобразительной деятельности” в старшей группе; И. А. Лыкова “Художественный труд в детском саду” старшая группа.

Публикация «Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности „Творчество и фантазия“» размещена в разделах

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.

Программа “ Творчество + фантазия” вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью разных видов художественного творчества, у ребёнка появляется возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у воспитанников изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т. д.). Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

Организации дополнительного кружка “ Творчество+ фантазия” осуществляется по подгруппам. Работа осуществляется во второй половине дня и включена в вариативный блок основной общеобразовательной программы.

В работе с бумагой дети познакомятся с разными техниками работы с бумагой, такими как: торцевание, квиллинг, модульное оригами, айрис-фолдинг, обрывная аппликация.

Продукты художественного творчества целостно раскрывают личность ребёнка и его отношение к окружающему, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям чувств, ума, воли, физических возможностей, нравственных представлений ребёнка.

Актуальность программы заключается в том, что:

Уровень развития ручной умелости тесно взаимосвязан с речью и способствует её развитию. В процессе деятельности происходит взаимодействие всех анализаторных систем ребё нка: зрительного, слухового и пространственного восприятия, осуществляется их формирование. В занятиях полезных для развития мелких и точных движений рук от задействованных мышц (сгибательных и разгибательных) импульсы поступают в мозг. Это позволяет непосредственно стимулировать центральную нервную систему и способствовать её развитию. Таким образом, формируя и совершенствуя мелкую моторику рук, мы усложняем строение мозга, что в свою очередь способствует развитию речи, психических процессов, интеллекта ребёнка.

Внедрение программы “ Творчество+ фантазия” позволит педагогу создать условия для формирования эстетически развитой творческой личности, опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию познавательной деятельности, инициативы, выдумки и творчества детей, способствовать развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь повлияет на развитие речи детей.

Художественное творчество – показатель общего психологического и педагогического развития ребёнка. Педагогически важно понимание художественного творчества как отражения ребёнком окружающего мира и социальной действительности, которое сочетается с самовыражением, т. е. таким характером деятельности, когда ребёнок стремится, а педагог создаёт предпосылки для выражения ребёнком собственного представления о мире, о самом себе и о своём месте в мире. А самое главное – дети никогда не останутся равнодушными ко всему прекрасному.

Цель и задачи программы дополнительного образования

Цель: создавать условия для формирования эстетически развитой творческой личности; опираться на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды бумажной пластики.

Задачи:

Обучающие: сформировать умения работать с материалами, которые используются в бумажной пластике и с различными техниками, способами и приёмами работы с разнофактурной бумагой.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, терпение, толерантность, чувство взаимопомощи, ответственности за порученное дело, самостоятельность, бережное и экономичное отношение к используемым материалам; прививать стремление к творчеству.

Развивающие: развитие мелкой моторики рук, что в свою очередь влияет на развитие речи детей; развитие творческих способностей детей, фантазии, воображения; полоролевое развитие детей в процессе воспитательно-образовательной работы.

Отличительной особенностью программы “ Творчество + фантазия” является то, что она включает в себя создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике модульное оригами, айрис фолдинг, квиллинг, торцевание; используются также природный материал и бросовый.

Работы детей используются в оформлении интерьера группы. Они служат дополнением в оформлении уголка для родителей. Продукты деятельности детей используются как подарки к таким праздникам как: день именинника, день матери, 8 марта, день воспитателя, день защитников отечества и т. д.

Данную программу следует рассматривать и как мощный стимул для развития детей, т. к. в ней предусмотрено проведение бесед с воспитанникам о возникновении бумаги, о ее производстве, ознакомление с бумагой в процессе выполнения практических работ, опытов, наблюдений.

В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.

Участники реализации программы

Программа “ Творчество + фантазия” рассчитана на детей 4–7 лет (средний-старший дошкольный возраст). Для успешного освоения программы организовывать детей лучше по подгруппам.

Сроки реализации программы

Программа “ Творчество + фантазия” по дополнительному образованию рассчитана на 1 год. Проводятся во второй половине дня 1 раз в неделю, с сентября по май. Продолжительность – не более 25 минут.

Формы организации детей различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,– так и практические, в ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу.

Методы, в основе которых лежит способ организации непосредственно образовательной деятельности :

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ т. д. ,

• наглядный (показ иллюстраций, наблюдение).

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

• репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

• исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на непосредственно образовательной деятельности :

• фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками,

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы,

• групповой – организация работы в группах,

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем,

• и другие.

Ожидаемые результаты.

В результате обучения по данной программе предполагается выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля, развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера; развитие гендерной принадлежности; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; овладении навыками культуры труда, улучшении своих коммуникативных способностей и приобретении навыков работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :

– выставки детских работ в учреждении;

– составление альбома лучших работ;

– участие в районных, окружных, всероссийских конкурсах художественно – эстетической направленности;

– презентация детских работ родителям (сотрудникам, малышам);

творческий отчет воспитателя на педсовете.

Содержание курса (48 занятий)

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из разных видов бумаги. На занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

Общение с природой, знакомство с произведениями искусства, с изделиями народных промыслов и ремесел положительно влияют на формирующуюся личность. Кроме того, дети должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе превращения материалов в прекрасные изделия.

Раздел № 1. Вводное занятие. (1 занятие)

Теоретическая часть.

Знакомство с материалами и инструментами, необходимыми для занятий. Инструкция по технике безопасности и охране труда, правилам поведения в чрезвычайных ситуациях, правилам дорожного движения.

Используемые методы: словесный.

Раздел № 2. Торцевание. (9 занятий)

Этот вид бумажного творчества переживает второе рождение. Ребята окунутся в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги!

Практическая часть: изготовление изделий в технике плоского торцевания «Ветка рябины», «Рыбки в аквариуме».; объемного торцевания «Кактус». Изготовление коллективной работы «Рамка для фотографий».

Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно-демонстрационный, познавательный.

Раздел № 3. Айрис-фолдинг (9 занятий) – техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Работы, выполненные с применением данной техники, зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. Оттуда идёт и название техники. Зародилась она в Голландии (Нидерланды, местные мастера выполняли свои работы из цветной бумаги. В настоящее время для работы в данной технике используются не только различные виды цветной бумаги и картона, но и ленты. Айрис-фолдинг применяют для украшения открыток, записок, книг, фотоальбомов, коллажей и т. д.

Практическая часть: Изготовление геометрических фигур в технике Айрис фолдинг: круг, квадрат, треугольник; тематических открыток к праздникам Новый год и Рождество; коллективной работы в технике айрис-фолдинг панно «Лебединое озеро».

Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно-демонстрационный, познавательный.

Раздел № 4. Квиллинг. (9 занятий) Бумагокручение, бумажная филигрань – искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Возникло оно в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.

Практическая часть: Знакомство с техникой квиллинг. Изучение различных базовых форм (зебра, купол, конус и т. д.). Изготовление творческих работ «Вишни на веточке», «Кораблик»; коллективной работы «Рамка для фотографий».

Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно-демонстрационный, познавательный.

Раздел № 5. Обрывная аппликация (10 занятий) – один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа – лист картона, материал – разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов, инструмент – клей и ваши руки. Составляя картину из разноцветных кусочков бумаги, их предварительно смачивают и обрывают по контуру из целого листа. В результате возникает эффект акварельной или даже масленой живописи.

Практическая часть: Обучение работе с ножницами. Изготовление творческих изделий мозаика «Яблоко», «Гусеница» (из бумажных колечек, фоторамка (из пазлов, «Одуванчик» и «Божья коровка» (из круглых форм разного размера.

Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно-демонстрационный, познавательный.

Раздел № 6. Модульное оригами. (10 занятий) Эта увлекательная техника создания объёмных фигур из модулей, например, из треугольных модулей оригами, придуманных в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.

Практическая часть: Знакомство с техникой модульное оригами. Изучение базовых форм («Треугольник», «Двойной квадрат», «Воздушный змей» и т. д.). Изготовление панно «Цветы», объемной композиции «Ваза с фруктами»; фрагмента сказки «Серая шейка».

Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно-демонстрационный, познавательный.

Календарно-тематическое планирование

Наименование раздела Кол-во занятий Тема Задачи

Сроки проведения

1. Вводное занятие

Сентябрь 1 Знакомство с материалами и инструментами, необходимыми для занятий. Инструкция по технике безопасности и охране труда, правилам поведения в чрезвычайных ситуациях, правилам дорожного движения.

2. Торцевание (9 занятий)

Сентябрь 1 «Осенний лист» (плоское торцевание)

Познакомить детей с новой техникой работы с бумагой -торцевание, материалом и инструментами, необходимыми для выполнения данной работы.

Сентябрь 2 «Ветка рябины» (плоское торцевание) Учить работать детей в технике торцевание; закреплять умение правильно располагать композицию поделки; развивать пространственное воображение, мышление; учить работать в коллективе, распределяя деятельность между собой; воспитывать аккуратность в работе с клеем.

Октябрь 2 «Рыбки в аквариуме» (плоское торцевание) Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги к картону; формировать интерес и заботливое отношение к пернатым.

Октябрь 2 «Рамка для фотографий» (коллективная работа) Закреплять умение создавать композицию в технике плоскостного торцевания; побуждать к экспериментированию с цветовым решением поделки, закреплять умение работать с инструментами для изготовления «торцовки»; учить детей замечать недостатки в своей работе и исправлять их.

Ноябрь 2 «Кактус» (объемное торцевание на пластилине) Формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа.

3. Айрис фолдинг (Радужное склеивание) 9 занятий.

Ноябрь 2 Правила техники безопасности. Просмотр работ в этой технике. Изготовление шаблонов и полосок для Айрис фолдинга. Основные правила работы. Познакомить с разными видами бумаги; с её свойствами, спецификой. Формировать умение

создавать предмет из

полосок цветной бумаги,

ткани,

подбирать цвета и

их оттенки

Декабрь 2 Геометрические фигуры в технике Айрис фолдинг. (Круг, квадрат, треугольник) Формировать умение

создавать предмет из

полосок цветной бумаги,

подбирать цвета и их

оттенки при изготовлении

игрушек.

Формировать умение

использовать образец.

Декабрь 2 Новогодняя открытка в технике Айрис фолдинг. Закрепить знания детей о

зиме.

Формировать

умение создавать предмет

из ленточек. Учить подбирать

цвета и их оттенки при

изготовлении открыток.

Январь 2

Рождественские открытки в технике Айрис фолдинг. Расширить знания детей о празднике Рождество и его традициях.. Учить подбирать цвета и их оттенки при изготовлении открыток.

Январь 1 Коллективная работа : «Лебединое озеро» в технике Айрис фолдинг. Формировать умение

создавать предмет из

полосок цветной бумаги,

ткани,

подбирать цвета и

их оттенки.

4. Квиллинг (9 занятий)

Январь-февраль 2 Знакомство с техникой-

квиллинг.

скручивание формы «зебра», изготовление «купола», «конус». Знакомить детей с новым видом обработки цветной бумаги и гофрированного картона – квиллингом ; с историей возникновения этой техники. Показать готовые работы, необходимое оборудование.

Февраль

2 «Вишни на веточке» Закрепить скручивание «диска», «лепестка», умение выполнять аппликацию, создавать композицию, аккуратно работать с клеем.

Февраль-март 2 «Кораблик» Закрепить умение скручивать большой «овал» из нескольких лент, формировать из него кораблик.

Продумывать и дополнять композицию элементами (волны, мачта, парус и т. д).

Март 3 «Рамка для фотографии» (коллективная работа) Закрепить умение скручивать «диск», «овал», «лепесток», формировать из них элементы для оформления рамки. Формировать навык аккуратно пользоваться клеем и ножницами.

5. Обрывная аппликация (10 занятий)

Апрель 2 «Знакомство с ножницами» «Яблочко»

(мозаика)

Учить детей правильно держать ножницы, сжимая и разжимая кольца; учить правилам безопасности при работе с ножницами; упражнять детей в резании широкой полоски, по узкой стороне на одинаковые отрезки бумаги (шпалы); развивать в детях любознательность, мышление, мелкую моторику. Учить делать аппликацию в технике «мозаика»; учить разрезать полоску бумаги на квадратики, приклеивать их, заполняя ими круговую форму; дополнять изображение деталями (листик).

Апрель 2 «Гусеница»

(из бумажных колечек)

Закреплять умение разрезать лист бумаги на полоски, учить склеивать полоски в колечки, наклеивать их внутри контура.

Май 2 «Фоторамка»

(из пазлов)

Учить делать аппликацию, используя пазлы; добавлять необходимые детали; закреплять навыки аккуратности; развивать фантазию, творчество.

Май 2 «Одуванчик»

(из круглых форм разного размера)

Продолжать учить вырезать предметы округлой формы, надрезать их по контуру, складывать изображение из кругов разного размера (от большого к маленькому).

Июнь 2 «Божья коровка»

(из круглых форм)

Учить разрезать круг пополам, составлять изображение из геометрических фигур; закреплять навыки безопасной работы с ножницами.

6. Модульное оригами (10 занятий)

Июнь 2 1. Знакомство с оригами.

2. Знакомство с условными знаками и приемами оригами.

3 (4).Бумага. Учимся складывать и резать.

Познакомить с условными знаками и основными приемами складывания бумаги. Научить детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, с помощью отреза получать квадрат.

Июль 2

Базовая форма «Треугольник»

1. «Лягушка»

2. «Мышка»

3. «Заяц»

4. «Лиса» Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов.

Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». Учить украшать поделку, «оживлять» ее с помощью рисования.

Июль 2 Базовая форма «Треугольник»

1. «Тюльпан»

2. «Ирис»

3. «Веточка»

4. Панно «Цветы»

Научить преобразовывать базовую форму в разные поделки, отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник».

Построить предметную композицию из цветов и листьев.

Август 2 Базовая форма «Двойной квадрат» «Воздушный змей»

Фрагмент сказки «Серая Шейка»

1. «Уточка»

2. «Лиса»

3. «Елки» Продолжать работу с квадратом, закреплять прием складывания; учить работать по линиям

Изготовить уточку, используя базовую форму «воздушный змей», «елочку», «двойной квадрат».

Август 2 Ваза с фруктами

1. «Ваза»

2. «Фрукты»

3. «Листики» Продолжать работу с квадратом, закреплять прием складывания; учить работать по линиям;

использовать базовую форму «воздушный змей»

Итого: 48 занятий

Методика диагностического обследования детей

Диагностика детей разработана на основе программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Критерии диагностики:

1. Выполняет различные предметы, передавая их форму, пропорции, создает сюжетные композиции из 2-3 и более изображений

2. Выполняет декоративные композиции, проявляет творчество.

Мониторинг

1. Когда появилась "Бумажная пластика"?

2. Главное при изучении "Бумажной пластики"?

3. Какие виды (техники) бумагопластики вы знаете?

4. Какие способы обработки бумаги вам известны?

5. Необходимые материалы и инструменты в бумагопластике?

6. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.

7. Владеет приемами работы с различными видами бумаги, природного и бросового материала.

8. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.

9. Умеет самостоятельно провести анализ поделки.

10. Использует свои конструктивные решения в процессе работы.

11. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.

12. Выполняет работу по замыслу.

13. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.

14. Показывает уровень воображения и фантазии.

15. Использует в работе разные способы ручного труда.

Педагогическое обследование детей.

п/п Задания, вопросы Используемый материал при выполнении задания Знания, умения, навыки

Сформированы На стадии формирования

1 Узнай и назови вид материала, его свойства и технику. Природный, бросовый, бумага, пластилин, тесто, нитки – небольшие фрагменты. Знает и называет не менее 5 видов материала и 5 свойств. Знает и называет не менее 3 видов материала и свойств.

2 Овладение приемами работы с материалами. Клей, ножницы, стека, палочки. Владеет приемами (режет, склеивает). Владеет приемами.

3 Развитие конструированных способностей и художественного вкуса. Природный, бросовый и вспомогательный материал. Придумывает и выполняет несложную конструкцию, самостоятельно украшает ее. Делает попытки или выполняет работу с помощью взрослого.

4 Мелкая моторика рук. Мелкие вспомогательные детали, мозаика. Прочно скрепляет детали самостоятельно. Пытается скреплять самостоятельно или с помощью.

Оценки уровня развития

Высокий уровень – 4 балла – задание выполняет самостоятельно, владеет приемами техники, правильно располагает части, проявляет творчество и фантазию в украшении поделки, действует уверенно без помощи взрослого

Норма – 3 балла – Не всегда точно соблюдает пропорции, приемами владеет, части поделки располагает верно, действует с небольшой помощью взрослого или с подсказки взрослого.

Средний уровень – 2 балла –Приемами владеет плохо, нет творчества, выполняет работу с помощью взрослого.

Низкий уровень –1балл-Приемами техники не владеет, не соблюдает пропорций, поделку выполнить не может или отказывается от выполнения задания

Баллы суммируются заносятся в таблицу и выводится средний уровень развития ребенка.

Уровни развития:

Уровни развития баллы

Высокий уровень 11-12

Норма 8-10

Средний уровень 5-7

Низкий уровень 3-4

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Юные художники» для детей 4–5 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 97 «Незабудка» Городского округа «город.

Дополнительная программа художественно-эстетической направленности по развитию театральных способностей у детей Муниципальное казенное учреждение «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних» Мариинского муниципального района.

Программа кружка «В сказочной стране» по художественно-эстетической направленности для детей 4–5 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа дополнительного образования детей 3–4 лет «Игралочка» на 2019–2020 учебный год Принято: Педагогическим Советом от «29» августа 2019г. протокол № 1 Согласовано: Советом родителей от «29» августа.

Рабочая программа дополнительного образования LEGO-конструирование Департамент образования г. Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Школа № 1591 Дошкольное отделение.

Рабочая программа дополнительного образования «Школа экспериментов» для воспитанников 6–7 лет Составитель: Филатова Т. А. Пояснительная записка: Детское экспериментирование — основа поисково- исследовательской деятельности дошкольников.

Рабочая программа педагога дополнительного образования «Калейдоскоп творчества» Введение. Из собственного опыта я знаю, что дети – большие коллекционеры. Нет ни одной прогулки, из которой они не принесли бы домой какой.

Рабочая программа кружка дополнительного образования по оригами для детей 5–6 лет «Волшебный мир оригами» Рабочая программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей 5 – 6 лет «Волшебный мир оригами».

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» (художественно-эстетической направленности) на 2019–2020 учебный год Рабочая программа кружка «Умелые ручки» (художественно-эстетической направленности) На 2019 – 2020 учебный год. Составитель: воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Творчество и фантазия»
Опубликовано: 14 ноября 2019 в 22:16
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Творчество и фантазия»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Бакаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД