Наталья Заруцкая
Дополнительная программа художественно-эстетической направленности по развитию театральных способностей у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное учреждение «Социально – реабилитационный центр
для несовершеннолетних» Мариинского муниципального района
Дополнительная общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности по развитию театральных способностей у детей 6-7 лет
(реализуется в течение учебного года)
Автор программы :
Публикация «Дополнительная программа художественно-эстетической направленности по развитию театральных способностей у детей» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
Воспитатель 1 категории
Заруцкая Наталья Викторовна
п. Первомайский
2017г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка …. 3
1.1. Обоснование необходимости разработки и внедрения
программы …5
1.2. Цель и задачи программы…. 6
1.3. Технология реализации Программы…7
1.4. Формы, принципы, методы организации театрально-игровой
деятельности …. 8
2. Учебно-методическое обеспечение Программы …10 3. Содержание программы…11
3.1. Календарно – тематическое планирование …. 13 4. Ожидаемые результаты и способы определения их
результативности…37
4.1. Требования к уровню подготовки воспитанников …. 38
4.2. Протокол педагогической диагностики уровня развития детей
старшего дошкольного возраста в театрализованной
деятельности…. 40
5. Качественная характеристика уровней сформированности
театральных способностей детей старшего дошкольного
возраста…. 41
Список литературы. … ….42
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе, среди которых и развитие у них творческих способностей.
Под творческими способностями понимают индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода, требующей от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом ребёнке. При благоприятных условиях любой ребенок может проявить себя.
Одной из наиболее эффективных видов деятельности, создающих условия для развития творческих способностей детей дошкольного возраста является театрализованная деятельность. Именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Драматизация или театральная постановка представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л. С. Выготский, Н. Я. Михайленко, поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.
В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.
В процессе освоения театрализованной деятельности у детей обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи, расширяется интонационный диапазон, что немало важно для детей, имеющих речевые нарушения.
Однако практика показывает, что развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно. Это объясняется:
- недопониманием значения театрализованной деятельности для развития ребенка;
- отсутствием у дошкольников опыта восприятия театрального искусства;
- применением театральных игр в виде «зрелища» на праздниках;
- невмешательством взрослого в театрализованную игру.
Следствием является полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 6-7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней.
Вместе с тем у дошкольников зачастую не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Лишь немногие дети старшего дошкольного возраста имеют достаточный уровень представления о театре и игровых умениях, позволяющий им организовать самостоятельную театрализованную деятельность.
Программа «Театр маленьких актеров», разработанная на основе программы Н. Ф. Сорокиной и Л. Г. Миланович «Театр – творчество – дети», одобренной Федеральным советом по общему образованию, направлена на устранение дефицита театрального искусства в жизни детей, развитие их театральных способностей.
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями детей 6-7лет. Предусмотрено поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой) в процессе театрального воплощения.
1.1. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Актуальность программы
Одной из важных проблем, распространенных в нашем обществе среди молодежи — это равнодушие, отсутствие интересов. Они не отходят от компьютера, занимаясь компьютерными играми и днем, и ночью, остальное их не интересует. Кроме того, у молодых людей много комплексов. Они безынициативны, несамостоятельны, малообщительны, скованны, стеснительны вне виртуального мира. Чтобы преодолеть эти проблемы, нужно еще дошкольном возрасте пробудить в детях какой-то интерес, развить самостоятельность, общительность, творческий потенциал, помочь преодолеть стеснительность, скованность. А самой благодатной почвой для этого является театрализованная деятельность. Именно в этой деятельности ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает стеснительность, скованность движений, исчезают все комплексы, которые у него есть.
Направленность программы
Данная программа направлена на воспитание творческого ребёнка в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения навыками театральной деятельности, а также в других видах деятельности: коммуникативной, художественно-эстетической, познавательной. Показ своего «Я» в рисовании, народно-прикладном искусстве, в создании стихотворений, придумывании рассказов, выражении сценического образа, в своем видении - какой-то познавательной проблемы, но в то же время уважение к коллективу, умение идти на компромиссы - важные моменты этой
программы.
Новизна программы
В дошкольном возрасте дети подражательны, не самостоятельны, творчество проявляется незначительно. Дети повторяют за педагогом, за другими детьми рассказ, рисунок, образ. Данная программа направлена на развитие у детей самостоятельности в художественном творчестве, активности. Содержание программы позволяет научить детей самим придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать. Программа способствует развитию наблюдательности у детей. Лишь наблюдая за поведением животных, людей, дети могут понять реальные чувства наблюдаемых, донести до зрителя эти чувства.
Данная программа охватывает, кроме театральной и другие виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную. Дети проявляют творчество и в изобразительной деятельности – самостоятельно выбирают материал для изготовления различных видов театров, по-своему изображают героев сказки, передавая в рисунке свое отношение к нему, каким он представляет, видит данного героя, передает в рисунке эпизоды рассказа, придуманные им самим. В коммуникативной деятельности дети высказывают свое собственное мнение: «Я считаю», «Я полагаю». Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться высказывать собственное мнение, отличное от мнения других.
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью программы является развитие сценического творчества детей старшего дошкольного возраста средствами театральных игр и игр-представлений.
Для решения поставленной цели были сформулированы задачи:
• Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с театральными
жанрами, видами театров).
• Обучать элементам актерского мастерства (мимика, жест, движения,
интонация).
• Способствовать развитию сферы чувств, воображения, фантазии,
сценического творчества, коммуникативных умений средствами театрализованных игр.
Реализация программных задач позволит добиться следующих
результатов: дети
• овладеют элементарными навыками театральной культуры;
• научатся понимать эмоциональное состояние персонажа и выражать его
через пластические движения, жесты и мимику;
• овладеют доступными возрасту навыками сценического творчества.
1.3. ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа “ Театр маленьких актеров” рассчитана на 1 год обучения детей старшего дошкольного возраста. Наполняемость детей в группе составляет 5 человек.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, во второй половине дня, с сентября по май месяц включительно.
Распределение учебной нагрузки представлено следующим образом: 1 год обучения – (2 раз в неделю по 30 мин.) х 36 недель = 36 часов (один академический час занятия равен 30 минутам астрономического времени, что соответствует СанПиН 2.4.1. 1249-03 к «Требованиям к организации режима дня и учебных занятий».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п темы театральных занятий общее число занятий, время из них теория, время из них практика
1. Имитационые упражнения 9 4ч. 30 мин. 9 4ч. 30 мин.
2. Инсценирование 18 9 ч. 4 2 ч. 14 7 ч.
3. Кукловождение театра мягкой игрушки 4 2 ч. 1 30 мин. 3 1 ч. 30 мин.
4. Играем в театр кукол мягкой игрушки 4 2 ч. 1 30 мин. 3 1 ч. 30 мин.
5. Кукловождение кукол театра «Би-ба-бо» 4 2 ч. 1 30 мин. 3 1 ч. 30 мин.
6. Играем в театр кукол «Би-ба-бо» 10 5 ч. 2 1 ч. 8 4 ч.
7. Кукловождение
«Люди-куклы» 5 2 ч. 30 мин. 2 1ч. 3 1 ч. 30 мин.
8. Играем в театр
«Люди-куклы» 8 4 ч. 1 30 мин 7 3 ч. 30 мин.
9. Сочиняем сказку сами (разные системы кукол) 6 3 ч. 2 1ч. 4 2 ч.
10. Диагностика 4 2 часа - - 4 2 ч.
Всего занятий 72 36 часов 14 7 ч. 58 29ч.
Срок реализации программы выбран 1 год, в связи со спецификой учреждения. Так как, муниципальное казенное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» обеспечивает временное проживание несовершеннолетних и осуществляет мероприятия по профилактике безнадзорности, социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказывает содействия в дальнейшем устройстве детей, оставшихся без попечения родителей.
1.4. ФОРМЫ, ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.
Для реализации программы используются следующие формы работы:
• групповая
• подгрупповая
• индивидуальная
Концепция программы построена на основных педагогических принципах, следование которым обеспечивает реализацию ее целевого назначения.
Основные педагогические принципы:
• от простого к сложному;
• развивающего обучения;
• наглядности;
• самостоятельности и последовательности в овладении знаниями,
умениями и навыками;
• доступности;
• творческой активности;
• рационального сочетания коллективной и индивидуальных форм
обучения;
Основными методами работы по данной программе являются :
• словесные методы (метод творческой беседы) - предлагает введение
детей в художественный образ путём специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога, чтение сказок, стихов, загадок, пословиц, поговорок, составление рассказов, сказок, обсуждение прочитанных произведений;
• наглядные методы - прямые (воспитатель показывает способы действия)
и косвенные (воспитатель побуждает ребёнка к самостоятельному действию);
• метод моделирования ситуаций - создание вместе с детьми сюжетов
моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности;
• практические методы - посещение театральных спектаклей с
последующим анализом; изготовление атрибутов к спектаклю, просмотр на видеозаписи своих мини-спектаклей и последующее обсуждение; подбор произведений для театрализации согласно возрастным особенностям, участие в игре, придумывание сказок.
Формами подведения итогов реализации программы являются :
- спектакли для детей и родителей (законных представителей);
- участие в качестве персонажей на праздниках и развлечениях в Центре.
2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ\
Для реализации программы требуются следующее :
• оборудование – видео и аудиоаппаратура, фонотека, стол ученический (1 шт., стул (5 шт., шкаф (2шт., фланелиграф, ширма для настольного театра, ширма для показа кукольного театра, детские костюмы, атрибуты для спектаклей.
• наглядный материал: различные виды театров (настольный, театр масок, театр на гапите, платочный, бибабо, пальчиковый и др., мягкие игрушки, маски-шапочки, ширма, декорации, костюмы, атрибуты, художественная и методическая литература (по программе, методическая литература (картотека физминуток, пальчиковые игры, гимнастика для глаз, картотека релаксационных игр и упражнений, разработки сценариев).
С целью успешной реализации программы следует придерживаться следующих рекомендаций:
• Следует выбирать художественные произведения в соответствии с
уровнем развития и возрастных особенностей. При подборе произведений нужно соблюдать требования: произведения должны усложняться по содержанию, объёму и нравственному значению.
• При написании сценариев обязательным условием является наличие
авторской речи, с помощью которой осуществляется руководство действиями детей на сцене, придающее им уверенность в себе.
• При распределении ролей нужно обязательно учитывать, какая речевая
нагрузка возможна для данного ребёнка. Даже если у ребёнка есть дефект речи, нужно давать ему хотя бы маленькую роль, чтобы он выступал наравне со всеми, перевоплощаясь, отвлекался от своего речевого дефекта, обретая веру в себя.
• Также много и активно нужно работать над техникой речи – это
произношение чистоговорок, скороговорок, разминка языка, ритмичные движения, разминка пальцев, упражнения, направленные на произнесение гласных, согласных звуков.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа включает 7 основных блоков, работа над которыми ведё тся параллельно:
Блок 1 Основы кукловождения
Блок 2 Основы кукольного театра
Блок 3 Основы актерского мастерства
Блок 4 Основные принципы драматизации
Блок 5 Самостоятельная театральная деятельность детей
Блок 6 Проведение праздников
Блок 7 Проведение досугов и развлечений
Следует отметить, что:
блоки 1, 5, 7 реализуются в ходе одной-двух непосредственно образовательных видов театрализованной деятельности в месяц;
блок 2 реализуется в ходе двух непосредственно образовательных видов театрализованной деятельности в месяц;
блоки 3,4 – в каждой непосредственно образовательной деятельности;
блок 6 – в ходе тематических видов непосредственно образовательной деятельности
Содержание программы делится на 2 этапа :
1. Подготовительный (групповой)
Цель: дать представление о разных видах театра.
Задачи:
- познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, театр зверей и др.).
- развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
- побуждать детей к активному участию в театрализованной игре;
2. Основной (подгрупповой)
Цель: обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика, кукловождение).
Задачи:
- учить вживаться в создаваемый образ, распределять роли;
- развивать диалогическую и монологическую речь;
- развивать психофизические способности (мимику, пантомимику);
- развивать психические процессы (восприятие, воображение, фантазию, мышление,
внимание, память и др.,
- развивать творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль);
- воспитывать коммуникативные качества детей; интерес к театральной деятельности
4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ.
Ожидаемыми результатами и способами определения их результативности является педагогическая диагностика, которая обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей.
Педагогическая диагностика проводится с каждым ребенком 2 раза. На момент поступления ребенка в Центр и на момент убытия. Периодичность диагностики обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.
Качественный и количественный анализ показателей развития ребёнка оценивается по трём уровням и трехбалльной системе.
Ожидаемые результаты:
• у дошкольников проявится интерес к театру и миру культуры;
• дети станут творчески подходить к любому делу;
• воспитанники станут активными участниками театральных постановок,
конкурсов;
• дошкольники овладеют навыками общения и творческого
взаимодействия;
• методы психолого-педагогической диагностики.
Данная программа предполагает использование методов психолого-педагогической диагностики творческих возможностей воспитанников.
Системность проведения диагностики музыкально-творческого развития детей позволяет педагогу использовать её на различных этапах обучения, создавать правильную мотивацию при постановке и решении образовательных задач.
Программа предусматривает некоторые традиционные методы диагностики (беседы, наблюдения, анкетирование, которые помимо творческих и учебных задач помогают педагогу анализировать развитие каждого ребенка и создавать на занятиях комфортный микроклимат.
4.1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
№ п/п
направление
показатели
1. Основы кукольного театра
и кукловождения
Уметь следить за развитием действия. Выразительно исполнять роли в кукольном театре. Создавать танцевальные композиции и игровые импровизации с напольными куклами.
Проявлять интерес к управлению большими напольными куклами, творческую самостоятельность в передаче образа.
2. Основы актерского мастерства Овладеть жестами отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия.
Проявлять желание участвовать в спектаклях. Овладение выразительностью жеста.
Интуитивно распознавать атмосферу человека, события, места, времени года, дня и уметь вживаться в эту атмосферу.
3. Основы драматизации Проявлять интерес к играм-драматизациям. Доброжелательно относиться друг к другу. Пытаться создавать образ героя, используя для этого мимику, жесты. Проявлять желание к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей персонажей спектакля. Уметь разыгрывать спектакль по знакомой сказке.
4. Песенное творчество
Сопровождать движения кукол песнями, придуманной самостоятельно на отдельные слоги. Сочинять песенки на отдельные слоги в жанре колыбельной и плясовой, марша и вальса в характере своего героя.
Сочинять песни на собственные стихи.
5. Игровое и танцевальное творчество
Сочинять короткие сказки, истории, придумывать диалоги действующих лиц.
Стремиться самостоятельно создавать игровые образы с помощью движения и мимики.
Проявлять инициативу и активность при создании образов характерных персонажей, противопоставляя характер движения одного персонажа другому, в соответствии с создаваемым образом.
Уметь импровизировать движения разных жанров, используя напольные куклы.
Инсценировать хорошо знакомые сказки. Передавать настроение музыки танцевальными движениями.
Создавать танцевальные образы персонажей пластикой своего тела, театральными куклами разных систем.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основы кукольного театра
и кукловождения 3 балла - Выполняет сразу после показа педагога и самостоятельно.
2 балла – Выполняет после показа педагога и вместе с педагогом. ребенок правильно выполняет задание, с небольшой помощью взрослого или при повторном его предъявлении.
1 балл -Выполняет только с помощью педагога
0 баллов - Выполнение задания недоступно ребёнку.
Высокий уровень: от 11 до 15 баллов
Средний уровень: от 6 до 10 баллов
Низкий уровень: ниже 6 баллов
Основы актерского мастерства
Основы драматизации
Песенное творчество
Игровое и танцевальное творчество
4.2. ПРОТОКОЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Протокол педагогической диагностики уровня развития детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Руководитель …МКУ «СРЦ для несовершеннолетних» «Театр маленьких актеров» за 2017-2018уч. год
№
п\п Фамилия, имя ребенка Основные навыки и умения Творчество Уровень развития
Кукловож-
дение актерское мастерство Драматиза-ция Песен-ное танцевально-игровое
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Начало : на момент выбытия:
Высокий…% Высокий…. %
Средний… Средний….% Низкий….% Низкий….%
5. КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ТЕАТРАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Высокий уровень (11-15 баллов) : дети проявляют стремление к общению. Испытывают удовольствие от игры драматизации. В процессе деятельности стремятся к самостоятельности, качественному выполнения задания, поиску способов выразительного исполнения. Правильно осознают поступки героев, их переживания, мысли, чувства.
Дети умеют придумывать сюжет, соответствующий предложенной теме. Правильно передают диалоги действующих лиц, раскрывают чувства героев. Диалог – выразительный, с изменением силы голоса и интонации.
Средний уровень (6-10 баллов) : Дети легко идут на контакт со взрослым, устанавливают дружеские отношения со сверстниками. Успешно участвуют в игре, предложенной другими детьми.
Дети знают большинство художественных произведений программы. Могут объяснить их смысл, обращают внимание на поступки героев, но игнорируют их внутренние переживания. Охотно принимают участие в играх, драматизациях, но не проявляют творческой инициативы. Речь и движения не очень выразительны, дети нуждаются в помощи взрослого.
Низкий уровень (6 баллов и ниже) : Дети не умеют сосредоточенно воспринимать литературное произведение, представленное в форме драматизации. Восприятие содержания поверхностное, отсутствует понимание смысла произведения, нет сопереживания героям.
Дети не способны проявить самостоятельность при исполнении роли. Речь и движения невыразительны. Дети затрудняются в выстраивании сюжета, не соблюдают логическую последовательность в его изложении, диалоги персонажей отсутствуют. Текст излагается монотонно, не меняется сила голоса, темп речи замедлен. Встречается много остановок, пауза, повтор слов. Дети положительно откликаются на участие в драматизации, но не могут преодолеть связанные с этим трудности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М. Просвещение 1991г.
2. Белая А. Е., Мирясова В. И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников» М. АСТ-Астрель 2004г.
3. Гавришева Л. Б. «Музыка- игра- театр!» Спб. Детство- Пресс 2004г.
4. Горького Л. Г., Обухова Л. А., Петелин А. С. «Праздники и развлечения в детском саду» М. ВАКО 2004г.
5. Илларионова Ю. Г. «Учите детей отгадывать загадки» М. Просвящение, 1985г.
6. Картушина М. Ю. «Театрализованные представления для детей и взрослых» М. Творческий центр 2005г.
7. Картушина М. Ю. «Сценарии оздоровительных досугов для детей» М. Творческий центр 2004г.
8. Кошманская И. П. «Театр в детском саду» Ростов н/Д Феникс 2004г. Поляк Л. «Театр сказок» Спб. Детство- пресс 2003г.
9. Сорокина Н. Ф. «Театр- творчество – дети» М. Аркти2004г
10. Узорова О. В., Е. А. Нефедова «Пальчиковая гимнастика» М. Арт-Астрель 2005г.
11. Уликова Н. А. «Словом душа растёт» Спб. СМАРТ 1994г. Сухин И. Г. «Весёлые скороговорки» Ярославль. Академия развития 2006г.
12. Царенко Л. «От потешек к Пушкинскому балу» М. ЛИНКА-ПРЕСС 1999г.
13. Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду» М. Мозаика-синтез 2007г.