Елена Чуракова
Программа «Тропинки». Использование дидактических игр в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Основное содержание данного пособия – рекомендации по практическому использованию дидактических игр в детском саду, поскольку именно этот вид игр содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников.
Целью образовательной программы дошкольного образования «Тропинки» является создание условий для общего психического развития детей 3-7 лет средствами развития творческих способностей, в частности, условий формирования у них готовности к современному (развивающему) школьному обучению.
Задачи программы:
Публикация «Программа „Тропинки“, Использование дидактических игр в ДОУ» размещена в разделах
1. Инициирование и психолого-педагогическое сопровождение процессов творческого освоения культуры детьми в рамках различных видов их деятельности (игры, познавательно-исследовательской, художественно-эстетической, проектной деятельности, учения и др.);
2. Развитие творческого воображения дошкольников;
3. Развитие у детей способности и стремления к инициативному и самостоятельному действию;
4. Расширение «зоны ближайшего развития» путем включения дошкольников в развивающие формы совместной деятельности со взрослым и друг с другом;
5. Развитие у ребенка начал будущего умения учиться.
Тропинка в мир свойств и качеств предметов.
Содержание данного блока нацелено на интеллектуальное и личностное развитие, развития воображения, мышления, игровой деятельности, регулятивных и коммуникативных умений, творческих способностей детей 3-7 лет.
Основная идея:
Создание таких условий, при которых происходит не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формируются регулятивные и коммуникативные умения. Регулятивные умения приводят к постепенному расширению возможностей самостоятельной организации деятельности ребенка. Коммуникативные умения обеспечивают взаимодействие с взрослыми и сверстниками, которое приводит к усвоению социальных норм, личностному развитию ребенка, включая адекватную самооценку, позитивное самоотношение, умение вставать на позиции другого.
Блок включает разделы «Воображаем», «Думаем», «Играем». Выделение разделов достаточно условно, так как в каждом из них формируется творческое мышление, регулятивные и коммуникативные умения. Все разделы программы взаимосвязаны, реализация основных задач идет на вариативном содержании с использованием разных средств.
Игровая деятельность обеспечиваются разными видами дидактических игр (словесными, настольно-печатными, с предметами). Для формирования зрительного восприятия используется игровой материал: разрезные картинки, пазлы и головоломки. Предварительно проводится анализ, описание и выделение возможных способов сборки и типов ориентировки каждого способа. Категории игрового материала вводятся поэтапно после освоения и закрепления одного из способов.
Игры представлены с учётом возможностей их использования в индивидуальной работе педагога с ребёнком и коллективной игровой деятельности группы детей под руководством взрослого или при непосредственном участии только детей, выполняющих все игровые функции самостоятельно без участия взрослых.
Индивидуальная работа с игровым материалом может осуществляться за столом, а для коллективной детской игровой деятельности в дошкольной организации созданы варианты с использованием напольного покрытия. Некоторые игры разработаны на специальных крупногабаритных модулях, имеющих специфические, присущие конкретной игре условные обозначения, дополнительные карты – схемы, позволяющие детям выстраивать стратегию игры, опираясь на умение ориентироваться в пространстве игрового поля.
Игра со сверстниками подразумевает использование определённого набора коммуникативных средств:
-позволяющих устанавливать контакт с играющими или организовывать игру по собственному замыслу, привлекая для её проведения других детей;
-договариваться о соблюдении правил и мерах воздействия в качестве поощрения и наказания;
-возможных способах помощи и поддержки игроков в опасных ситуациях;
-прекращении игры одним или несколькими игроками;
-внесении изменений и дополнений, их обсуждение и принятие или отвержение всеми участниками.
Освоение социальных компетенций повышает социальный статус ребёнка в группе, его собственную активность и инициативность, приводит к успешности в овладении знаниями.
Данный блок активно используется в нашем ДОУ в течение двух лет. Апробация данного блока происходит в разных возрастных группах. Данное пособие включает в себя рекомендованные авторами дидактические игры с нашими дополнениями.
«Куда отправятся звери»
Цель: Формировать умение группировать по определенному признаку.
Задачи:
Развитие воображения: Формировать способы воображения – группировки – через установление смысловых связей.
Коммуникативное развитие: Формировать умение обсуждать с взрослыми и детьми способы выполнения задания: выбирать место и обосновывать свой выбор.
Развитие регуляции движений: Формировать умение выполнять последовательность действий:
1) отбирать группы животных, направляющихся в разные места на основе выделенных признаков; 2) обосновывать распределение животных по группам; 3) группировать в соответствии с выделенным основанием; 4) группировать со сменой основания (герои сказок и цирка, природных зон и зоопарка могут совпадать)
Ход игры.
Взрослый помогает детям выбрать животное; описать его; определить, куда оно может отправиться и поместить в соответствующее ему пространство.
Взрослый помогает ребенку обосновать выбор.
Формулировка для детей: «Выбери животное», «Опишите животное», «Куда оно может отправиться?»; «Поместите туда животное».
«Забавные пуговки»
Цель: Формировать умение группировать по определенному признаку.
Задачи:
Познавательное развитие: Формировать когнетивные умения: выделять признаки (форму, цвет, размер) и группировать объекты.
Коммуникативное развитие: Формировать умение совместно со взрослым и детьми обсуждать варианты выбора одежды, пуговиц.
Развитие регуляции движений: Формировать умение соблюдать инструкцию: подбирать одинаковые пуговицы, соответствующие одежде, и располагать их в обозначенных местах.
Ход игры.
Дети выбирают модели одежды, подбирают к ним пуговицы, совпадающие по какому-либо признаку. Сделанный выбор аргументируется при помощи взрослого, потом самостоятельно.
Формулировка для детей: «Выберите одежду», «Опишите ее», «Подберите к ней пуговки», «Найдите место каждой пуговки».
«Оденем медвежат»
Цель: Закреплять знания сезонной одежды.
Задачи:
Развитие игровой деятельности: Формировать совместную игру на ком-плектование: подбирать виды одежды в соответствии с погодными измене-ниями, сезоном и др.
Коммуникативное развитие: Формировать умение совместно обсуждать варианты выполнения задания (выбирать одежду, определять, в какой последовательности ее надевать и др.) и соблюдать намеченный вариант.
Развитие регуляции движений: Формировать умение выполнять последовательность действий: одевая медвежат, соблюдать выбранный сезон, место, куда отправятся герои и последовательно их одевать.
Ход игры.
Взрослый знакомит детей с медвежатами Машей и Мишей и говорит, что им надо помочь одеться.
Выбор одежды начинается с определения:
1) времени года, погоды и ситуации: куда они пойдут (на рыбалку, в лес) или, чем и м предстоит заняться (ложиться спать, встречать Новый год);
2) какая одежда для этого подходит (отбор одежды):
3) что надевается сначала, что – потом (разложить одежду в правильной последовательности).
«Квартира»
Цель: Закреплять умение классифицировать мебель и предметы интерьера в соответствии с назначением.
Задачи:
Развитие игровой деятельности: Формировать совместную игру на ком-плектование, формировать умение выделять признаки через освоение норм и правил организации жизненного пространства.
Коммуникативное развитие: Формировать умение совместно обсуждать варианты выполнения задания (выбирать помещение для заполнения мебелью, предметами быта и др.) и соблюдать намеченную последовательность действий.
Развитие регуляции движений: Формировать представления о социальных нормах и правилах заполнения жилого пространства.
Ход игры.
Взрослый с детьми рассматривают изображение жилых помещений, предметов интерьера и вещей. Детям предлагается выбрать помещение в квартире и заполнить его подходящими предметами.
Формулировка для детей: «Для каких комнат подходит эта мебель?», «Выберите и поставьте, что куда подходит».
«Дерево. Времена года»
Цель: Закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
Задачи:
Учить определять время года по его характерным признакам;
Закреплять знания детей и представления об особенностях каждого времени года; с сезонными явлениями и изменениями в живой и неживой природе;
Учить наблюдать и видеть взаимосвязь явлений в природе.
Формировать умение выделять существенные связи между предметами и явлениями природы;
Расширять и обогащать словарь детей: названия птиц, ягод, цветов, насекомых, животных;
Формировать умение ориентироваться в пространстве: вверху – внизу, справа – слева; под - над;
Воспитывать бережное отношение к природе;
Игра «Выбери и объясни!»
Ход игры:
На игровом поле дети выбирают одно из четырех времени года. Ведущий показывает карточку соответствующие определенному времени года. Дети выбирают и называют изображение, если оно соответствует выбранному ребенком времени года. Выигрывает тот, кто безошибочно и вперед всех использует эти предложенные ведущим карточки.
Дерево можно использовать во время совместной образовательной деятельности и в индивидуальной работе с детьми. Сюжетный макет привлекает детей яркостью, мобильностью, многофункциональностью, простотой в использовании.
Игра может обновляться новыми деталями: фигурками животных, (например медведь и ёж-закрепление животных, которые впадают в спячку, заяц и белка - меняют окрас и т. д., фигурками птиц, а так же сезонными атрибутами в использовании в сюжетно-ролевых играх.
В работе с макетом можно использовать методические приемы: бесе-ды, рассматривание, чтение стихов и рассказов о животных, насекомых, птицах, деревьях (яблоня, отгадывание загадок.
Игра «Кто, где зимует»
Цель: закрепить знания детей о жилище диких животных.
Игра «Узнай птичку (животное)»
Цель: закрепить знания о зимующих птицах (животных, активизировать словарь по теме «Дикие животные» и «Зимующие птицы».
Игра «Кто, чем питается»
Цель: закрепить знания детей о то, чем питаются дикие животные (птицы) зимой; воспитывать бережное отношение к животным.
Игра «Прятки»
Цель: упражнять в использовании предлогов и наречий, имеющих пространственное значение: «в», «на», «под», «за».
Игра «Узнай по описанию»
Цель: развивать логическую память и воображение.
Игра «Чего не стало»
Цель: развивать память, внимание, наблюдательность; упражнять в образовании формы родительного падежа единственного числа.
Игра «Прогулка в лес»
Цель: развивать наблюдательность, познакомить с сезонными явлениями природы.
Игра «Что вверху, что внизу»
Цель: развивать умение определять положение предметов относительно друг друга.
Игра «Когда это бывает»
Цель: закрепить знания детей о временах года.
«Подбери цыпленку домик»
Цель: Формировать умение группировать по определенному признаку.
Задачи:
Формировать когнетивные умения: выделять признаки (цвет, размер) и группировать объекты.
Формировать умение обсуждать с взрослыми и детьми способы выполнения задания.
Развивать мелкую моторику рук и координацию движения.
Ход игры.
Взрослый предлагает рассмотреть цыпленка, определить, какого цвета у него шапочка. Подобрать подходящий по цвету домик.
«Что на ветках»
Цель: Закреплять знания детей о растениях.
Задачи:
Развитие воображения: Формировать умение структурировать пространство: выбирать элементы декора (листья, цветы, ягоды, орехи) и создавать различные варианты его расположения.
Коммуникативное развитие: Формировать потребность обсуждать со сверстниками и взрослым способы выполнения задания (отбирать материал для веток в соответствии с сезонными изменениями, тип кустарника и т. п., учитывать мнение и желание других, обращаться за помощью к взрослому при затруднениях.
Развитие регуляции движений: Формировать умение следовать инструкции: соблюдать соответствие выбранного материала виду растения и сезону.
Ход игры.
Взрослый предлагает рассмотреть и определить, что уже нарисовано на картинке, какой куст можно сделать, используя материалы (листья, плоды, цветы) и обсуждает с детьми возможные варианты реализации их предложений, следуя указанному порядку действий.
Формулировка для детей: «Что может расти на ветках?», «Выберите и расположите на ветках то, что может расти (цветы, ягоды, орехи, листья)», «Как можно назвать такой куст?».
«Зоопарк»
Цель: Формировать умение группировать по определенному признаку.
Задачи:
Развитие воображения: Формировать способы воображения – группировки – через установление смысловых связей.
Коммуникативное развитие: Формировать умение обсуждать с взрослыми и детьми способы выполнения задания: выбирать место и обосновывать свой выбор.
Развитие регуляции движений: Формировать умение выполнять последовательность действий:
1) отбирать группы животных, направляющихся в разные места на основе выделенных признаков; 2) обосновывать распределение животных по группам; 3) группировать в соответствии с выделенным основанием.
Ход игры.
Взрослый помогает детям выбрать животное; описать его; определить, куда оно может отправиться и поместить в соответствующее ему пространство.
Взрослый помогает ребенку обосновать выбор.
Формулировка для детей: «Выбери животное», «Опишите животное», «Куда оно может отправиться?»; «Поместите туда животное».
«Собери бабочку»
Цель: Знакомить с объемными геометрическими формами.
Задачи:
Развитие пространственного воображения: формировать навык соотнесения предмета с его формой.
Знакомство с объемными геометрическими формами: уметь называть основные геометрические фигуры.
Ход игры.
Педагог говорит, что бабочки растеряли свои крылышки и нужно их найти. Для этого дети должны соединить крылышки с телом бабочки так, чтобы форма фигуры, изображенной на теле, совпадала с формой предмета, изображенного на крылышке. Затем педагог раскладывает карточки с бабочками и раздает крылышки каждому ребенку. Дети соединяют крылышки с телом.