Татьяна Местникова
Программа тренинга на снятие эмоционального напряжения
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг релаксации и снятия напряжения у педагогов.
Задачи:
1. Предупреждение и снятие психологической перегрузки педагогического коллектива;
2. Повышение самооценки, уверенности в своих силах;
3. Снятие мышечного напряжения и развития умения расслабляться.
4. Развитие у педагогов способности мыслить о себе в позитивном ключе.
Публикация «Программа тренинга на снятие эмоционального напряжения» размещена в разделах
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Эмоции, эмоциональное напряжение. Профилактика, тренинги
- Темочки
Ход тренинга:
Педагог-психолог. Я рада, что мы смогли с вами встретиться, имеем возможность немного расслабиться и отдохнуть, поиграть и попутно что-то узнать о себе и о коллегах, а самое главное выразить друг другу радость встречи.
Упражнение 1. Знакомство с правила работы группы.
1) Запрет на вынесение обсуждаемых проблем за пределы группы (правило работы здесь и сейчас). Все, что говориться здесь, должно остаться между нами. Это одно из эстетических оснований нашей работы.
2) Право каждого члена группы сказать «стоп» - прекратить обсуждение его проблем. Если вы чувствуете, что еще не готовы быть искренними в обсуждении вопросов, касающихся лично вас, или понимаете, что то или иное упражнение может нанести вам психологическую травму, воспользуйтесь этим правилом.
3) Каждый участник говорит за себя, от своего имени. Не стоит уходить от обсуждения и допускать рассуждения типа: «Все так думают», большинство так считает». Попытайтесь строить свои рассуждения примерно так: «я думаю», «я чувствую».
4) Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения. Давай в группе учиться понимать другого, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание.
5) общение между всеми участниками на «ты». Этот принцип создает в группе обстановку, отличную от той, что существует за ее пределами. Это будет трудно, потому что мы привыкли к определенной иерархичности в отношениях. Если же вам трудно сразу перейти на ты – не тропите себя. На второй или на третьей встрече.
Упражнение 2. «Давайте поздороваемся».
Цель: снятие мышечного напряжения, переключения внимания.
Педагоги по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом: 1 хлопок – здороваемся за руку:
2 хлопка – здороваемся плечами;
3 хлопка – здороваемся спинами.
(запрет на разговоры во время игры).
Упражнение 3. «Сорви яблоки»
Цель: психоэмоционального и мышечного расслабления и успокоения.
Участники встают так, чтобы вокруг каждого было достаточно свободного места. Ведущий предлагает представить и сорвать яблоки в саду, которые растут достаточно высоко. Затем педагоги срывают яблоки, делая при этом вдох, кладут в корзину – медленный выдох. Упражнение повторить несколько раз.
Упражнение 4. «Танец отдельных частей тела»
Цель: «разогрев участников»; осознание и снятие мышечных зажимов»; расширение экспрессивного репертуара.
Материалы: музыкальные записи разных стилей с четким ритмическим рисунком.
Звучит музыка. Педагоги становятся в круг. Психолог называет по очереди части тела, танец которых будет исполняться (например «танец головы», «танец плеч», «танец кистей рук», танец живота, «танец кистей рук). Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.
Упражнение 5. «Почесать спинку»
Цель: снятие напряжение, повышение групповой сплоченности.
Психолог просит педагогов встать в два больших круга так, чтобы каждый их них оказался напротив педагога из другого круга. Затем предлагает участникам, чтобы педагоги из внешнего и внутреннего круга одновременно повернулись на право. каждый участник видит перед собой спину другого педагога. Затем психолог предлагает начать приятный и бодрящий массаж. Называя имена двух педагогов из разных кругов, стоящих рядом. Пусть А и Б начнут растирать ладонями плечи стоящих перед ними. Когда они завершают, те двое сделают такой же массаж двоим следующим – стоящим перед ними. И так далее по кругу, массаж пока не вернется к тем, кто его начал – к А и Б.
Упражнение 6. «Пустое место»
Цели: снятие напряжения, развитие взаимопонимания между членами группы.
Половина педагогов садится по кругу на стулья, другая – встает у них за спиной и кладут руки на спинку стула (если спинки нет-то руки заводятся за спину). Перед одним педагогом (водящим) никто на стуле не сидит – это «пустое место». Задача водящего – переманить кого-нибудь из сидящих на «пустое место». Это нужно сделать без слов, внимательно посмотрев на того, кого собираешься позвать. Если кто-то из педагогов увидел внимательный, приглашающий взгляд, он должен перебежать и занять «пустое место». Партнер, стоящий за спиной, должен задержать убегающего, схватив его за плечи. Если ему это не удалось, то теперь ему самому придется переманить к себе кого-нибудь другого.
Упражнение 7. «Надувная кукла»
Цели: преодоление скованности и напряженности участников группы, тренировка мышечного расслабления.
Психолог играет роль насоса: делает руками движения, имитирующие работу с насосом, и издает характерные звуки. Участники группы сначала расслабленно сидят в креслах, голова опущена, руки вяло висят вдоль тела. С каждым движением «насоса» «резиновые куклы» начинают «надуваться» : участники распрямляются, поднимают голову, напрягают руки и в конце концов встают в полный рост, раскинув руки и ноги. Через несколько секунд психолог «выдергивает затычку» у «куклы», и игроки с шипением (ш-ш-ш) расслабляются и постепенно опускаются на корточки. Игру можно повторить несколько раз.
Упражнение 8. «Визуализация «Избавление от тревог»
Цели: снятие тревоги, беспокойства; подготовка к ожидаемой стрессовой ситуации.
Расслабьтесь, представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день. Небо озарено радугой и частица этого сияния принадлежит вам. Оно ярче тысячи солнц. Его лучи мягко и ласково прогревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему. Ваше тело наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предложения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вам светло и радостно.
Упражнение 9. Аутотренинг «Мобилизация»
Цель: восстановление сил, общей готовности к продолжению ранее выполняемой работы.
Педагоги делают глубокий вдох-выдох, мысленно повторяя следующие словесные формулы:
1. Я хорошо отдохнул
2. Мои силы восстановились
3. Во всем теле я ощущаю прилив энергии
4. Мысли мои четкие и ясные
5. Мышцы наполняются. Я снова готов действовать.
6. По всему телу пробегает приятный озноб и прохлада.
7. Делаем глубокий вдох и резкий выдох!
8. медленно открываем глаза и садимся на палас.
Упражнение 10. «Послание»
Цель: установление психологической поддержки и обратной связи.
Каждому дается лист А4, который нужно разделить на 4 части. На трех написать послания трем сидящим справа участникам группы. Послание должно иметь позитивное содержание, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. На четвертой части листа формулируется впечатление от прошедшего занятия – это для психолога. Оно может иметь либо конструктивную, либо эмоциональную направленность. Листочки передаются адресатам.