Трофимова Светлана
Программа театрального кружка «Добрая сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ №4 «Золотой гребешок» г. Бердск.
Программа театрального кружка «Добрая сказка»
Для детей первого года обучения, возраст детей 5-7 лет.
Срок реализации программы - декабрь 2018- май 2019.
Автор программы –
Руководитель кружка,
Музыкальный руководитель
Трофимова С. А
Пояснительная записка.
«Чтобы веселиться чужим весельем и
Сочувствовать чужому горю, нужно
Публикация «Программа театрального кружка „Добрая сказка“» размещена в разделах
- Доброта. Сценарии праздников
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сценарии по сказкам
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
Уметь с помощью воображения
Перенестись в положение другого
Человека, мысленно стать на его место»
Б. М. Теплов.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.
Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля - все это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками и партнерами в общем деле.
Актуальность программы.
Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно – нравственного воздействия. Ребенок, оказавшийся в позиции актера – исполнителя, проходит все этапы художественно – творческого осмысления мира, т. е. задумывается о том, что говорит и делает человек, как это понимают люди, как донести до зрителя, что ты можешь и хочешь сыграть.
Новизна программы.
Учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: накопление знаний о театре, воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности.
Цель программы.
Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи.
Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
Совершенствовать артистические навыки детей, а также их исполнительские умения.
Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь
Обучать детей элементам художественно – образных выразительных средств (интонация, мимика, жесты)
Приобщить детей к театральной культуре, обогащать их театральный опыт.
Воспитывать любовь к театру.
Воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и содружества.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в заключительной части. Отбор сценарного материала в рамках реализации данной программы обусловлен его актуальностью в воспитательном пространстве детского сада, художественной ценностью, воспитательной направленностью и педагогической целесообразностью. Занятия проводятся 2 раза в неделю во вторую половину дня, продолжительность 30 минут.
Ожидаемый результат.
Развитие личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей и интересов. Дети должны уметь чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами, разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (мимику, жесты, интонацию, выступать перед сверстниками, родителями, детьми младших групп или иной аудиторией. Дети должны научиться разбираться в видах театра (кукольный, пальчиковый, театр игрушки, театр марионетки, ростовых кукол, кукол би-ба-бо, музыкальный театр, настольный театр, театр теней, театр на фланелеграфе), знать о правилах поведения в театре, о театральных профессиях. Основным видом контроля и подведения итогов реализации программы на всех этапах обучения является показ спектакля.
Тематический план.
месяц № Тема занятия Програмный материал
Декабрь 1 Вводное занятие Знакомство детей, беседа о театре. «С чего начинается театр»
2 Театральные профессии. Беседа о профессиях в театре. Этюды на выразительность передачи образа. «Обиделся», «Новая кукла», «Соленый чай», «Ворчливый дедушка», «Добрая бабушка», «Злая собака»
3 Знакомство с куклами би-ба-бо Распределение ролей в сказке «Теремок», обыгрывание движений каждого персонажа под музыку.
4 Кукольный спектакль «Теремок» Учиться держать куклу на руке за ширмой, подражать голосам животных- Мышки, лягушки, зайки, лисы, волка, медведя.
5 «Теремок» - театр масок Драматизация сказки, где дети сами превращаются в зверей с помощью масок
6 Игровые упражнения.
Пальчиковая гимнастика «Облака», «Снежинки-легкие пушинки»
Танец «У меня, у тебя»
7 Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят» Чтение сказки, знакомство с сюжетом, с персонажами сказки
8 «Волк и семеро козлят на новый лад» Прослушивание аудиосказки, распределение ролей
Январь 1 Мастерская актеров «Внимательные козлята», «Непослушные козлята», «Доверчивые козлята» «Учитель музыки – Петушок», «Злой и хитрый волк»
2 Репетиция музыкальных моментов сказки Песня козлят, песня Мамы-козы, песня и танец волка, игра Петушка на металлофоне.
3 «Пришла коляда – отворяй ворота» Подбор костюмов, заучивание закличек, ряжение
4 Колядование в детском саду Крещенские колядки, заклички, прибаутки, ряжение в русские народные костюмы
Февраль 1 Репетиция 1 состава Беседа с детьми о декорациях к сказке
2 Репетиция 2 состава Беседа с детьми о декорациях к сказке
3 Примерка костюмов к сказке «Волк и семеро козлят» Использование костюмированной базы ДОУ.
4 Игровое занятие Этюды на выражение эмоций, пальчиковые игры, танец «У меня, у тебя»
5 «Волк и семеро козлят на новый лад» Репетиция с Мамой - козой
6 «Как на масленой неделе со стола блины летели» Познакомить детей с народным праздником Масленицей, разучивание потешек, ряжение в русские платки, устроить сладкий полдник с поеданием блинов со сладкими добавками
7 Репетиция сказки «Волк и семеро козлят на новый лад» Отработка эмоциональных состояний козлят, волка, Мамы – козы с помощью мимики и жестов.
8 Подготовка к показу спектакля Разучивание танцевальных эпизодов
Март 1 Репетиция сказки в костюмах. Беседа о профессии гримера и художника - декоратора в театре
2 Генеральная репетиция Сделать козлятам колокольчики на шею.
3 Показ спектакля родителям и детям детского сада Фотоотчет о спектакле «Волк и семеро козлят на новый лад»
4 «Куклы на руке» «Курочка Ряба» - разыгрывание р. н. сказки
5 «Сказка о глупом мышонке» Маршак Чтение сказки по ролям
6 «Кто сказал Мяу?» Сутеев Прослушивание аудиосказки, знакомство с персонажами.
7 «Кто сказал Мяу?» Распределение ролей
8 Пантомимическая игра «Угадай, кто сказал?» Способствовать раскрепощению детей, работа над интонационной выразительностью.
Апрель 1 «Кто сказал Мяу?», Разучивание выхода Петуха и его семьи, танец и игра на ложках, отработка текста
2 Продолжение работы над сказкой Эпизод встречи Щенка с Лягушками, танец лягушек. Импровизация пчел и Шмеля
3 Беседа по сказке, о дружбе и любознательности Познакомить детей с песней «Песенка друзей» муз. Герчик, выучить текст песни, научиться правильно интонировать мелодию песни
4 Работа над декорациями к спектаклю «Кто сказал Мяу?» Обозначить зону болота, цветника, нору мышек, будки Барбоса
5 Работа над дикцией и выразительностью речи в монологах и диалогах Способствовать развитию речевого дыхания с помощью упражнений «Цветочек», «Подуй на свечу», «Пропой звук»
6 Репетиция сказки Продолжить работу над танцевальными эпизодами, отработать финальную сцену
7 Работа над мимикой и жестами персонажей «Испуганные мышата», «Назойливые пчелы», «Важный петушок», «Любопытный щенок», «Веселые лягушата»
8 Подбор костюмов к сказке «Кто сказал Мяу?»
Май 1 Генеральная репетиция спектакля по сказке Сутеева Прогон спектакля с декорациями, атрибутами, музыкальными эпизодами, подготовка к показу
2 Творческий отчет. Премьера спектакля «Кто сказал Мяу?» Доставить детям радость, возможность пережить чувство гордости от исполнительских умений, показ перед родителями и детьми всех групп
3 Обсуждение премьеры спектакля Дать возможность детям высказать свои впечатления, рассказать о своих чувствах после выступления перед зрителями, оценить свою работу и работу товарищей
4 Игровое занятие «Попросись под грибок»
5 Итоговое занятие Подведение итогов работы за год, награждение, поощрение детей
Методическое обеспечение программы
Проведение занятий в театральном кружке «Добрая сказка» направлено на раскрытие творческих способностей детей. В работу кружка включены занятия по теоретическим знаниям о театре, о правилах поведения в театре, о театральных профессиях. А также практические занятия, где дети учатся правильно и красиво говорить, получают навыки работы на сцене, учатся импровизировать, познают культуру выступления. В ходе занятий дети учатся работать над художественным образом, стараются уловить особенности той или иной роли, учатся искусству перевоплощения с помощью участия в создании элементов декораций и костюмов. В ходе общения и творческой совместной деятельности участники кружка получают и развивают в себе навыки делового и неформального общения, получают опыт общения в разных социальных ролях, опыт выступления перед аудиторией.
Основные формы работы
Игра—занятия в игровой форме, где проходит изучение основ театрального искусства : -культуры речи
-сценического движения
-воплощения художественного образа
Репетиция-- разбор сюжетной линии, работа над исполнительским планом.
Индивидуальная работа—работа над жестами, мимикой, вокальным исполнением или танцевальным номером.
Показ спектакля—выступление перед зрителями.
Различные формы работы направлены на сплочение ребят в один дружный, работоспособный творческий состав, что предполагает разноуровневое общение в атмосфере творчества.
Список используемой литературы:
Е. А. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»,
Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников»,
М. Ю. Картушина «Театрализованные представления для детей и взрослых»,
М. А. Давыдова «Музыкальное воспитание в детском саду»,