Людмила Тихонова
Программа социального партнёрства с семьёй «Вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №16
Программа
социального партнёрства с семьёй
«Вместе»
Разработчик:
Тихонова Людмила Сергеевна,
воспитатель
Лысково
2022
Содержание
Пояснительная записка….3
Цель …. 4
Задачи….4
Формы организации …4
Срок реализации…4
Содержательный раздел…. 5
Заключение….10
Литература….12
Пояснительная записка
«Лучше всего можно помочь детям,
помогая их родителям»
Т. Харрис
Публикация «Программа социального партнёрства с семьёй „Вместе“» размещена в разделах
В настоящее время педагоги не могут обойтись без помощи родителей, без сотрудничества на различном уровне. И родители хотят видеть своих детей достойными гражданами общества, но не всегда обладают достаточным объемом знаний и умений в воспитании и обучении детей. Семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает почти неограниченными возможностями формирования его личностных качеств. Родители являются основными социальными партнёрами ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.
В книге Лидии Свирской «Работа с семьей : необязательные инструк-ции» сказано: «Чтобы наладить отношения с родителями, сделать их кон-структивными, чтобы оказывать поддержку и помощь усилиям семьи в воспитании ребенка, педагогам следует пересмотреть основы взаимоотношений с родителями. Для эмоционального контакта нужна доброжелательность, приветливость, открытость. Для информационного контакта – готовность принять от родителей сведения о ребенке и поделиться своей информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках. А высшей целью и основным содержанием работы воспитателя должен быть сам – РЕБЕНОК, а не потребности детского сада, не образовательная программа, тем более не методики обучения». Это высказывание полностью соответствует требованиям ФГОС ДО.
Существует большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется и в нашем детском саду (консультации, индивидуальные беседы, папки – передвижки, выставки совместного творчества, родительские собрания различных форм, участие в спортивных праздниках, детских утренниках и досугах, дни открытых дверей). Привлечь родителей к жизни ДОУ сейчас очень непросто из – за быстрого и очень
перенасыщенного темпа жизни, огромной занятости большинства родителей. Поэтому мы рады присутствию родителей в наших стенах.
Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация деятельности, когда родители активно вовлекаются во взаимодействие с работой воспитателей и жизнью детей в группе. Осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность.
Цель: формирование сотрудничества между детским садом и семьей, объ-единяя усилия для воспитания и развития детей.
Задачи:
1. Повышать педагогическую культуру родителей в вопросах развития и воспитания детей.
2. Пропагандировать положительный опыт семейного воспитания.
3. Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу социализации детей с учетом индивидуальных особенностей.
4. Способствовать формированию позитивных форм общения.
5. Развивать интерес родителей к деятельности детей в детском саду и инте-рес педагогов к жизни ребенка в семье.
Формы организации
- Родительские собрания различных форм (практикумы, совещания, ток – шоу, собрания – выставки и другие,
- информационные стенды,
- папки – передвижки,
- анкетирования;
- тематические консультации (групповые/индивидуальные,
- совместные выставки, праздники,
- дни открытых дверей.
Срок реализации данной программы – 1 год.
Содержательный раздел
№ п/п Формы работы Тема Цель Время проведе-ния
1.
Анкетирование
«Знаем ли мы увле-чения наших де-тей?»
Собрать информа-цию об индивиду-альных особенно-стях детей, их инте-ресах и склонностях; выявить уровень го-товности родителей на взаимодействие с детским садом Сентябрь
2.
Консультация для родителей
«Готовимся к но-вому учебному го-ду» Знакомство родите-лей с требованиями ФГОС ДО и про-граммы воспитания в детском саду детей 3 – 4 лет
3.
Конкурс поде-лок «Что нам осень по-дарила»
Способствовать ор-ганизации совмест-ной творческой дея-тельности родителей с ребенком
Октябрь
1. Родительское собрание с участием педа-гога - психоло-га «Психологические особенности детей 3 – 4 лет»
Знакомить родите-лей с особенностями развития этого воз-раста, подготовить к возможным труд-ностям
2. Индивидуаль-ные беседы с родителями
«Коллекционирова-ние – как увлека-тельная игра дома» Знакомство родите-лей с коллекциони-рованием, приемами привлечения детей к коллекционирова-нию
1. Оформление папки-передвижки «Воспитываем осторожность в де-тях»
Показать приемы ознакомления детей с опасными предме-тами дома и на ули-це Ноябрь
2. Выпуск газеты ко Дню матери
«Наши любимые и дорогие»
Привлечь родителей к созданию общей газеты, способство-вать созданию ра-достного настроения в преддверии празд-ника
1. Конкурс «Новогодние иг-рушки своими ру-ками»
Воспитывать жела-ние участвовать совместно со своими детьми в творческих конкурсах Декабрь
2. Оформление папки-передвижки «История новогод-ней елки»
Знакомство с исто-рией возникновения праздника и ново-годней елки.
3. Совместный труд родителей с детьми. «Постройки из сне-га» Воспитывать атмо-сферу дружествен-ности и взаимопо-мощи.
1. Фотовыставка «Папа, мама и я – спортивная семья
Вызвать желание поделиться семей-ными спортивными традициями Январь
2. Рекомендации для родителей «Как заучить стихо-творение с ребен-ком» Помочь родителям в заучивании стихо-творений с детьми, развитии памяти
1. Практикум для родителей «Играем дома - коллекциотерапия»
Знакомство родите-лей с использовани-ем коллекциониро-вания для развития и воспитания детей. Февраль
2.
Консультация для родителей
«Такие разные мальчики и девоч-ки»
Знакомить с особен-ностями гендерного воспитания детей
1. Памятка «10 заповедей для родителей»
Помощь родителям в воспитании дру-жеской атмосферы в отношениях с деть-ми Март
2. Папка-передвижка:
«Семейное чтение»
Информация о важ-ности и приемах привития полезной семейной привычки «Чтение детям»
1. Консультация
«Секреты этикета для малышей»
Помочь родителям воспитывать вежли-вость детей, ознако-мить с простейшими приемами Апрель
2. Фотовыставка «Как мы живем?»
Познакомить роди-телей с результата-ми досуговой дея-тельности детей
1.
Совместная трудовая дея-тельность «Подготовка участ-ка к летнему - оздо-ровительному пери-оду» Привлекать родите-лей к участию в жизни группы дет-ского сада, мотиви-ровать творческий потенциал родите-лей Май
2. Итоговое родительское собрание «Круглый стол» «Чему мы научи-лись за год?» Родители дают оценку деятельности педагогов с детьми в вопросах воспита-ния и развития
1. Консультация
«Мокрые игры»
Предложить родителям варианты игр с водой и в домашних условиях Июнь
2. Индивидуаль-ные беседы
«Безопасность в летний период» Рекомендации о со-блюдении правил поведения с детьми на улице. Практические задания по переходу улиц города
1. Участие роди-телей в созда-нии с детьми выставки ри-сунков «Наше лето» Привлечь родителей к совместному рисо-ванию с детьми, воспитывать друже-скую атмосферу Июль
2. Беседа с роди-телями
«Рассказываем сказку по картин-кам»
Познакомить роди-телей со способами речевого развития ребенка
1. Создание фо-токоллекции
«Вот оно какое - наше лето!» Информировать ро-дителей о деятель-ности детей в дет-ском саду Август
2. Консультация
«Песочная терапия» Предложить родителям игры в песке с ребенком
Заключение
Педагоги придумывают все новые и новые формы вовлечения мам и пап в процесс обучения и воспитания их собственных детей, но откликается на них небольшая часть родителей. И в большей степени это происходит потому, что родители заняты насущными проблемами или педагоги не используют такие формы взаимодействия, которые были бы интересны родителям. На наш взгляд, следовало бы начинать взаимодействие с родителями не с формальных стендов, а со сближения души и разума людей, сопричастных жизни ребенка. Что может служить основой для такого сближения? Только сам ребенок. Рассказывать (и устно, и письменно) о ребенке – о том, что происходило с ним в течении дня, какие позитивные стороны личности проявил малыш, какие достижения и трудности принес ему день, - воспитатель тем самым формирует у родителей понимание того, что рядом с ребенком – внимательный, заинтересованный человек, обладающий такой информацией об их ребенке, которой нет и может не быть у самих мам и пап, по той простой причине, что их нет рядом.
Инициатором налаживания взаимоотношений с семьями должен быть педагог, сотрудники ДОУ, так как они получили для этого специальное профессиональное образование и им родители доверили самое дорогое.
Для осознания родителями важности, ценности воспитания и развития детей дошкольного периода, как основы всей последующей жизни человека, создана работа по организации партнерских отношений с родителями, которая успешно внедряется, совершенствуется в ДОО.
Литература
1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования;
2. С. Ю Прохорова, Н. В. Нигматулина, В. И. Евстигнеева Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду, М. : Скрипторий – 2011;
3. Л. Свирская Работа с семьей : необязательные инструкции, М. : Линка – пресс, 2007;
5. О. В. Солодянкина Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй -М : АРКТИ, 2004;
6. Интернет-ресурсы (https://www.maam.ru, https://portalpedagoga.ru).