Татьяна .Козекаева
Программа социального партнерства с семьей «Вместе» на 2015–2018 г.
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения.
Публикация «Программа социального партнерства с семьей „Вместе“ на 2015–2018 г,» размещена в разделах
Признание приоритета семейного воспитания требует новых взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьей – создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.
Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков.
Семья - это среда, где ребенок получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире и обществе, элементарные навыки и умения во всех видах деятельности. И воспитатели должны стать помощниками и заинтересованными, доброжелательными союзниками родителей, направить свою деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах.
Цель:
Установление партнёрских взаимоотношений, сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, единого пространства или алгоритма (триады) «родители – дети – педагоги».
Задачи:
- создание условия для участия родителей в жизни ребенка в детском саду;
- установление партнерских, доверительных, уважительных отношений между педагогами и родителями;
- оказание психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка, учитывая индивидуальные особенности ребенка, в повышении компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей;
- непрерывное повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьей воспитанников.
- приобщать родителей к участию в жизни группы, обогащении предметно-пространственной среды; творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие;
- привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
Принципы взаимодействия с родителями:
1. Открытость детского сада для семьи
Позитивный настрой на общение является прочным фундаментом в работе педагога с семьей. От общения педагога с родителями зависит отношение семьи к детскому саду. Ежедневное доброжелательное взаимоотношение педагога с родителями гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Единство требований и подходов
Современные родители в большинстве случаев люди грамотные, хорошо знающие как им надо воспитывать своих детей. Наставления и пропаганда педагогических знаний сегодня не совсем актуальны в воспитании. Сегодня актуальнее создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях. Поиск взаимопонимания и общего языка с родителями, признание сильных и слабых сторон друг друга.
3. Индивидуальный подход
Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Общаясь с родителями, чувствуешь ситуацию, настроение мамы и папы. Для этого понадобится человеческое и педагогическое умение успокоить родителя, сочувствие и совместное обдумывание, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
4. Динамичность
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого подбираются формы и направления работы с семьей.
Немаловажным для работы с родителями в новых условиях являются: социальный анализ состава семьи (что помогает правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей).
Социальный статус родителей :
1. Полных семей – 13.
Неполных – 4.
2. Образование:
- высшее – 12человек
- ср. специальное – 16человек
- среднее – 2 человека
3. Социальное положение :
Бизнесмены (индивидуальные предприниматели) – 1
Служащие -
Домохозяйки –
Инвалиды – 1
Основной состав группы составляют родители, работающие служащими в возрасте от 25 – 40 лет.
Для эффективного взаимодействия выбраны такие формы работы:
Традиционные:
- родительские собрания ;
- индивидуальные беседы;
- консультации;
- папки – передвижки;
- анкетирование.
Нетрадиционные:
- круглый стол;
- семинар – практикум;
-мастер – класс;
- акции;
-буклеты.
Данная программа разработана на основе собственных разработок и адаптирована к современным условиям образовательного процесса. Программа рассчитана на 3 года.
Средняя группа (2015 – 2016 учебный год).
№
Дата проведения Мероприятия Другие формы работы
1. Сентябрь Родительское собрание «Задачи развития и воспитания детей 4-5 лет».
Познакомить родителей с задачами развития и воспитания детей средней группы.
Консультация на тему: «Формы и методы экологического воспитания» Анкетирование родителей. Составление (обновление) социально-демографического паспорта семей.
2. Октябрь Консультация на тему: «Формы и методы экологического воспитания» Папка – раскладушка «Конструирование как познавательно – исследовательская и продуктивная деятельность дошкольника».
Конкурс «Осенняя фантазия».
3. Ноябрь Консультация «Трудовое воспитание в семье и детском саду» Папка-передвижка «Интересные факты из жизни птиц».
4. Декабрь Новогодний утренник. Привлечь родителей к помощи в подготовке и проведении новогоднего утренника. Конкурс новогодних поделок совместно с детьми
Памятка «Встречаем Новый год безопасно».
5.
Январь
Консультация «Как провести выходной день с ребёнком?».
Рекомендация для родителей «Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста».
6. Февраль Родительское собрание на тему: «Об игровой деятельности в семье» - семинар – практикум.
Консультация на тему: «»
Фотовыставка Мы -исследователи».
7. Март Привлечение родителей к проведению праздника: «Широкая масленица»
Приглашение мам и бабушек на праздник, посвящённый дню 8 Марта.
Праздник: «Широкая масленица»
Папка – передвижка «Весна».
Утренник «8 марта».
8. Апрель Консультация для родителей «Зелёный мир на окне»
Помощь родителям в оформлении фотографий родственников, погибших во время ВОВ (ламинирование) для проведения акции «Бессмертный полк».
Совместная деятельность родителей и детей: «Огород на окне».
9. Май Консультация «Что и как рассказать ребёнку о войне?».
Подготовка клумб к посадке цветочной рассады.
НОД (отчёт о работе с детьми по итогам года). Участие в акции «Юный эколог» (посадка цветочной рассады на участке детского сада).
Старшая группа (2016 – 2017 учебный год)
№ Дата проведения Мероприятия Другие формы работы
1. Сентябрь Консультация для родителей «Осторожно, ядовитые грибы».
Ознакомление родителей с правилами сбора грибов и опасностью их употребления в пищу.
Консультация:
«О предупреждении дорожно – транспортного травматизма среди детей»
Папка – передвижка «Осень»
2. Октябрь Родительское собрание «Об ознакомлении с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы
Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ.
Беседа «Чесночницы – одна из мер профилактики вирусных инфекций». Конкурс поделок «Осенняя сказка».
Папка – передвижка:
«Прививки за и против».
3. Ноябрь «Об играх и игрушках в развитии детей 5 – 6 лет» – психолого – педагогическое просвещение родителей (педагога – психолога).
Помощь родителей для создания праздничной стенгазеты.
Природоохранительная акция «Поможем птицам пережить зиму»
Праздничная газета к дню Матери
Концерт для мам
Изготовление кормушек.
4. Декабрь Новогодний утренник. Привлечь родителей к помощи в подготовке и проведении новогоднего утренника. Смотр-конкурс поделок «Парад сенговиков».
Папка передвижка «Зимушка зима».
5. Январь Консультация на тему:
«Зимние забавы для всей семьи» Участие вместе с детьми во Всероссийском празднике «День снега»
6. Февраль Спортивный праздник к 23 февраля Совместная досуговая деятельность детей с родителями.
7. Март Праздник для мам и бабушек к дню 8 марта. Совместная досуговая деятельность детей с родителями.
8. Апрель Семинар-практикум для детей и родителей: «Игра и развлечения, как средство воспитания у детей любви к природе. Экологическая игра «Волшебное солнышко»
Фотостенд «Природа нашего города»
9. Май Экологическое просвещение. Информация по теме: «Зависимость здоровья детей от состояния окружающей среды» Акция: «Мусор земле не к лицу»
Экологический субботник.
Подготовительная группа (2017 – 2018 учебный год)
№ Дата проведения Мероприятия Другие формы работы
1. Сентябрь Педагогическая гостиная
«На пороге школы»
Оформление стенда
«1 сентября – день Знаний»
Фотоколлаж «Как я провёл лето?»
2. Октябрь Родительское собрание ««Роль семьи в подготовке ребёнка к школе»
Консультация «Дошкольник готовится стать школьником» Анкета
Памятка «В школу с радостью»
3. Ноябрь Консультация:
«Значение режима в воспитании старшего дошкольника». День открытых дверей
4. Декабрь Привлечение родителей к подготовке новогоднего праздника (помощь в изготовлении костюмов для детей) Смотр-конкурс поделок на новогоднюю тему.
5. Январь Беседа на тему: «Как сделать зимнюю прогулку с ребёнком приятной и полезной?» папка-передвижка «С Рождеством Христовым!» Разучивание колядок с детьми.
6. Февраль Родительский форум
«Воспитание
добротой»
Дискуссия «Искусство наказывать и прощать» Праздничная газета «Наши папы и дедушки - защитники Родины»
7. Март Консультация для родителей на тему: «Организация экологического воспитания ребенка как средство умственного развития ребенка». Праздник для мам и бабушек к дню 8 марта.
Папка – передвижка:
«Весна – красна»
8. Апрель Консультация для родителей на тему:
«Чем и как занят ребенок дома?»
Папка – передвижка «Компьютерные игры для детей дошкольного возраста»
9. Май Круглый стол
«До свидания, детский сад!»
Презентация фильма «Странички из жизни группы» Праздник: «Выпуск детей в школу»