Людмила Губанова
Программа социального партнерства с Семьей 2015–2016 уч. года
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление
1. Пояснительная записка.
2. Актуальность.
3. Проблема.
4. Цель программы.
5. Задачи программы.
6. Принципы взаимодействия с родителями.
7. Реализация программы.
8. Ожидаемые результаты.
9. План работы с родителями первой младшей группы 2015 – 2016 уч. год
Пояснительная записка
Сейчас, в условиях активного реформирования и обновления системы дошкольного образования, в условиях перемен, как никогда важно помнить о влиянии дошкольной организации на воспитание ребенка, о ее возможностях организовать качественное развитие, образование детей без ущерба для их здоровья. Не уменьшая значимости общественных институтов воспитания, надо признать, что человечество не создало другого звена в воспитательной системе, которое по силе эмоционально-нравственного воздействия, на растущего человека соответствовало бы семейному воспитанию. Семейное воспитание имеет ряд преимуществ. Оно основано на авторитете родителей; оно индивидуально, воздействует непосредственно на данную личность; любовь к родителям обеспечивает всю полноту чувств ребенка.
Публикация «Программа социального партнерства с Семьей 2015–2016 уч, года» размещена в разделах
Актуальность
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись - и не обходятся – без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек.
Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.
Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь - «Социум».
Проблема
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине. В результате этого, встал вопрос о создании условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами. С введением федерального государственного образовательного стандарта система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения. И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ.
В законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков. Семья - это среда, где ребенок получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире и обществе, элементарные навыки и умения во всех видах деятельности. И воспитатели должны стать помощниками и заинтересованными, доброжелательными союзниками родителей, направить свою деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах.
Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга, и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
• установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы;
• приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;
• объединить усилия для развития и воспитания детей;
• приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие;
• обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;
• привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
• добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
• постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения.
Принципы взаимодействия с родителями.
В связи с выше изложенным, можно выделить принципы взаимодействия с родителями:
1. Открытость детского сада для семьи.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге». Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
4. Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
5. Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Сроки реализации года
Для реализации программы используются следующие формы взаимодействия с родителями:
1. Информационно – аналитические:
o Анкетирование.
o Тестирование.
o Вопросы – ответы.
2. Познавательные:
o Родительские собрания.
o Круглые столы.
o Консультации.
o Беседы, дискуссии.
o Совместное создание предметно – развивающей среды.
3. Наглядно – информационные:
o Папки – передвижки.
o Родительский уголок.
o Фотовыставки.
o День открытых дверей.
4. Досуговые:
o Праздники и развлечения.
o Дни здоровья.
o Экскурсии.
o Выставки, творческие конкурсы.
o Выставка семейных коллекций.
5. Нетрадиционные формы общения с родителями:
Совместные досуги, праздники.
Участие родителей в выставках.
Совместные фотостенды с родителями.
Организация мини-библиотеки.
Устные педагогические журналы.
Игры с педагогическим содержанием.
Ожидаемые результаты:
1) Участие родителей в воспитательно – образовательном процессе детского сада.
2) Повышение педагогической культуры родителей.
3) Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.
4) Создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста.
Планирование работы с родителями воспитанников
2015 – 2016 уч. год
первая младшая группа
№ Формы работы Тема Цель Сроки
1. Анкетирование «Давайте познакомимся» Собрать и уточнить сведения о детях и родителях Сентябрь
2. Папка - передвижка
«Наша группа, наш детский сад»
Познакомить родителей с сотрудниками,
традициями детского сада и группы Сентябрь
3. Оформить стенд для родителей
«Режим дня», «Правила для родителей»,
«Сетка занятий»
Познакомить родителей с режимом дня,
Жизнью в группе и донести до родителей важность соблюдения режима дня дома
Сентябрь
4. Консультация
«Адаптационный период»
Дать рекомендации для быстрейшего привыкания ребенка к детскому саду. Сентябрь
5. Индивидуальные
беседы
«Одежда детей в группе и на улице»
Дать рекомендации по правильному одеванию ребёнка в осенний период. Сентябрь
6. Конкурс на лучшую осеннюю композицию
«Лесная полянка грибов» Раскрыть возможности родителей Сентябрь
7. Родительское собрание
«Здравствуй, детский сад»
Оптимизировать учебно – воспитательный процесс и эффективно начать работу в новом учебном году. Сентябрь
1. Фотовыставка
«Первые дни в детском саду»
Познакомить родителей с пребыванием детей в первые дни в детском саду. Октябрь
2. Папка передвижка
«Осень»
Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей.
Октябрь
3 Акция
«Помоги тем, кто рядом» изготовление кормушек для птиц
Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей, совместному труду. Октябрь
4. Привлечь родителей к созданию мини – музея
«Погремушки»
Приобщать родителей к активной жизни в группе. Октябрь
5. Анкетирование
Воспитание у детей любви к окружающему миру» Распространять педагогические знания среди родителей.
Октябрь
6. Консультация
«Как накормить малоежку»
Дать конкретные советы для улучшения аппетита ребёнка. Октябрь
7. Папка - передвижка
«Правильное питание основа здоровья. Дать знания о важности правильного и полезного питания детей.
Октябрь
1. Консультация
«Портфолио дошкольника» Предложить родителям изготовление дошкольного портфолио.
Ноябрь
2. Папка передвижка
«Туфельки, сапожки, сложные застёжки»» Дать советы, как правильно научить детей застёгивать обувь.
Ноябрь
3. Папка-передвижка
«Всё сумею, всё смогу» (Как приучать детей к самостоятельности) Вовлекать родителей в образовательный процесс и получать радость от совместной деятельности
Ноябрь
4. Круглый стол «Значение развития сенсорной культуры в раннем детстве» Познакомить родителей с особенностями сенсорного развития детей. Расширять педагогический опыт родителей, укрепить сотрудничество семьи и педагогического совета. Ноябрь
5. Статья «Мозаика, как средство развития сенсорной культуры ребёнка» Распространение педагогических знаний среди родителей. Ноябрь
6. Консультация «Как подобрать мозаику» Дать совет по выбору мозаики. Ноябрь
7. Папка - передвижка «Учим цвета легко и просто» Дать знания о важности дидактических игр для умственного развития детей. Ноябрь
8. Семейное изготовление «Изготовление игр по сенсорике» Приобщать родителей к обогащению предметно – развивающей среды» Ноябрь
9. Буклеты «Задачи сенсорного воспитания детей 2 – 3 летнего возраста» Обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей. Ноябрь
1. Праздник
«В гости к Деду Морозу»
Помочь родителям увидеть результаты успехов детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей) Декабрь
2. Изготовление игрушек на ёлку.
«Украсим дружно ёлочку»
Изготовить игрушки на ёлку своими руками; Установить дружеские взаимоотношения между родителями и педагогами группы. Декабрь
3. Папка - передвижка
«Зимой гуляем, наблюдаем, трудимся, играем»
Дать информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах деятельности на улице, подвижных играх. Декабрь
4. Фотогазета
«Зимняя прогулка в детском саду»
Воспитывать желание активно с детьми проводить время на улице.
Декабрь
5. Папка - передвижка
«Зима»
Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей Декабрь
6. Беседа
«Правила поведения на празднике»
Познакомить родителей с правилами поведения на празднике.
Декабрь
7. Презентация «ФГОС ДО: что такое хорошо и что такое плохо» Познакомить родителей с основным положением ФГОС ДО, ориентировать родителей на реализацию требований Стандарта общими усилиями. Декабрь
1. Мероприятия
«Постройка снежного городка на участке»
Способствовать знакомству родителей группы друг с другом. Январь
2. Поручить родителям сделать нестандартное оборудование для физкультурного уголка
Мешочки для метания
Привлечь родителей к участию в обогащении предметно-развивающей среды в группе Январь
3. Круглый стол «Что, как и почему рисуют наши дети?» Познакомить родителей с особенностями изобразительной деятельности детей. Январь
4. Папка - передвижка «Рисуем, клеим, лепим» Дать рекомендации родителям по организации детской изобразительной деятельности в домашних условиях. Январь
5. Консультация «Пальчиковая палитра» Познакомить родителей с нетрадиционными формами рисования. Январь
6. Консультация «Развитие чувства цвета у детей раннего дошкольного возраста» Способствовать развитию понимания у родителей ценности развития чувства цвета у детей. Дети у экрана Январь
7. Буклеты «Рисуем всей семьёй» Привлечение внимания родителей к ценности изобразительного творчества детей, как источника развития детей. Январь
1. Родительское собрание «День за днём говорим и растём» Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей Февраль
2. Анкетирование «Развитие речи детей раннего возраста в семье» Распространять педагогические знания среди родителей. Февраль
3. Памятка «Играем пальчиками и развиваем речь» Дать знания о важности пальчиковых игр. Февраль
4. Консультация Как развивать речь во время прогулки» Распространение педагогических знаний среди родителей. Февраль
5. Круглый стол «Учите говорить ребёнка правильно»» Повышать педагогический уровень родителей с целью формирования правильной речи. Февраль
6. Буклеты «Словесные игры для развития речи детей» Познакомить родителей с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома. Февраль
7. Папка- передвижка «Влияние колыбельной песни на речевое развитие малышей» Распространение педагогических знаний среди родителей. Февраль
1. Праздник
«Мамочка на праздник к нам пришла»
Помочь родителям увидеть результаты успехов детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей) Март
2. Выставка семейных поделок.
«Золотые руки наших мам»
Создавать доверительную атмосферу от совместной деятельности ребенка и матери Март
3. Папка- передвижка
«Весна»
Активизация взаимодействия детского сада и родителей по экологическому воспитанию.
Март
4. Консультация
«Развитие художественного творчества детей»
Познакомить родителей с новейшими технологиями в обучении детей.
Март
5. Игра – конкурс с педагогическим содержанием
«Вот, какая мама, золотая прямо!»
Повысить уровень педагогических знаний и умений родителей.
Март
6 Мастер класс
«Порисуем вместе с мамой»
Рассказать о необходимости совместной деятельности в продуктивной и творческой работе. Март
7. Поручить мамочкам связать маски для театра. Маски – шапочки зверей Привлечь родителей к участию в обогащении предметно – развивающей среды. Март
1 Субботник
«Цвети наша клумба»
Вызвать эмоциональный отклик у родителей на предложение воспитателя, создать комфортные условия на групповом участке Апрель
2 Круглый стол
«Раз словечко, два словечко…» Повышать педагогический опыт родителей с целью формирования правильной речи Апрель
3. Мастер класс
«Пальчиковая гимнастика» Помочь родителям овладеть некоторыми пальчиковыми играми, способствовать осознанию значимости развития мелкой моторики на развития речи. Апрель
4. Папка- передвижка
«Каждой книге своё- время»
Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии возрастным и индивидуальным особенностям.
Апрель
5. Акция «Подари книгу детям» Привлечь родителей к проведению и участию в акции. Апрель
6. Анкетирование «Воспитание у ребёнка интереса и любви к книге» Выяснить отношения родителей к книге в процессе воспитания. Апрель
7. Консультация По дорогам сказок» Распространение педагогических знаний среди родителей о значении сказок в воспитании малышей Апрель
1 Субботник На игровой площадке. Оказание помощи в создании условия для пребывания в детском саду. Май
2. Папка - передвижка «Наши добрые дела» Фотоотчёт о проделанной работе. Май
3. Анкентирование «Что изменилось в моём ребёнке» Выяснить мнение родителей в области воспитания и обучения детей Май
4. Устный журнал Здоровье ребёнка в ваших руках» Обучение родителей практическим навыкам проведения игровых упражнений. Май
5. Консультация «Летний отдых детей» Приобщение семей к здоровому образу жизни, активному отдыху, спорту. Май
6. Родительское собрание «Вот и стали мы на год старше» Дать информацию об успехов детей на конец учебного года. Май
7. Фотостенд «Мы уже большие стали» Доставить родителям удовольствие от просмотров фотографий. Май
1. Папка –передвижка «Лето» Привлечь родителей к экологическому воспитанию. Июнь
2. Консультация «Солнце хорошо, но в меру» Познакомить родителей с правилами пребывания на солнце, с оказанием первой медицинской помощи при солнечном ударе и ожоге. Июнь
3. Консультация «Как одеть ребёнка летом?» Дать рекомендацию одевания детей в летний период. Июнь
4. Беседа «О безопасности жизнедеятельности детей в летний период» Объединение усилий воспитателей и родителей по приобщению детей основам безопасности в летний период. Июнь
5. Памятка «Лето красное – лето опасное» Июнь
6. Папка - передвижка!Игры, которые лечат» Познакомить родителей не только интересными, но и полезными для здоровья играми (игры с природными компонентами) Июнь
7. Изготовление мячей «Мячи из разного материала» Побуждать родителей к совместному творчеству с детьми. Июнь
1. Папка-передвижка «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!» Приобщение семей к здоровому образу жизни, активному отдыху. Июль
2. Консультация «Если хочешь быть здоров, закаляйся!» (закаливание в домашних условиях) Пополнять знания родителей о необходимости закаливания детей, о средствах и методах закаливания в домашних условиях. Июль
3. Памятка «Купание – прекрасное закаливающее средство» Побуждать родителей проводить закаливающие процедуры с детьми, напомнить правила поведения на воде и оказания первой помощи. Июль
4. Круглый стол «Что я делаю, чтобы мой ребёнок не болел» Активизация включенности родителей в работу детского сада в летний период. Июль
5. Фотостенд «Отдых всей семьёй на природе» Дать знания о важности активного отдыха на природе. Июль
6. Выставка поделок
(из конфетных фантиков) «Конфетти» Развитие творческого взаимодействия родителей и детей. Июль
7. Консультация «Телевизор друг или враг» Дать советы по просмотру детских программ и времени проведения у телевизора. Июль
1. Консультация «Правила дорожного движения» Напомнить правила поведения на дорогах. Август
2. Консультация «Об особенностях питания детей летом» Обогащение родительских знаний о витаминизации детского питания летом. Август
3. Памятка «Осторожно, ядовитые растения!» Дать информацию о ядовитых растениях и ягодах, представляющих опасность для взрослых и детей в летний период. Август
4. Буклет «Безопасность детей во время прогулки» Объединение усилий воспитателей и родителей по приобщению детей к основам безопасного поведения на прогулке. Август
5. Папка - передвижка Подвижные игры на прогулке» Дать знания о важности подвижных игр на прогулке, из значении. Август
6. Папка - передвижка «Летние забавы мелками на асфальте» Познакомить родителей с разнообразием игр и заданий с цветными мелками. Август
7. Фотовыставка «Лето – чудная пора! Лето, ах лето!» Фотоотчёт о проделанной работе с детьми в летний период. Август