Елена Чикина
Программа социального партнерства с семьей по организации детского экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
"Формирование познавательной активности дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность"
Пояснительная записка.
«Вопрос о работе с родителями –
это большой и важный вопрос.
Тут надо заботиться об уровне
знаний самих родителей,
о помощи им в деле
самообразования…»
Н. К. Крупская
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на тесное взаимодействие с семьями воспитанников, как важнейшее условие реализации образовательной программы, в том числе непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи, а также психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. При этом предполагается, что взаимодействие детского сада и семьи осуществляется в рамках социального партнерства.
Темочки:
Термин «социальное партнерство в образовании» : «особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития» (И. А. Хоменко)
Таким образом, «социальное партнерство», предполагает активное участие всех участников образовательного процесса: администрации, педагогов, детей, родителей, специалистов учреждений образования, культуры, здравоохранения. Однако организующая и координирующая роль в проектировании и осуществлении взаимодействия партнеров принадлежит педагогам дошкольного учреждения.
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью ог-ромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность.
ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.
В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности (О. В. Дыбина, А. И. Савенков, О. В. Афанасьева).
Мы, педагоги и родители воспитанников дошкольных образовательных учреждений хотим видеть наших детей любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас, работать в этом направлении надо начинать уже с дошкольного возраста. Ребёнок – дошкольник является исследователем, проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию.
Цель программы :
Создание условий для повышения педагогической компетентности родителей по формированию познавательной активности детей дошкольного возраста и поддержание интереса к экспериментальной деятельности.
Задачи:
Повышение педагогической компетентности родителей в организации работы по формированию познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования.
Привлечение родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности.
Использование эффективных методов и технологий включения родителей в работу по развитию познавательной активности дошкольников.
Ожидаемые результаты:
Повышение роли родителей в формировании познавательной активности де-тей.
Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных совместных опытов и экспериментов, проектов.
Осознание родителями важности развития познавательной активности ребенка, поддерживание инициативы и самостоятельности детей, развитие творческих способностей.
Принципы взаимодействия с родителями.
Доверительные отношения между педагогами и родителями.
Индивидуальный подход.
Сотрудничество.
Принцип открытости детского сада.
Динамичность работы.
Формы взаимодействия с родителями.
В работе с родителями по развитию познавательной активности детей необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей. Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
Информационно-аналитическая Наглядно-информационная Познавательная Досуговая
Анкетирование Информационные стенды Родительские соб-рания Совместные до-суги
Тестирование Выпуск буклетов Нетрадиционные родительские соб-рания Праздники
Опрос Консультации Совместные экс-курсии Участие в кон-курсах, выстав-ках
«Почтовый ящик» Газеты Групповые кон-сультации
Проекты «Круглый стол»
Домашнее задание Викторины
Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду.
Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к позна-нию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.
Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.). Совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня к историческим, памятным местам, местам отдыха горожан (сельчан).
Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, про-ектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способст-вующей возникновению познавательной активности. Проводить совме-стные с семьей конкурсы, игры-викторины.
Деятельность педагогов по приобщению семей к развитию познавательной ак-тивности детей, позволит совершенствовать у дошкольников познавательную ак-тивность, умение самостоятельно осуществлять поиск знаний, анализ реальных факторов, соотносить их с выдвинутыми предположениями, делать выводы.
Примерный перспективный план сотрудничества
с семьями воспитанников по развитию познавательной активности детей.
Формы
сотрудничества Тематика Задачи Сроки
Анкетирование
«Детское эксперименти-рование в семье»
Выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного ин-тереса.
Сентябрь
Сен
тябрь
Родительское
собрание
«Как прекрасен этот мир, посмотри!» Заинтересовать родите-лей проблемой ознаком-ления детей с окружаю-щим миром через экспе-риментальную деятель-ность с различными предметами.
Консультация «Значение эксперимен-тальной деятельности для детей» Дать представления о том, что опытно-экспериментальная дея-тельность пронизывает все сферы деятельности дошкольников, ее влия-ние на развитие ребенка.
Домашнее задание «Экспериментирование и наблюдение во время прогулок»
Предложить практиче-ские рекомендации по организации наблюде-ний и экспериментиро-вания во время прогулок. Октябрь
Стенд
«Экспериментальная деятельность в семье» Повышение педагогиче-ской культуры родите-лей.
Круглый стол «Игры и развлечения с детьми в кругу семьи»»
Обсудить вопрос об ор-ганизации игровой сре-ды в условиях семьи.
Домашнее задание Привлечь родителей к пополнению необходимого оборудования в Центре экспериментирования Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ
Ноябрь
Проект «Эта чудная водичка»
Организация совместной деятельности родителей, воспитателя и воспитан-ников.
Творческая мастер-ская «Исследовательское обо-рудование своими рука-ми»
Развитие творческих способностей, создание условий для совместной работы.
Практикум «Организация домашней лаборатории» Привлечение к созданию домашней лаборатории, формирование заинтере-сованности к совместной экспериментальной дея-тельности с детьми.
Декабрь
Природоохранная
акция
«Сохраним
ёлку – красавицу
наших лесов»
Привлечь внимание
родителей к участию в
природоохранной
деятельности.
Проект «Птичья столовая» Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ
Экскурсия «Экскурсия в зимний лес» Показывать пользу про-гулок и экскурсий для получения разнообраз-ных впечатлений, вызы-вающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.).
Январь
Консультация «Цветные льдинки и ле-дяные игрушки своими руками» Развивать активный ин-терес у родителей в из-готовлении игрушек
Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познава-тельному эксперименти-рованию»
Предложить практиче-ские рекомендации, как поддержать интерес де-тей к опытно-экспериментальной дея-тельности.
Совместное развле-чение «В гостях у Зимы» Привлекать родителей к участию в мероприятиях
Фев-раль
Семейный альбом «Отдыхаем, не вредя»
Формирование чувст-ва любви к природе, к его богатству.
Творческая
мастерская Выставка поделок «Отхо-ды – в доходы» Демонстрация творче-ских способностей роди-телей и детей.
Мастер-класс Экспериментирование с разными материалами Продемонстрировать не-которые виды экспери-ментирования с бумагой, водой, песком, льдом, магнитом. Март
Викторина «Открой дверь в мир опытов» Привлекать родителей к участию в мероприятиях
Домашнее задание
Предложить родителям провести эксперименты дома по карточкам для экспериментирования. Вовлекать родителей в совместную с детьми деятельность.
Трудовой десант
«Посади дерево» Воспитывать у родите-лей желание к совмест-ному труду. Апрель
Папка-передвижка «Правила поведения в природе» Формирование ответст-венности родителей за поведение детей в при-роде. Помочь родителям разнообразить познава-тельную деятельность детей в природе, его ок-ружающем мире.
Оформление папки «Мои открытия» Привлечение внимания родителей к детскому экспериментированию.
Фотостенд «Я - экспериментарик» Вовлекать родителей в совместную с детьми деятельность. Май
Субботник «Экологический
десант» Воспитание любви к природе; привлечение внимания детей и их ро-дителей к проблеме ох-раны окружающей сре-ды.
Родительское
собрание
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
Проанализировать
совместную деятель-ность детского сада и
семьи по организации экспериментальной дея-тельности. Заинтересо-вать родителей в организации экспериментирования в домашних условиях
Заключение.
Наша работа ориентирована на повышение уровня познавательной активно-сти дошкольников с помощью сотрудничества. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственно-сти является установление доверительного делового контакта между семьей и дет-ским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.
Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и партнерстве при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами : общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т. д.)
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установле-ние доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Опыт работы с родителями по развитию познавательной активности показал, что позиция как родителей, так и воспитателей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя компетентными в воспитании детей. Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников. Их интересуют проблемы патриотического, нравственного и эстетического воспитание детей, их культура поведения, приобщение детей к экологическим ценностям.
Я пришла к выводу, что необходимо широко внедрять метод организованного индивидуального и коллективного детского экспериментирования – дома и в детском саду.
Литература.
1. Арнаутова Е. П. Педагог и семья, М. : Изд. Дом «Карапуз, 2001г.
2. Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи : Волгоград ИТД «Корифей
3. Зверева О. Л. Родительские собрания в детском саду/О. Л. Зверева Т. В Кро-това – М. :Айрис-пресс, 2010г.
4. Зверева О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей дошколь-ного возраста, учебное пособие/А. Н. Ганичева, Т,В. Кротова – М. ТЦ Сфера, 2009г.
5. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П. «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/Под редакцией О. В. Дыбиной – М. : ТЦ Сфера 2005г
6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/Под ред. О. В. Дыбиной – М. : ТЦ Сфера, 2004г
7. Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для до-школьников – СПб. :»ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006г
8. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей»/ Дошко-льное воспитание, 2005г
9. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Методическое пособие – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2007г
10. Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром, М. : Педагогическое общество России 2007г
11. Доронова Т. Н., Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников/Ребенок в детском саду, 2003г.