Папки-передвижки

Программа «Школа вежливости и доброты»

Елена Карамышева
Программа «Школа вежливости и доброты»
▼ Скачать + Заказать документы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Опыт работы с детьми ОВЗ показывает, что проблемы учащихся, как учебные, так и коммуникативные, связаны с отсутствием жизненных навыков позитивного самовыражения и взаимодействия с другими в его поведенческом репертуаре. Это создает трудности в школе во время уроков, в общении со сверстниками, дома в общении с семьей. Но самое важное – это появление нарушений в личностном развитии ребенка. Всё это может привести в дальнейшем к противоправному и асоциальному поведению.

Публикация «Программа „Школа вежливости и доброты“» размещена в разделах

Ребенку, с ограниченными потребностями сложно ориентироваться в окружающей среде. Интеграция и социальная адаптация учащихся с ОВЗ невозможна без речевого общения и межличностного взаимодействия. При недостаточном владении техникой установления коммуникативного контакта возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения, оказываются расстроенными взаимоотношения между ребёнком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и обществом.

Главным социальным институтом для ребенка является школа. Именно она предлагает систему освоения конструктивного общения в коллективе, социального опыта, систему социализации личности, создает условия здоровьесбережения.

У многих детей с ОВЗ не сформирована способность к регуляции поведения и общения во взаимодействии с другими людьми, не владеют коммуникативными способами в общении, умении слушать собеседника, не способны эмоционально сдерживаться в общении, оказывать дружескую поддержку.

Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит перед нами задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения. Такая работа должна быть систематической, ее надо проводить ежедневно, как на занятиях, так и во время игр, конкурсов.

Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Важно добиться того, чтобы знания, полученные в школе - интернате, помогали детям в жизни и одним из вариантов помощи являются занятия, где дети комплексно используют свои знания.

Материал программы «Школа доброты и вежливости» строится таким образом, чтобы вызвать интерес у детей к самому себе, как к личности.

Программа курса построена таким образом, что ежегодно дети возвращаются к пройденным ранее темам, но уже на другом, более сложном воспитательном уровне. В программу включены практические занятия и игры. Особое место уделяется игре, когда дети практикуются применять основные правила поведения и отношения к другим людям и к себе.

Целью программы «Школа доброты и вежливости» является привитие культуры поведения; внедрение в поведение ребенка норм и правил деятельности по основным законам этики; обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода в воспитании; выявление индивидуальных способностей, возможностей и интересов ребенка; умение ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание по отношению к взрослым и к своим сверстникам.

Задачи:

1. Познакомить детей с правилами вежливости и хороших манер.

2. Привить им умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.

3. Сформировать потребность понимать себя и других, уважая их позицию.

4. Воспитать стремление быть порядочными людьми, что предполагает следование общечеловеческим ценностям и благородным идеалам.

5. Воспитание ребенка в традициях русской многонациональной культуры.

Основными методами реализации программы являются приучение детей к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

Механизм реализации программы :

Курс «Школа доброты и вежливости» ориентирован на специфику возрастных категорий детей и призван донести не только содержательную сторону этических понятий, а также правил этикета.

Он рассчитан на регулярную (2мероприятия в месяц) работу с детьми в процессе занятий и бесед по предлагаемой программе.

Программа включает 3 раздела :

1. Раздел «Формирование личностной культуры», который включает занятия, которые формируют личностные качества человека: доброту, честность, бережливость, аккуратность, трудолюбие, ответственность.

2. Раздел «Формирование культуры взаимоотношений», в котором на конкретных примерах, доступных детскому восприятию, раскрывает сущность нравственных отношений между людьми.

3. Раздел «Правила хорошего тона» помогает детям освоить правила поведения в школе, на улице, в общественных местах. Усвоение каждой нормы требует определённого уровня обобщения жизненной ситуации.

Дети постоянно накапливают представления о хороших и плохих поступках, учатся устанавливать их взаимосвязь с окружающими ситуациями и нравственными качествами.

Формы организации и методы работы с детьми:

Этические беседы.

Цель: обогатить детей моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. Выработать оценочное отношение к своему поведению и поведению других людей.

Пример других людей.

Цель: воспитание через примеры, учитывая склонность и способность к подражанию, стимулируя их стремление к самосовершенствованию, формирование умения анализировать последствия неправильных поступков, делать правильные выводы.

Игра, игровые ситуации.

Цель: формирование умения легко, увлекательно усваивать на практике правила поведения через воспроизведение общественной жизни, способствование приучению детей к выполнению норм и правил, выработке и закреплению устойчивых привычек поведения.

Чтение и обсуждение литературных произведений и героев.

Цель: расширить кругозор детей, усвоить нормы и принципы нравственности и развить умение анализировать поступки литературных героев разбираться в поступках, давать правильную нравственную оценку.

Игровые ситуации.

Цель: формирование умения на рассмотрении одних ситуаций с разных сторон, проигрывать правильные и неправильные линии поведения, находить ошибки и исправлять их, могут самостоятельно моделировать своё поведение.

Формы проведения занятий:

1. беседа;

2. сюжетно-ролевая игра;

3. игра-спор;

4. подвижная игра;

5. конкурс;

6. праздник.

Формы контроля:

наблюдения за поведением детей, беседы с воспитателями, тестовые задания.

Планируемые результаты.

Личностными результатами работы по программе «Школа доброты и вежливости» является формирование следующих умений:

- стать культурными, вежливыми людьми

- знать и соблюдать правила этикета

- выработать собственную модель поведения

- принимать правильные решения в различных ситуациях, основанные на нравственных началах.

- понять, что с культурным, воспитанным человеком приятно общаться

- проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

- внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения

в школе, дома, на улице, в общественных местах.

- адекватно воспринимать оценку взрослых.

2018-2019 уч. год

Сентябрь

Коррекционно – развивающие занятия:

Тема «Кто я такой?»

- формирование у детей осознание себя как личности, умения видеть в себе и других положительные и отрицательные.

Целевые прогулки, наблюдения:

Тема «Осень в гости к нам пришла»

- формирование умения одеваться в соответствии с погодой, временами года, развитие чувства. ответственности за других.

Чтение художественной литературы:

Тема «Б. Заходер «Про Стоножку»

Просмотр мультфильма «Мойдодыр»

Октябрь

Тема «Учительница-первая моя»

- формирование внимательного и заботливого отношения к учителям, воспитателям и товарищам, желания учиться в школе.

Тема «Имидж и этикет»

- формирование представления о внешнем виде человека, психологическом влиянии внешнего вида на окружающих.

Дидактические игры, упражнения:

Тема «Как я выгляжу?»

-дать понятие «внешний вид» (одежда, прическа, позы, жесты, мимика, речь) Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и уметь поддерживать порядок в личных вещах.

Чтение художественной литературы:

Тема И. Токмакова «Стыдно»

Просмотр мультфильма «Это не про меня»

Ноябрь

Сюжетно-ролевые игры:

Тема «Я умею одеваться»

- формирование умения последовательно одевать и снимать вещи.

Игровые ситуации :

Тема «Кем и каким я буду?»

- воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены, охране их здоровья, способствование правильному поведению в быту, в общественных местах.

Праздник

«Нет лучше дружка, чем родимая матушка»

- Воспитывать у детей доброжелательность к родным и близким, желание проявлять действенную любовь к старшим членам семьи, уважение к их труду, вызвать желание помогать им, делать приятное.

Чтение художественной литературы:

Тема Т. А. Шорыгина «Вредная ворона»

Просмотр мультфильма «И мама меня простит»

Декабрь

Тема «О чистоте, опрятности и аккуратности»

- формирование привычки соблюдать правила личной гигиены, понимать ее значение.

Мастер- класс «Трудимся вместе» (совместное мероприятие с родителями)

- взаимодействие детей, родителей, учителя и воспитателя. Выстраивание доверительных отношений с помощью диалога и сотрудничества.

Чтение художественной литературы:

К. Драгунская. «Лекарство от послушности»

Просмотр мультфильма «Трус не играет в хоккей»

Январь

Тема «Искусство быть собой»

- формирование самооценки своих поступков, умения доброжелательно оценивать поступки других людей.

Целевые прогулки, наблюдения:

Тема «Когда по улице идешь…»

- формирование умения самостоятельно наводить порядок на участке: подметать и очищать дорожки от мусора и т. д.

Чтение художественной литературы:

С. Михалков «Постирушки»

Просмотр мультфильма «Ежик плюс черепаха»

Февраль

Тема «Приглашает Королева Спорта»

- формирование здорового образа жизни, умения играть в коллективные игры, приходить на помощь товарищам.

Тема «Солнышко смеется»

- воспитание уважения друг к другу, умения играть в командные игры, помогая малышам.

Чтение художественной литературы:

Г. Остер «Одни неприятности»

Просмотр мультфильма «Про Сидорова Вову»

Март

Беседы, рассматривание иллюстраций:

Тема «Опрятность и аккуратность в одежде»

- формирование умения правильно выбирать одежду и самостоятельно за ней ухаживать.

Тема «Чувство благодарности и эгоизма»

формирование понятий «благодарность», «эгоизм», «жадность», воспитание доброты, отзывчивости.

Чтение художественной литературы:

Т. А. Шорыгина «Желтая птичка»

Просмотр мультфильма «Лень»

Апрель

Тема «Мы едем, едем, едем в далекие края»

- формирование у детей навыков культурного обращения друг другу, культуры поведения в транспорте.

Дидактические игры, упражнения:

Тема «Кто аккуратен, тот людям приятен»

- формирование стремления к осознанному соблюдению правил личной гигиены и внешнего вида, аккуратности и организованности.

Чтение художественной литературы:

В. Голявкин «Тетрадки под дождем»

Просмотр мультфильма «Нехочуха»

Май

Тема «Смелые глаза – молодцу краса»

- формирование нравственных привычек (смелость, доброта).

Тема «Как мы разрешаем конфликты»

формирование на основе примеров умения разрешать конфликтные ситуации.

Чтение художественной литературы:

М. Шехтера «Немало встречается злого»

Просмотр мультфильма «Капитошка»

2019-2020 уч. год

сентябрь

Тема «Твои поступки и твои родители»

- объяснить понятия «родители», «уважение к родителям». Показать, почему людям важно ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание к своим родителям.

Целевые прогулки, наблюдения:

Тема «Конкурс рисунков на асфальте «Чистота – залог здоровья»

- формирование здорового образа жизни, привитие санитарно - гигиенических навыков.

Чтение художественной литературы:

Тема С. Маршак «Большой карман»

Просмотр мультфильма «Остров ошибок»

Октябрь

Беседы, рассматривание иллюстраций:

Тема «В мире чувств»

- формирование умения выражать свои мысли, чувства, анализировать и контролировать поведение.

Дидактические игры, упражнения:

Тема «Обязанности детей в школе и дома»

- формирование отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, воспитание ответственного отношения к учебе, развитие навыков самостоятельной учебы.

Чтение художественной литературы:

А. Барто «В пустой квартире»

Просмотр мультфильма «Опять двойка»

Ноябрь

Сюжетно-ролевые игры:

Тема «Я и другие люди»

- формирование понятия о происхождении этикета, его роли в нашей жизни, развитие умения детей вести себя в соответствии с правилами этикета.

Игровые ситуации:

Тема «Собираемся в школу»

- формирование собранности, чувства ответственности за свои поступки.

Чтение художественной литературы:

Тема Т. А. Шорыгина «Невежливый бобренок»

Просмотр мультфильма «Смешарики. Азбуки безопасности в автобусе»

Декабрь

Тема «Искусство быть собой»

- формирование самооценки своих поступков, умения доброжелательно оценивать поступки других людей.

Чтение художественной литературы:

Тема С. Маршак «Вот такой рассеянный»

Просмотр мультфильма «Грязнуля»

Январь

Сюжетно-ролевые игры:

Тема «Я умею сам…»

- формирование стремления к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Тема «Путешествие в мир мудрых мыслей»

- развитие эстетических потребностей и чувств

Чтение художественной литературы:

Т. А. Шорыгина «Проделки обезьянки Манки»

Просмотр мультфильма «Королева Зубная щетка»

Февраль

Тема «Удовольствие – в игре»

Понятие «игра», «играющие», «интерес», «азарт». Основные этические правила поведения в игре.

Игровые ситуации:

Тема «Хочу быть …»

- осмысление присущих человеку качеств, свойств, черт характера, их необходимость, содержание, направленность.

Чтение художественной литературы:

Т. А. Шорыгина «День рождения куклы Наташи»

Просмотр мультфильма «Замок лгунов»

Март

Тема «Поездка в страну Здоровья»

- формирование санитарно-гигиенических привычек, выполнение спортивных упражнений.

Тема «Культура внешности»

- формировать стремление к осознанному соблюдению правил личной гигиены и внешнего вида к аккуратности и организованности.

Чтение художественной литературы:

С. Маршак «Ежели вы вежливы»

Просмотр мультфильма «Просто так»

Апрель

Тема «Мы хотим жить в мире»

- формирование представлений о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей.

Тема «Как правильно приветствовать друг друга»

- формирование привычки культурного общения со взрослыми, сверстниками

Чтение художественной литературы:

А. Барто «Вежливость»

Просмотр мультфильма «Цветик-семицветик»

Май

Целевые прогулки, наблюдения:

Тема «Чисто там, где не сорят»

- воспитание культуры труда, радости от выполненной работы, вырабатывание потребности и необходимости не мусорить и не разрешать другим.

Тема «Спортивный час «Веселый экспресс»

- формирование умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

Чтение художественной литературы:

В. Осеева «Три товарища»

Просмотр мультфильма «Подарок для самого слабого»

2020-2021 уч. год

сентябрь

Тема «Учитесь властвовать собой»

- познакомить с понятиями «этикетка»; «этикет» поведения каждого человека. Этика как правила поведения для всех людей

Целевые прогулки, наблюдения:

Тема «Что такое хорошо и что такое плохо»

- формирование наблюдательности, умения вежливо разговаривать друг с другом (наблюдение за поведением окружающих людей и обсуждение ситуаций)

Чтение художественной литературы:

Т. А. Шорыгина «Добрые слова»

Просмотр мультфильма» Почтовая рыбка»

Октябрь

Беседы, рассматривание иллюстраций:

Тема «Учись общаться»

Дать понятие «диалог», «общение», «уважение». Правила этикета в общении со сверстниками. Правила этикета в общении с взрослыми.

Дидактические игры, упражнения:

Тема «Обязанности детей в школе и дома»

- формирование отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, воспитание ответственного отношения к учебе, развитие навыков самостоятельной учебы.

Чтение художественной литературы:

М. Малышев «Умная муха»

Просмотр мультфильма «Необычный друг»

Ноябрь

Сюжетно-ролевые игры:

Тема «Как я выгляжу?»

-дать понятие «внешний вид» (одежда, прическа, позы, жесты, мимика, речь) Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и уметь поддерживать порядок в личных вещах.

Игровые ситуации:

Тема «Что значит - быть полезным людям?»

- воспитание уважения к другим людям, умения отвечать за свои поступки, находить решения в трудных ситуациях.

Чтение художественной литературы

Тема В. Голявкин «Настоящая дружба»

Просмотр мультфильма «Орлиное перо»

Декабрь

Тема «Надо ли человеку быть красивым?»

-формирование чувства красоты, умения быть аккуратным, привлекательным.

Тема «Чувства гордости и чести»

- формирование понятий «гордость», «верность слову», «честь». Верность слову - как черта характера. Можно ли (и нужно ли) всегда быть верным данному тобой слову.

Чтение художественной литературы:

Тема В. Осеева. «Волшебная иголочка»

Просмотр мультфильма «Айболит»

Январь

Тема «Мы на день рождении»

- формирование понятий «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для гостя, поздравление именинника. Правила этикета на дне рождения для именинника.

Дидактические игры, упражнения:

Тема «Инсценировка «Сказка о королеве Аккуратности»

- формирование аккуратности у детей.

Чтение художественной литературы:

Русская нар. сказка «Лисичка со скалочкой»

Просмотр мультфильма «Кот Леопольд»

Февраль

Тема «Как правильно вести себя за столом»

- формирование у детей навыков и умений пользования столовыми приборами.

Целевые прогулки, наблюдения:

Тема «В гости к Зиме»

-формирование умения одеваться в соответствии с погодой, временами года, развитие чувства ответственности за других.

Чтение художественной литературы:

Рус. нар. сказка «Морозко»

Просмотр мультфильма «Осторожно, обезьянки»

Март

Тема «Чувства совести и милосердия»

- ознакомление с понятиями «совесть» и «милосердия», формирование чувства собственного достоинства, уверенности в себе.

Тема «Золотые правила общения. Речь, жесты, мимика»

- воспитание правил хорошего тона, таких качеств как вежливость, доброта, воспитанность, умения видеть в человеке прекрасное.

Чтение художественной литературы:

К. Чуковский «Федорино горе»

Просмотр мультфильма «Паровозик из Ромашково»

Апрель

Тема «Улыбка. В чем ее секрет?»

- дать представление о том, что такое улыбка, в чём её секреты (значение улыбки для здоровья человека.

Тема «Вежливо или невежливо»

- формирование понятия, что вежливость – самая необходимая привычка человека; вежливые люди всем приятны в общении.

Чтение художественной литературы:

Ш. Пьеро «Золушка»

Просмотр мультфильма «Кораблик»

Май

Тема «Все делаем сами, своими руками»

- формирование умения ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).

Тема «Глухой телефон»

- формирование умения договариваться, помогать друг другу.

Чтение художественной литературы:

Ш. Пьеро «Мальчик с пальчик»

Просмотр мультфильма «Каникулы Бонифация»

Литература.

1. Мир общения. Этикет для детей. «Каро». Санкт Петербург 2003

2. Смирнова Е. А. Воспитательная работа во 2 классе. «Экстремум». Волгоград 2005.

3. Шемшурина А. И. Основы этической культуры: книга для учителя. М: Владос, 2008

4. Шемшурина А. И. Этические диалоги с детьми 1 – 4 - х классов: в помощь учителю. Москва 2006

5. Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества. Москва «Вако» 2009-175с.

6. Большая книга по этикету. - М: АСТ, 2000. -711с. ,ил.

7. Бушелева Б. В. Поговорим о воспитанности: книга для уч-ся. -изд. 2-дораб. :Просвещение, 1988.-144с. ,ил.

Публикации по теме:

Сценарий развлечения к Дню вежливости и доброты «Чудесный денёк» для детей старшего дошкольного возраста Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Чудесный денёк»Цели: - формировать представления у детей о нравственных нормах отношений.

Интегрированное тематическое занятие «Путешествие в Страну доброты и вежливости» для детей старшего дошкольного возрастаИнтегрированное тематическое занятие «Путешествие в Страну доброты и вежливости» для детей старшего дошкольного возраста .

Классный час для 1 класса «Школа вежливости» Цели: ознакомить с этическими нормами поведения; дать представление о вежливом общении; формировать привычку употреблять слова вежливости.

Конспект занятия «Путешествие в город Вежливости и доброты» конспект занятия "Путешествие в город Вежливости и доброты" Цель: Привитие детям потребности культурного поведения. Задачи: 1. Способствовать.

Лэпбук «Город вежливости»Лэпбук «Город вежливости» С 22 по 31 октября 2018г. в нашем дошкольном учреждении МОУ "Всеволожский ЦО" г. Всеволожск, Ленинградской области проходила выставка лэпбуков.

Мастер-класс: лепбук «Страна вежливости и доброты»Мастер-класс: лепбук «Страна вежливости и доброты» Мастер-класс «Как изготовить лепбук «Страна вежливости и доброты» Уважаемые педагоги, не сомневаюсь, что многим известна технология изготовления.

Выпускной в 4 классе «Прощай, школа — здравствуй, школа» Тема: Прощай школа, здравствуй школа. Задачи: 1. Воспитывать умение общаться, дружить, делать человеку праздник. 2. Способствовать сплочению.

Праздник вежливости и доброты «Ничто не даётся так дёшево и не стоит, так дорого, как вежливость» Аннотация Суть воспитания мы видим в подготовке человека к трем главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина, т. е. формировании.

Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе по УМК «Школа 21 века» Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 51 Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю: на заседании МО.

Школа «Вежливых наук»: о вежливости и хороших манерах. Конспект НОД с детьми 5–6 лет, с использованием ИКТ Конспект НОД с детьми 5-6 лет, с использованием ИКТ Школа «Вежливых наук»: о вежливости и хороших манерах Воспитатель Фролова Н. Г. МБДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Школа вежливости и доброты»
Опубликовано: 6 декабря 2020 в 00:57
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа «Школа вежливости и доброты»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Карамышева (УИ 325393) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД