Наталья Луневская
Программа «Семь-Я»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА «СЕМЬ-Я»
Автор: Луневская Наталья Алексеевна, социальный педагог
1 квалификационной категории
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность выбора темы
Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном детстве у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.
Публикация «Программа „Семь-Я“» размещена в разделах
В Декларации прав ребенка провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Особое внимание уделяется защите ребенка: он должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.
Все эти права закреплены и в других международных и российских нормативных документах: Всемирной Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей; Конституции РФ; Семейном кодексе РФ; законах «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
Анализ современных психолого-педагогических исследований показывает, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоит непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей – дошкольников, вызывают отчаяние слабое развитие, не любознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях.
В результате специального изучения, которые производились в старшей группе установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными.
Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя.
Результаты нашего исследования показывают, что правовая и педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. С положениями Конвенции о правах ребенка знаком лишь 1% родителей. О существовании семейного кодекса известно 58%, но назвать свои права и обязанности смогли только 28 %. Лишение свободы движения, которое относится к базовым физическим потребностям ребенка, большинством родителей (92 %) не воспринимаются как нарушение его прав. Только половина родителей (54%) понимают, что, уходя из дома по делам и оставляя ребенка одного на несколько часов, они нарушают тем самым его права. 85,7% родителей справедливо считают, что ударить ребенка означает нарушить его права.
Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства - вполне распространенное явление
Педагоги единодушны во мнении, что именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка. Если между ребенком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимым и очень страдают от этого. Врачи – психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие хронический недостаток любви в детстве.
Очень важно выстроить процесс воспитания таким образом, чтобы научить, приобщить, помочь адаптироваться, чтобы в результате наших усилий человек стал счастливым. А может, следует начинать жить уже с ощущением счастья? Учить детей радоваться жизни каждую минуту, ценить жизнь и поэтому беречь ее, воспитывать оптимизм, уверенность, любовь и уважение к самому себе. Речь идет не о воспитании эгоиста. Человек, не уважающий себя, вряд ли сможет уважать других. Оказалось, многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с нами человек, имеющий право на собственные поступки, мнение его права, как права любого человека, нужно уважать и не нарушать.
Решить данную проблему может изменение форм и методов взаимодействия с родителями, что, несомненно, будет являться положительной тенденцией. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс к построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Общение в непринужденной эмоционально насыщенной обстановке способствует сближению педагогов, родителей и детей.
Современные условия деятельности нашего учреждения выдвигает взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными заказчиками ДОУ, поэтому работать с родителями просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Наш детский сад сегодня ориентируется на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.
Педагогическим коллективом выработано большое количество разнообразных форм работы с семьей. Положительным опытом взаимодействия с родителями является организация совместных семинаров практикумов, круглых столов, творческих лабораторий и др. Проведение детско-родительских праздников и досугов, способствующих неформальному общению участников педагогического процесса. Родители с удовольствием принимают участие в таких мероприятиях: читают стихи, поют песни, играют на музыкальных инструментах, рассказывают интересные истории, показывают свои знания, смекалку, эрудицию. При этом очень важно, что совместный досуг выполняет не просто развлекательную функцию, но и способствует духовному обогащению взрослых и детей.
В результате такого построения работы с родителями возникла идея создания программы для работы социально-психолого-педагогической службы с семьей. Реализация данной программы поможет родителям преодолеть внутриличностные конфликты и наладить детско-родительские отношения.
Таким образом, целью программы является : разработка и реализация системы мероприятий с родителями, направленных на гармонизацию отношений в семье.
Решение цели возможно через выполнение следующих задач:
- просвещение родителей в вопросах правовой культуры;
- просвещение родителей в вопросах воспитания, обучения и особенностей развития дошкольников;
- развитие коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению;
- реконструкция детско-родительских взаимоотношений;
- оптимизация внутрисемейных отношений;
- коррекция неадекватных форм поведения и эмоциональных реакций родителей на особенности и поведение своих детей;
- профилактика соматических заболеваний у детей.
Гипотеза
Приобщая родителей к тесному взаимодействию с детским садом, мы сформируем психолого-педагогические и правовые представления, и практические умения родителей в различных областях семейного воспитания.
Для этого обсудим с социально-психолого-педагогической службой детского сада основные принципы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями:
- диагностика частных и общих проблем в воспитании и развитии ребенка;
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- снижение остроты проявления кризиса семьи, укрепление института семьи;
- активизация педагогического, культурного и правового сознания родителей.
Решение программных задач по данным видам деятельности, проходит ежедневно, в течение недели с использованием следующих форм и методов:
1. Планирование
1.1. Программа
1.2. Раздел в годовом плане (ежегодно)
2. Работа с семьями по оказанию помощи в выборе правильных методов воспитания.
2.1. Диагностика семьи
наблюдение;
анкетирование;
беседа;
тесты
посещение на дому.
3. Индивидуальная работа с родителями
беседы;
анкеты (опрос);
консультации;
совместное обследование детей;
посещение занятий родителями.
4. Коллективная работа
родительский комитет;
совет профилактики;
семинар – практикум;
лекции, диспуты, беседы, доклады;
круглый стол;
творческая лаборатория;
занятия с элементами тренинга;
конкурсы, праздники, ярмарки, выставки;
родительские собрания, конференции.
5. Разработки методических материалов
5.1. Советы психолога.
5.2. Памятки для родителей по правовому воспитанию.
6. Сотрудничество с семьями микрорайона.
6.1. Перепись детей микрорайона.
6.2 .Изучение социального заказа.
6.3 .Лектории.
6.4 .Занятия с детьми и родителями.
6.5 .Дни открытых дверей
2. Организация работы:
Работа с семьями дошкольного учреждения будет строиться в рамках рабочей недели:
- занятия с родителями в каждой возрастной группе – 1 раз в месяц;
- оформление стендовых сообщений – 1 раз в месяц;
- праздники и развлечения – 1 раз в 2 месяца.
3. Ожидаемый результат
При условии успешного решения поставленных задач, предполагается получение следующих результатов:
1. Педагоги:
- научатся строить неформальные отношения с семьями воспитанников, ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей (с учетом культурного уровня и взглядов на воспитание) и выбору адекватных методов и форм взаимодействия;
- установится деловое взаимодействие между педагогом и семьей, общение и взаимопонимание;
- будут изучены особенности семьи;
- произойдет повышение психолого-педагогической и правовой компетентности.
2. Родители:
- будет привлечен интерес родителей к воспитатаельно образовательному процессу в ДОУ;
- увеличится количество мероприятий с участием родителей;
- увеличится количество участвующих в мероприятиях ДОУ родителях;
- произойдет повышение психолого-педагогической и правовой компетентности;
- установится деловое взаимодействие между ДОУ и семьей, общение и взаимопонимание;
- улучшатся межличностные отношения между всеми членами семьи;
- произойдет оптимизация внутрисемейных отношений.
3. Дети:
- будет сохранным физическое и психическое здоровье детей.
4. Возможные риски
1. Не все родители примут участие в реализации программы.
2. «Текучесть» родителей, и как следствие малочисленность компетентных родителей в вопросах психолого-педагогических знаний и методов семейного воспитания.
3. Дефицит свободного времени родителей.
4. Возникновение затруднений у родителей при внедрении форм и методов семейного воспитания.
5. Предполагаемые компенсаторные меры
1. Для активизации всех родителей в реализации программы, необходимо:
- подвести родителей к осознанию, что только общими усилиями семьи и детского сада можно помочь ребенку; с уважением относиться к родителям;
- учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участи в жизни группы и дошкольного учреждения;
- демонстрировать родителям понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей;
- регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей;
- организуя занятия совмещать теорию с практическими приемами. Через практические упражнения, задания родители лучше усваивают и интегрируют теоретический материал.
Для того, чтобы у родителей при общей занятости нашлось время для такого взаимодействия, его надо специально организовывать. Каждое направление развития ребенка предполагает особую организацию, содержание и формы общения с родителями, в процессе которого будет повышаться их психолого-педагогическая культура.
6. Этапы, их содержание и сроки реализации программы.
1 этап. Организационный (2013 - май 2014)
1. Формирование базы данных по результатам анкет, опроса родителей.
2. Создание условий для внедрения планов работы с родителями.
3. Формирование установки на сотрудничество детского сада и семьи.
2 этап. Внедренческий (сентябрь 2014 - май 2015)
1. Работа по формированию у родителей психолого-педагогических знаний.
2. Участие в совместных проектах, конкурсах, выставках (музыкальных, литературных, декоративно и изобразительного творчества).
3. Введение мониторинга программы, корректировка задач.
3 этап. Итоговый (2015 - 2016)
1. Подведение итогов выполнения поставленных задач и достижение цели;
2. Обобщение и распространение опыта по взаимодействию с родителями;
3. Издание методических материалов по организации работы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
7. Мониторинг
В марте – апреле 2014 года, на начальном этапе реализации программы, было проведено анкетирование родителей на выявление интересующих форм и методов работы.
Цель: изучить запрос родителей, по предлагаемым формам и методам для предстоящей работы.
Проведение начального анкетирования родителей показало необходимость использования разнообразных форм и методов взаимодействия с родителями и детьми: семинаров – практикумов, диспутов, праздников и развлечений, творческих лабораторий, тренингов.
Промежуточная диагностика
Декабрь 2014 года – март 2015 года
Исходя из запросов родителей, определена цель дальнейшего исследования.
Цель: изучить сферы сотрудничества семьи и детского сада в воспитании детей.
Итоговая диагностика
Май 2016 года
Цель: подвести итоги работы за данный период, выявить мнение и пожелания родителей относительно работы детского сада с семьей и ребенком в частности.
Процедура мониторинга
Исходя из основных целей и задач программы, определили диагностическую процедуру.
Диагностическое обследование семьи проводится методами наблюдения, использования опросников, анкет, диагностических заданий.
Диагностическое обследование проводится педагогом – психологом, социальным педагогом и воспитателями групп. Опросники, анкеты, диагностические задания предполагаются использовать непосредственно во время встречи с родителями, показатели результатов фиксируются в общих картах исследования.
Список используемой литературы:
1. Аралова М. А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
2. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. – СПб. : Речь, 2007.
3. Вместе с семьей : пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей. \ Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. – М. : Просвещение, 2005.
4. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. – М. : АРКТИ, 2004.
5. Давыдова О. И., Богословец Л. Г. Майер А. А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический поход. – М. : ТЦ Сфера, 2005. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ».
6. Кволс Кэтрин. Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания. – СПб. : ИД «Весь», 2002.
7. Елжова Н. В Работа с детьми и родителями в дошкольном образовательном учреждении / Н. В. Елякова. – Ростов н\ Д: Феникс, 2008.
8. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие. – М. : Айрис – пресс, 2006.
9. Зверева О. Л. Кротова Т. В. Общение педагога с родителями ДОУ: Методический аспект. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
10. Копытова Н. Н. Правовое воспитание в ДОУ. – ТЦ Сфера, 2006.
11. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей : Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М. : ТЦ Сфера. 2004.
12. Монахова А. Ю. Психолог и семья : активные методы взаимодействия \ Художник А. А. Селиванов, - Ярославль; Академия развития: Академия Холдинг: 2002.
13. Медико – психолого – педагогическая служба в ДОУ: Организация работы / Под. Ред. Е. А. Каралашвили. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ».
14. Научно практический журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением». № 8, № 6, 2005; № 4. 2006.
15. Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика» № 7. ООО Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007.
16. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей : Пособие для работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2004.
17. Шорохова Г. А. Справочник дошкольного психолога / Серия «Справочники». – Ростов н\Д. : Феникс, 2008.