Образцова Наталья
Программа саморазвития «Развитие творческих способностей у детей посредством нетрадиционных техник рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие творческих способностей у детей по средством нетрадиционных техник рисования»
Цель: Совершенствование профессиональной деятельности воспитателя и повышение профессиональной компетентности с использованием достижений науки и внедрения их в практику.
Задачи:
Публикация «Программа саморазвития „Развитие творческих способностей у детей посредством нетрадиционных техник рисования“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Рисование. Программы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, по проблеме организации и проведения занимательных занятий нетрадиционных техник рисования.
2. Изучить содержание и специфику художественного творчества детей в нетрадиционной технике рисования
3. Разработать перспективный план работы с детьми
4. Оформить в группе центр изобразительного творчества по нетрадиционному рисованию.
5. Изучить особенности методики организации и проведения занимательных занятий интегрированного занятия по рисованию.
6. Повысить заинтересованность воспитанников методами рисования.
7. Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему «Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребёнка
8. Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «Дидактическая игра на тему Художественно-эстетическое развитие»
Направления работы:
- Изучение методической литературы, программно-методического обеспечения, передового педагогического опыта, интернет - ресурсов по теме развития творческих способностей по средством нетрадиционных техник рисования
- Изучение и внедрение инновационных форм и методов работы с детьми и родителями по проблеме.
- Систематизация и обобщение достижений по данной проблеме.
- Транслирование опыта практических результатов по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в педагогическом сообществе.
Продукты:
- перспективное и проектное планирование деятельности;
- практические материалы: альбомы, выставки, газеты, макеты, дидактические игры;
- рекомендации для педагогов и родителей по использованию в работе систематизированного материала по проблеме.
Предполагаемый результат:
1. Подобрана методическая литература, создана картотека интернет – ресурсов по проблеме развития творческих способностей.
2. Дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, освоят правила безопасности во время работы;
3. Систематизирован и представлен в педагогическом сообществе накопленный материал по развитию творческих способностей через нетрадиционную технику рисования.
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами, оттиск печатями из картофеля.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками : тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники :
• рисование песком;
• рисование мыльными пузырями;
• рисование мятой бумагой;
• кляксография с трубочкой;
• печать по трафарету;
• монотипия предметная;
• кляксография обычная;
• пластилинография.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Планирование работы по годам
2017-2018 учебный год 2018-2019 учебный год 2019-2020 учебный год
Возрастная группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
2017 – 2018 учебный год
Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
• Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т. д.) Обучать основам создания художественных образов.
• Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
• Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.
• Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т. д.
• Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.
Подходы и методы их реализации:
- Систематические занятия.
- Игры, игровые приемы.
- Организация и оформление выставок детских работ.
- Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.
Ожидаемый результат работы:
-Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
- Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
- Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Перспективный план развития творческих способностей детей по средством нетрадиционной техники рисования в средней группе.
Сроки
Направления работы
Практический выход (продукты работы)
Сентябрь 2017 Изучение методической литературы, передового педагогического опыта, методических рекомендаций, интернет ресурсов по проблеме. • Самоанализ.
• Отбор необходимой литературы, составление списка литературы.
• Составление перспективного плана, плана саморазвития.
Работа с родителями. • Родительское собрание «Использование нетрадиционных методов рисования с детьми».
• Анкетирование родителей по проблеме.
Октябрь 2017 Разработка картотек нетрадиционных способов рисования.
Работа с родителями.
- Печатание растений
Задачи: Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность.
- Мониторинг.
Цель: выявить уровень знаний детей по данной теме.
- Консультация «Рисование нетрадиционным способом для детей 4-5 лет»
-Привлечь родителей к изготовлению нетрадиционных материалов для рисования.
Работа в педагогическом сообществе МБДОУ • Консультация «Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребёнка»
Ноябрь 2017 -Внесение новых трафаретов
-Аппликация из крупы «Подсолнух»
Задачи: Учить детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазать середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать гречневой крупой.
-Рисование (работа с трафаретом)
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-двигательную координацию.
-Консультация «Использование нетрадиционных методов рисования»
-Выставка детских работ «Осень, осень, ты прекрасна»
Работа в педагогическом сообществе МБДОУ • Семинар - практикум «Использование средств ИКТ в процессе ознакомления дошкольников с нетрадиционными техниками»
Декабрь 2017
- Оформление информационного стенда «Как организовать рабочее место для детского творчества»
-Пластилинография. Мозаика из пластилина.
Задачи: Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне.
Январь 2018 - Аппликация с использованием мятой бумаги (скатывание) «Снеговичек»
Задачи: Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т. д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.
- Папка – передвижка «Чем и как можно рисовать».
Февраль 2018 Материал для аппликации
Кляксография. Совмещение разных техник-
«Зимний пейзаж», «Подарок папе».
Задачи: Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение.
Выставка детских работ «Зимушка-зима»
Март 2018 -Рисование ладошками.
Передача образа бутона тюльпана «Букет для мамы».
Задачи: Продолжить совершенствовать технику.
-Монотипия. «Какого цвета весна».
Задачи: Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски
-Консультация
«Каждый ребёнок талантлив».
Апрель -2018 -Печать поролоном по трафарету; набрызг «Звездное небо».
Задачи: Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цвето-восприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.
-Аппликация из салфеток «Пасхальное яйцо»
Задачи: Учить методу торцевания. Передать образ, путем прикладывания салфеток к основе из пластилина.
-Консультация
«Как развивать интерес ребёнка к рисованию»
Май 2018 Рисование ватными палочкам «Цветочная поляна»
Задачи: Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Акварель или гуашь, восковые мелки. «Салют»
Задачи: Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка.
-Организационно -диагностический мониторинг
-Мониторинг. Цель: выявить уровень знаний детей по данной теме.
-Обмен опытом на родительском собрании «Как мы рисуем дома»
-Итоговая выставка детских работ «Наш вернисаж»
2018 – 2019 учебный год
Цель: развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.
Задачи:
1. 1. Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.
2. 2. Прививать умение производить точные движения кистью, нетрадиционными материалами.
3. 3. Формировать целостную картину мира;
4. 4. Расширять кругозор детей;
5. 5. Учить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.
Перспективный план развития творческих способностей детей по средством нетрадиционной техники рисования в старшей группе.
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы и других источников Сентябрь - май 1. Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте».
2. Комарова Т. С. «Дети в мире творчества».
3. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество»
4. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования».
5. Интернет-ресурсы. Анализ изученной литературы в плане по самообразованию.
Работа с детьми Сентябрь Осенние композиции: натюрморты, букеты (рисование, лепка, аппликация). Совместная творческая деятельность.
Октябрь Рисование осенних пейзажей. Совместная творческая деятельность.
Ноябрь Изобразительное творчество и игра (рисование, аппликация, лепка по мотивам игр-драматизаций, подвижных, изготовление пособий для дидактических игр). Совместная творческая деятельность.
Январь Коллективное творчество. Совместная творческая деятельность.
Февраль Творчество по мотивам художественных произведений. Совместная творческая деятельность.
Март Русское народное декоративно-прикладное искусство. Совместная творческая деятельность.
Апрель Нетрадиционные техники рисования. Совместная творческая деятельность.
Работа с семьёй Сентябрь Выявить отношение родителей к художественному творчеству их детей. Опросник «Как вы относитесь к творчеству своего ребёнка?».
Октябрь Консультация «Ребёнок и творчество» Выступление на родительском собрании.
Ноябрь Подготовка к открытому мероприятию с участием родителей. Открытое мероприятие с участием родителей «Чтобы никому не было скучно».
Февраль Выставка семейного творчества. Конкурс «Наши руки не знают скуки!»
Март Подготовка к открытой образовательной деятельности «Роспись тарелки». День открытых дверей.
Май Подготовка к фотоотчёту. Фотоотчёт по итогам года на итоговом родительском собрании.
Самореализация Сентябрь - май Сбор папки с материалами по теме самообразования. Папка с конспектами, отчётами, консультациями, детскими работами, фотографиями по теме самообразования.
Сентябрь Подготовка плана работы по теме самообразования, поиск литературы к изучению. План по теме самообразования.
Ноябрь Консультация для педагогов «Что мешает успешному развитию детского творчества?» Выступление на педсовете.
Февраль Мастер-класс «Коллективное создание изображений». Выступление на семинаре-практикуме.
Май Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования. Выступление на итоговом педсовете.
2019 – 2020 учебный год
Тема: «Развитие творческих способностей через нетрадиционные техники рисования»
Цель: Повысить свой профессиональный уровень: путем самообразования. Изучить нетрадиционные техники рисования для развития творческих способностей детей.
Задачи:
1. Создание условий для развития творческих способностей у детей
2. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по
вопросу использования нетрадиционных техник рисования как средства развития творческих способностей у детей
3. Развивать у детей знание о разнообразных техниках рисования
Изучение литературы:
1. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
2. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки»
3. Давыдова Т. Н. «Рисуем ладошками»
4. Лыкова И. А. «Цветные ладошки»
5. Журналы: «Дошкольное воспитание», «Воспитатель»
6. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
7. Лыкова И. А. «Методическое пособие для специалистов дошкольных
образовательных учреждений»
Перспективный план на тему «Развитие творческих способностей по средством нетрадиционных техник рисования» в подготовительной группе.
Раздел Сроки Содержание работы
Изучение методической литературы Сентябрь-май Н. С. Голицына Конспекты комплексно-тематических занятий
Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать.
Комарова Т. С. Савенко А. Коллективное творчество детей.
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность детей в детском саду.
Комарова Т. С. Детское художественное творчество.
Колдина Д. Н. «Рисование с детьми 6-7лет».
Теплова Б. М. Способности и одаренность. И др.
Работа с детьми Сентябрь Оформление центра изобразительного искусства в группе.
Мониторинг на развитие творческих способностей детей.
Анализ.
Оформление наглядной агитации для родителей.
Подбор материалов для различных видов нетрадиционного рисования.
Подборка дидактических игр на развитие творческих способностей детей.
Октябрь Выполнение индивидуальных работ совместно с воспитателем для конкурса в нетрадиционных техниках рисования : «Падают, падают листья» (Артем)
Деревья осенью (Саша) Сова из круп (Кирилл)
Ноябрь Занятие Монотерапия: «Бабочка»
Декабрь Занятие: Рисование на мятой бумаге : «Красивые цветы»
Январь Рисование манной крупой : «Деревья в лесу зимой»,
«Ветка рябины (тычком с помощью ватной палочки)»
Февраль Рисование «Снегирь ладошкой»
Поделки открытки папам
Март «Цветы в вазе в теплых тонах (комканной бумагой и зубной щеткой)»
Поделки открытки мамам
Апрель Рисование набрызгом : «Космос»
Игоровые практические упражнения в технике граттаж
(процарапывание)
Игровые упражнения с трафаретом.
Изготовление коллажа: «Космическое путешествие»
Май Занятие «Салют победы»- восковыми мелками и гуашью
Подведение итогов работы- диагностика, выставка работ.