Маргарита Кутузова
Программа саморазвития по сенсорике
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание.
Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Публикация «Программа саморазвития по сенсорике» размещена в разделах
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств разнообразных предметов самых различных ситуациях.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.
Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т. п.
Дошкольное детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи.
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
Ожидаемый результат:
• обогащение активного и пассивного словаря детей;
• познавательный интерес к НОД кружка;
• подготовка атрибутов для игр, НОД.
Подготовительный этап:2017-2018 уч. год
1. Картотека игр по сенсорному развитию.
2. Разработка игр и пособий.
3. Изучение методической литературы по сенсорному развитию.
Основной этап: 2018-2019 уч. год
1. Перспективное планирование игр.
2. Проведение игр с детьми
3. Консультации для родителей
4. Участие в конкурсах
Заключительный этап: 2019-2020 уч. год
1. Диагностика детей по сенсорному развитию во 2 младшей группе
2. Пополнение развивающей среды.
3. Подготовка презентации по фотографиям.
4. Оформление стенгазеты для родителей по итогам.
5. Перспективное планирование.
6. Открытые занятия с детьми
7. Размещение опыта работы на сайте маам. ru
Содержание работы
Теоретический этап. 2017-2018 учебный год
Изучение методической литературы по данной проблеме:
• -Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М. : «Просвещение», 1988;
• -Э. Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию»
• Сост. Т. В. Галанова «Развивающие игры с малышами до 4-х лет» - Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесова «Сенсорное воспитание в детском саду»
Изучение статей в журналах:
• - «Воспитатель ДОУ»,
• - «Дошкольное воспитание»,
• - «Ребенок в детском саду»
Практический этап. 2018-2019 учебный год
Изучение опыта педагогов ДОУ
Использование методики в НОД, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми
Изучение методик и технологий педагогов в Интернете
Консультация для родителей «Сенсорные игры малышей»
Проведение нетрадиционного собрания «Путешествие в страну Сенсорику»
Разработка и утверждение проекта: «Мир на кончиках пальцев.»
Разработка перспективного плана по сенсорному развитию детей 2 младшей группы
Фотовыставка «Дидактические игры нашей группы»
Индивидуальные беседы с родителями: «Сенсорное воспитание ребенка в домашних условиях»
Изготовление игр по сенсорному развитию
Основной этап: 2018-2019 уч. год
Перспективное планирование
Сентябрь
1. Знакомство с цветами: желтый, красный, синий, зеленый, белый, черный. Дидактическая игра «Спрячь мышонка».
2. Знакомство с формой: квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг. Дидактическая игра: «Птичка в клетке».
3. Знакомство с параметрами трех величин. Дидактическое упражнение «Накорми мишек»
4. Интегрированная НОД: «Найди такой же по цвету и форме».
Октябрь
1. «Спрячь зайку от лисы» - цвет.
2. «Кто где спит» - форма.
3. «Игра с мячами» - величина.
4. Интегрированная НОД: «Чудесный мешочек» - форма и величина.
Ноябрь
1. Окраска воды – цвет.
2. Какой формы предметы в нашей группе.
3. Построим башню.
4. Интегрированная НОД Разноцветные комнаты – цвет и величина.
Декабрь
1. «Украшение для ёлочки» - цвет.
2. «Новогодние елочки» - величина.
3. «Составные картинки» – форма.
4. Лото «цвет и форма».
Январь
1. Дидактическая игра «Хвост у петуха» - цвет.
2. Дидактическая игра «Магазин» - форма.
3. Дидактическая игра «Кто выше» - величина.
Февраль
1. Дидактическая игра «Живое домино» - цвет.
2. Игра – соревнование «Кто быстрее свернет ленту» - величина.
3. «Построим башню» - величина.
4. Интегрированная НОД «Радуга» - цвет и величина.
Март
1. Игровые поручения – цвет и величина.
2. Дидактическая игра «Соберем фрукты» – величина.
3. Игровое упражнение «Найди свой домик» - форма.
4. Интегрированная НОД «Платочек для мамы» - форма.
Апрель
1. Дидактическая игра «Разноцветные флажки» - цвет.
2. Дидактическая игра «Принеси и покажи» – форма и величина.
3. Игровое упражнение «Найди свою полянку» - цвет.
4. Дидактическое упражнение «Как звери выбирали себе место».
Май
1. Закрепление – дидактическая игра «Пришла весна» - цвет, форма и величина.
2. Закрепление – коллективное рисование «Цвета весны».
3. Закрепление – коллективная аппликация «Весенняя капель» - величина.
Заключительный этап: 2019-2020 уч. год
Работа с детьми
создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка среды. В течение года
специальные занятия по сенсорному воспитанию. В течение года
занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки, дидактические столики, втулки и пр.). В течение года
сенсорное развитие осуществляемое в процессе обучения рисованию, элементарному конструированию. В течение года
Проведение игр:
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:
,Чудесный мешочек,
, Определи на ощупь, (найти предметы различающиеся по одному признаку)
,Платочек для куклы, (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
,Узнай фигуру, (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
, Найди пару, (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов) Сентябрь – ноябрь 2017г.
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
, Найди предмет указанной формы, (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
,Из каких фигур состоит, (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
,Найди предмет такой же формы, (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
,Какая фигура лишняя, (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)
Январь 2018г
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
,Сравни предметы по высоте,
,Самая длинная, самая короткая, (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
,Разноцветные кружки, (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)
,В какую коробку, (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)
,Дальше - ближе, (предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)
декабрь - февраль
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
,Какого цвета не стало,
,Какого цвета предмет, (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
,Собери гирлянду, (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)
,Какие цвета использованы, (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)
,Уточним цвет, (учить различать и называть близкие цвета) Март 2018г.
1. Закрепление пройденного с детьми
2. Мониторинг сентябрь 2019г. -май 2020г.
Работа с родителями
Сентябрь-ноябрь 2018г.
2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.
В течение года
3. Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»
Результат:
• обогащение активного и пассивного словаря детей;
• познавательный интерес к дидактическим игра по сенсорике;
• подготовка атрибутов для игр, НОД.
- закрепление знаний у детей порядкового счета, названия геометрических фигур, временных представлений;
- положительная динамика в математическом развитии детей;
- обогащение предметно-пространственной среды.