Алена Ашихмина
Программа саморазвития «Формирование экологического воспитания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема саморазвития:
«Формирование экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Актуальность:
Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку.
Публикация «Программа саморазвития „Формирование экологического воспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Проблема всего человечества – в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы. Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным миром родного края. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радовать.
Цель саморазвития по теме: повысить свой педагогический уровень по формированию основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.
Задачи саморазвития по теме:
1. Разработать перспективный план работы с детьми, родителями и педагогами ДОУ по теме саморазвития.
2. Изучить современный опыт работы педагогов и педагогические технологии по формированию экологического воспитания детей дошкольного возраста.
3. Систематизировать и обобщить опыт работы по экологическому воспитанию у дошкольников.
4. Определить критерии оценки уровня экологического развития у детей в процессе дидактической игры.
5. Разработать картотеку игр, необходимых для целенаправленной работы по экологическому воспитанию у дошкольников.
Этапы реализации программы:
I этап - аналитический 01.09.2019 г. 01.12.2019 г.
II этап - диагностический 2019-2022 г.
III этап - организационный 2020 г.
IV этап - коррекционно-развивающий 2019-2022 г.
V этап- итоговый, диагностический 2022 г.
Этапы разработки:
I этап – аналитический
Цель: Провести анализ ситуации по теме «Формирование экологического воспитания детей дошкольного возраста». Определить цели и задачи работы с детьми, педагогами и родителями.
II этап - диагностический
Цель: изучить уровень развития экологического воспитания и мировоззрения детей, наметить пути коррекционной поддержки.
Ill этап - организационный
Цель: разработать план коррекционно-развивающих мероприятий с детьми.
IV этап – коррекционно-развивающий
Цель: внедрить в образовательный процесс систему разнообразных мероприятий связанных с экологической культурой и экологическим воспитанием дошкольников.
V этап- итоговый, диагностический
Цель: обобщить опыт и результат работы по теме «Формирование экологического воспитания детей дошкольного возраста».
Основные направления работы по теме саморазвития Средняя группа (2019 - 2020 учебный год)
Название мероприятия Цель проведения мероприятия
Изучить литературу по данной теме. Изучение опыта работы других педагогов по
обозначенной теме.
Консультации для родителей «Знакомим детей с природой родного края». Создавать условия для развития у детей интереса, познавательной мотивации через ознакомление с природой ближайшего
окружения.
Изготовление дактических игр по экологическому воспитанию. закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление,
сообразительность.
Сбор природного материала. Выставка «Дары
осени» Сплочение семьи для совместной работы,
активизировать знания детей.
Экологическая тропа (игра-путешествие) формирование экологических представлений
об окружающем мире.
«Изготовление пособия для игры «Вершки и корешки». Расширять представления детей об овощах и фруктах: местах их произрастания (огород, сад, что овощи растут на грядке в земле, а фрукты созревают на деревьях и кустах, у всех овощных и плодовых растений есть в земле
корни.
Изготовление экологической газеты для родителей на тему: «Прикоснись к природе сердцем» Заинтересовать ребят жизнью других живых существ и поддерживать этот интерес. Воспитывать чувство сопереживания, стремление оказать помощь; дать понятие о том, что нельзя делить на животных полезных
и вредных.
Экологическое развлечение «День земли». Углубление экологических знаний у детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое
на Земле.
Фотовыставка «Родные просторы» создание условий для расширения знаний о
родном городе.
Старшая группа (2020-2021 учебный год)
Название мероприятия Цель проведения мероприятия
Оформление уголка в группе. Пополнение предметно-развивающей среды в группе.
Изготовление совместно с родителями макетов:
«Животные наших лесов»,
«Животные жарких стран». Прививать любовь к животным; учить образовывать названия
детенышей животных.
Пополнение своего сайта. Систематизировать методический
материал по теме саморазвития.
Экологическая тревога -
«Птицам нет еды» Воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помочь им
зимой.
Консультации для родителей: Развитие познавательной активности, интеллектуально-
«Движущие силы исследовательского поведения детей» Опытно-
экспериментальная деятельность»
Экологическая тревога: вода в опасности творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей.
Проект «Животные на земле»-
природоохранная деятельность (краткосрочный). Обучение детей любви и пониманию природы, формирование начал экологической культуры.
Консультация для родителей
«Природа и люди в русских волшебных сказках» Формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе.
Долгосрочный проект «Как хлеб на стол пришел» Формирование предпосылок поисковой деятельности
воспитанников; систематизация представлений детей об истории возникновения хлеба на столе.
Разработать картотеку игр по экологии Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния
растительного покрова.
Консультации для родителей
«Экологическое воспитание дошкольников» Создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и
экологии в целом.
Подготовительная группа (2021-2022 учебный год)
Название мероприятия Цель проведения мероприятия
Фотоколлаж на тему «Отдыхаем, не навредя!» Овладение детьми элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том
числе в экстремальных ситуациях.
Консультация «Занимательная
прогулка с ребёнком»
Консультация для педагогов на тему
«Экологическое воспитание как развитие познавательных способностей и нравственных
качеств личности» Формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну, а
значит, бережно распоряжаться ее богатствами.
Консультация «Дидактическая игра как средство экологического
воспитания дошкольников» определить влияние дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Родительское собрание «Дошкольник и экология» Создать условия для сотрудничества воспитанников и их родителей, для их эмоционального и психологического сближения.
Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом.
Акция «Необычное семечко». Учить детей заготавливать и сортировать семена для
дальнейшего их выращивания.
Папка – передвижка «Люби и
охраняй родную природу». Выявить уровень сформированности экологических
знаний и представлений о родной природе.
Проект «Работа на огороде летом» Обогатить представления детей о саде и огороде.
Ожидаемые результаты:
1. Повысить свои теоретические и практические знания, умения и навыки при соблюдении детьми элементарных правил.
2. Создать предметно-развивающую среду по формированию экологического воспитания детей дошкольного возраста.
3. Подготовить практический материал и внедрить в работу, организуя раз- личные формы взаимодействия с детьми и родителями.
4. Обобщить опыт и распространение его среди воспитателей ДОУ.
5. Показателем успешной реализации данной темы будет положительная динамика в развитии дошкольников.
Литература по теме саморазвития:
1. Л. В. Артемова Окружающий мир в дидактических играх. – М. 1993.
2. А. К. Бондаренко Дидактические игры в детском саду. – М. 1991.
3. С. А. Веретенникова Ознакомление дошкольников с природой. – М. : Просвещение,1973.
4. Т. А. Виноградова, Т. А. Маркова Опыт организации экологического образования в детском саду: Методические советы к программе «Детство». СПб. : Детство – Пресс, 2001.
5. О. А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию. СПб. :Детство – Пресс, 2003.
6. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Изд. 4-е - М. : Мозаика-Синтез, 2006, 208 с.
7. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
8. В. И. Дрязгунова Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. 1981.
9. Т. И. Гризик «Мир природы» // Дошкольное воспитание. 2001.№9
10. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2002.
11. Е. И. Золотова Знакомим дошкольников с миром животных. М. ,Просвещение, 1988.
12. А. И. Иванова Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2003.
13. М. В. Лучич Детям о природе. М. Просвещение, 1989.
14. С. Н. Николаева Теория и методика экологического образования детей. - М. : Академия, 2002.
15. С. Н. Николаева «Юный эколог». - М. : Мозаика-Синтез,
16. С. Н. Николаева Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М. : Новая школа, 1995.
17. П. Г. Саморукова Как знакомить дошкольников с природой. – .:Просвещение, 1978.
Интернет-ресурсы:
Материалы из социальных сетей педагогов дошкольного образования
- Сайт Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru
- Сайт «Инфоурок» https://infourok.ru
- Сайт работников дошкольного образования «Мой детский сад» http://www.ivalex.vistcom.ru/zanatia.htm