Надежда Шелудько
Дополнительная общеразвивающая программа для детей 5–6 лет «Ритмика»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная
общеразвивающая программа для детей 5-6 лет
«Ритмика»
1 Целевой раздел
Пояснительная записка
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Основная направленность данной программы - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела, как выразительного «музыкального» инструмента.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа для детей 5–6 лет „Ритмика“» размещена в разделах
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Старшая группа
- Темочки
Занятия ритмикой обогащают музыкальные впечатления детей, развивают чувство ритма, музыкальность, пластичность и выразительность движений, умение передать свое отношение к музыкальному образу языком танца, совершенствуют творческую активность детей, требуют от дошкольников единых усилий, сознательности, творческого отношения к делу, внимания, собранности, дисциплины, повышенного чувства коллективизма. Современная коллективная деятельность детей несет в себе важнейшие воспитывающие функции. Происходит активное общение сверстников, танец раскрывает непосредственность и искренность эмоционального порыва, что так немаловажно при современном отчуждении людей друг от друга. В танце происходит неформальное общение детей, появляется ритмопластический портрет его исполнителей во всей манере непосредственного поведения: выразительность позы; силуэта; жеста; взгляда и т. д.
Данная программа уделяет большое внимание импровизации, так как импровизации побуждают детей к активности и находчивость, развивают творческое воображение. Потребность детей в движении превращается постепенно в упорядоченную и осмысленную деятельность, что имеет большое значение для формирования произвольного внимания дошкольников, для развития памяти и мышления.
Цель реализации общеразвивающей программы по ритмике в соответствии с ФГОС дошкольного образования:
• создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
• создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Достижение поставленной цели предусматривает задачи:
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
• обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
• обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
• создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
• объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
• формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
• обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В программе учитываются :
• индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
• возможности освоения ребенком программы на разных этапах ее реализации.
Принципы и подходы к формированию и реализации программы, сформулированные на основе требований ФГОС ДО:
1 Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
2 Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Учреждения) и детей.
3 Уважение личности ребенка.
4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Основные принципы дошкольного образования:
1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития.
2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования
(далее - индивидуализация дошкольного образования).
3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
5. Сотрудничество ДОУ с семьей Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
6. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
7. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
8. Учет этнокультурной
Возрастные особенности детей 5-6 лет.
В среднем дошкольном возрасте благодаря возросшей самостоятельности и накопленному музыкальному опыту ребёнок становится активным участником танцевальной, певческой, инструментальной деятельности. Чувственное познание свойств музыкального звука и двигательное, перцептивное восприятие метро - ритмической основы музыкальных произведений позволяют дошкольнику интерпретировать характер музыкальных образов, настроение музыки, ориентируясь в средствах их выражения. Умение понять характер и настроение музыки вызывает у ребёнка потребность и желание пробовать себя в попытках самостоятельного исполнительства. Начинает развиваться образное мышление. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступно сосредоточенная деятельность в течение 25 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого
Планируемые результаты
• освоить азы музыкального движения, большой объем разнообразных композиций;
• уметь самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
• овладеть элементами классического, эстрадного, народного танцев;
• приобрести элементарные навыки творческой дисциплины;
• продемонстрировать знания, навыки и умения через исполнение малых танцевальных форм (комбинации, этюды)
Формирование эмоциональной отзывчивости на музыку, легкости, пластичности, выразительности движений, умения выражать в танце, музыкальном движении динамику развития музыкального образа.
Занятия в хореографических студиях, участие в городских мероприятиях, концертная деятельность
Общеразвивающая программа :
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Формирование программы основано на следующих подходах:
1. Личностно-ориентированные подходы:
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и
целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему безопасных условий развития воспитанников;
развитию;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации;
развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учётом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).
2. Системно-деятельные подходы:
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач;
креативность - «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций;
овладение культурой - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.
2. Содержание, структура программы, объем.
Для реализации этих задач используются различные методы:
Словесные:
• рассказ;
• беседа;
• обсуждение;
• объяснение;
• словесное сопровождение движений под музыку и т. д.
Наглядные:
• показ упражнений;
• демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей;
• прослушивание ритма и темпа движений;
• музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков.
Практические: основаны на активной деятельности самих учащихся.
Этот метод целостного освоения упражнений.
Организационно-педагогические основы обучения
Выполнение программы рассчитано на один год обучения.
Группы формируются по возрасту:
1 год обучения (5-6 лет) группы общеразвивающей направленности
Способ организации - группа, количественный состав до 10 человек.
Деятельность проводится 1 раз в неделю продолжительностью 25 минут
Объем – 68 занятий, 34 недели
Обучение детей проходит на специально организованной деятельности во второй половине дня.
Программа является : комплексной, так как направлена не только на постижение искусства танца, овладение его выразительными средствами, но и на воспитание ребенка, его художественного вкуса, индивидуальности, коррекцию недостатков физического развития.
2. Содержательный раздел
Условия реализации программы
Данная программа предназначена для занятий детей старшего дошкольного возраста, без специального отбора.
Для решения поставленных задач необходимо выполнение ряда педагогических
условий:
Воспитатель для каждого упражнения, игры, танца выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного музыкально - двигательного задания.
Метод показа. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте.
В начале работы, руководитель может выполнять упражнения вместе с детьми, чтобы увлечь их и усилить эмоционально-двигательный ответ на музыку.
Музыкальное сопровождение как методический прием. Педагог своими пояснениями должен помочь детям приобрести умение согласовывать движения с музыкой.
Правильно выбранная музыка несет в себе все те эмоции, которые затем маленькие исполнители проявляют в танце.
Метод наглядности. Этот метод включает в себя слуховую наглядность (слушание музы га во время исполнения танцев, песен и др., зрительное и тактильное проявление наглядности которые сочетаются со слуховыми впечатлениями (показ певческих приемов, движений, картинок, игрушек и др.).
Целесообразно выделить в этом методе несколько важных приемов, которые используются на танцевальных занятиях:
• считывание с губ, которые должны быть ярко выделены;
’ использование дактиля - азбука языка глухих;
• жестовая речь;
• прием глобального чтения (показ табличек)
• показ педагогом.
Игровой метод. Крупнейший ученый - педагог, доктор медицины П. Ф. Лесгафт еще в конце XIX века разработал теорию и методику подвижных игр.
У детей четырех-шести лет игровой рефлекс доминирует, малыш лучше все воспринимает через игру, поэтому игровой метод в обучении так близок к ведущей деятельности дошкольника.
Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся.
Игра всегда вызывает у ребят веселое настроение. И интерес у них не снижается, даже если по ходу игры преподаватель вносит те или иные изменения, усложняя или облегчая задание Именно в игре легче всего корректировать поведение воспитанников.
Правильно подобранные методы приводят к тому, что дети с нарушениями слуха занимаются с удовольствием, уходят с занятия счастливыми и с нетерпением ждут новой встречи с музыкой и танцем.
Организационный раздел
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса:
• специально оборудованный класс - музыкальный зал
• магнитофон
• фортепьяно
Методическое обеспечение:
• методические разработки по ритмике
• составление фонотеки - подбор классических, народных, эстрадных произведений, детского репертуара
Учебный план занятия
Название
услуги Вид занятий (групповые или
индивидуальные) Возраст детей Количество учебных часов в неделю на одну группу Количество недель освоения программы Всего часов
по программе на одну группу
дополнительная
общеразвивающая программа «Ритмика» групповые 5-6 лет 1 34 68
•
Календарно-учебный график
Ритмика. Элементы музыкальной грамоты. /октябрь-ноябрь
1. Характер музыкального произведения, его темп, динамические оттенки:
о характер музыки (веселый, грустный);
о знакомство с выразительным значением темпа музыки (медленно, быстро);
о различие динамических оттенков музыки (тихо, громко);
2. Длительность, ритмический рисунок, акценты, сильные, слабые доли:
о знакомство с понятием «пауза»;
о определение сильных и слабых долей;
о умение воспроизводить на хлопках и шагах разнообразные ритмические рисунки.
3. Строение музыкального произведения:
о вступление, части (запев, припев).
4. Ритмические этюды :
о этюд на хлопках;
о этюд на притопах.
5. Музыкально-ритмические игры.
6. Определение танцевальных ритмов :
о вальс;
о полька;
о марш
7. Упражнения на ориентацию в пространстве:
о построение в колонну по одному, по два, в пары (в движении, на месте);
о построение в шеренгу;
о построение в круг (сужение, расширение круга);
о свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну, шеренгу или круг;
о понятие «интервал», «дистанция»
Танцевальная азбука: /декабрь-январь
Элементы народного, историко-бытового, современного танца.
8. Упражнение на внимание:
о различие правой и левой ноги, правой и левой руки, правого и левого плеча;
о повороты направо, налево;
о ходьба, бег (вперед, назад, по кругу и т. д.).
9. Положение рук в народном танце:
• на пояс;
• за край юбки;
• за спиной;
• в общем кругу;
• подъем и опускание рук при сужении и расширении круга;
• в паре (за одну, за две руки);
• хлопки и притопы (одинарный, двойной, тройной и т. д.).
10. Простейшие элементы народного танца:
• боковые и приставные шаги;
• «пружинка»;
• «ковырялочка» (маленькая);
• «гармошечка», «ёлочка»;
• подскоки;
• шаг с притопом;
• прыжки по 6 позиции с поджатыми ногами.
Основы классического танца. / февраль-март
Упражнения на середине зала: о поклон в ритме вальса;
о шаг с носка (танцевальный);
о шаг на полупальцах;
о легкий бег;
о позиции ног: 1,2,3,6;
о подготовительное положение рук;
о позиции рук: 1,2,3;
Танец / апрель
1 . Постановка танцевального номера:
• отработка движений;
• работа над синхронностью исполнения танца;
• точность исполнения фигур и перестроения в танце;
• ориентирование на сценической площадке.
2 . Сценическая практика:
• правила поведения перед, во время и после концерта;
• выступления на сцене.
Игровое и музыкальное творчество/ апрель-май
• Музыкально-пластическое решение явлений природы.
• Музыкально-танцевальные игры.
• Музыкальные импровизации.
Беседы. /апрель - май
• «Значение хореографии в жизни детей».
• «Танец, театр, балет»
• «Сказка в музыке П. И. Чайковского».
• «Кто сочиняет балет?».
• Танца народов мира
Здоровьесберегающие технологии, используемые в программе
физкультурно-оздоровительные технологии;
• технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
• здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования.
К ним относятся:
• облегченная одежда детей в музыкальном зале;
• организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях;
• обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятиях;
• учитываются возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития ребенка;
• дыхательная гимнастика;
• пальчиковая гимнастика;
• гимнастика для глаз;
• соблюдение мер по предупреждению травматизма.
Работа с родителями
1. Выступление на родительских собраниях:
2. Привлечение родителей к подготовке концертов, утренников:
• пошиву костюмов;
• атрибутов для танцев.
3. Творческие отчеты перед родителями на концертах, утренниках:
• осенины;
• новогодние;
• весенние;
Список литературы:
1. Рындина, О. А. Хореография как средство эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста»[Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / О. А. Рындина. – Электронные текстовые данные. - Москва : Редакционно-издательский центр, 2012. - 73 с.
2. Буренина, А. И. Ритмическая мозаика : (Программа по ритмической пластике для детей 3-7 лет) [Текст]/А. И. Буренина. – Издание четвертое «Аничков мост» 2015