Смыкова Светлана Евгеньевна
Программа «Развивайка» для сенсо-моторного развития детей
Цель Программы :Формировать познавательно-сенсорную активность детей раннего и младшего дошкольного возраста, через экспериментирование и развивающие игры.
Основные задачи Программы :
Образовательные:
- дать детям представления о сенсорных эталонах;
- формировать систему перцептивных (обследовательских) действий;
Публикация «Программа „Развивайка“ для сенсо-моторного развития детей» размещена в разделах
- формировать умения самостоятельно применять систему перцептивных действий и систему сенсорных эталонов в практической и познавательной деятельности.
Развивающие :
- развивать и совершенствовать все виды восприятия, обогащать чувственный опыт детей;
- развивать мелкую моторику тактильные и кинестетические ощущения;
- развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности
Воспитательные:
- воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.);
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к сверстникам.
Программа ориентирована на детей от двух до четырех лет. Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения) Принципы и подходы к формированию Программы
1. Принцип обогащения и углубления содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование, у детей широкой ориентировки в предметном окружении, ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства.
2. Принцип сочетания обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений.
3. Принцип обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определенного рода качеств, служащие решению ряда схожих задач.
4. Принцип формирования систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой – эталонами обследования любого предмета, т. е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания, как средство восприятия и осознания нового предмета.
В Программе учитываются следующие подходы: 1) Личностно-ориентированный подход - ставит в центр образовательной системы личность ребенка, развитие его индивидуальных способностей. В рамках личностно-ориентированного подхода перед педагогом стоят следующие задачи - помочь ребенку в осознании себя личностью, выявление, раскрытие его творческих возможностей, способствующих становлению самосознания и обеспечивающих возможность самореализации и самоутверждения.
2) Деятельностный подход - предполагает, что в основе развития ребенка лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней. Совместная деятельность ребенка и взрослого выстраивается на основе сотрудничества, ребенок, если и не равен, то равноценен взрослому и активен не менее взрослого. В рамках деятельностного подхода перед педагогом стоят следующие задачи: создавать условия, обеспечивающие позитивную мотивацию детей, что позволяет сделать их деятельность успешной; учить детей самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения; создавать условия для формирования у детей навыков оценки и самооценки.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств.
Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста, участвующих в реализации Программы.
1-3 лет
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию но и рассказ взрослых. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. Основной формой мышления является наглядно - действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильные представления о предметах, о сенсорных эталонах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами. Развитие процессов ощущения и восприятия у детей значительно обгоняет развитие мышления. Дети еще не умеют самостоятельно рассматривать предметы, подмечать их характерные черты (форму, цвет, величину). Значит необходимо формировать сенсорные эталоны через ощущения и восприятия. Эта задача целенаправленно решается с помощью использования опытов и экспериментов, направленных на формирование словаря детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т. д.).
2-4 года.
Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.
К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы. По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность. На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».
Память дошкольника 2-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
В эмоциональном плане характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.
Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми.
Младший дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. У детей трех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка. Человечество выработало основные сенсорные эталоны, задача педагогов - передать этот опыт ребенку, научить его использовать этот опыт в дальнейшем.
Индивидуальные особенности развития детей.
Ребенок мыслит, переживает, трудится в соответствии со своими личными особенностями характера, темперамента, ума. «Развивайку» посещают дети с разным уровнем развития сенсо-моторных навыков. Поэтому методика проведения занятий строится с учётом индивидуальных особенностей и способностей детей. Разным детям нужны разные условия, в которых ребёнок чувствует себя раскованным и свободным, испытывает положительные эмоции. Способом создания положительной мотивации на занятиях является игра, задания, в которой подбираются таким образом, чтобы для каждого ребенка создать «ситуацию успеха», помочь поверить в свои силы. Детям неуверенным в своих силах требуется постоянное одобрение, поддержка. Для детей испытывающих трудности в освоении нового необходим дополнительный показ, неоднократное повторение. Таким образом, учет индивидуальных особенностей детей повышает эффективность обучения.
Планируемые результаты
- Подбирает по образцу или по просьбе взрослого блоки Дьенеша основных цветов.
- Подбирает к образцу блоки определенного цвета, но разной формы.
- Может правильно назвать 1-2 цвета.
- Соотносит геометрические формы с их контуром.
- Подбирает, накладывая, геометрические фигуры к образцу.
- Ориентируется в различных по величине формах: большой, маленький.
- При выполнении дидактического задания способен ориентироваться одновременно на два признака: цвет и форму (красный круг, величину и форму (большой треугольник).
- Правильно и четко называет четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
- Проявляет интерес к окружающему миру.
- Принимает активное участие в экспериментальной деятельности и отвечает на простые вопросы.
- Стремиться подбирать и находить необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, тем самым, развивая собственную исследовательскую активность.
- Ребенок определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
- При подборе игровых элементов может ориентироваться сразу на три свойства: размер, цвет и форму.
- Ребенок находит и может назвать предметы по их величине: большой, маленький, средний - между ними.
- Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый, гладкий, шершавый).
Содержательный раздел
Особенности методики проведения занятий по программе
Формы:
• Подгрупповая
• Индивидуальная
Методы:
• Игровой метод (дидактические игры).
• Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
• Практический – показ способов действия с предметами, дидактические упражнения.
Содержание работы по разделам
• массаж
• игры и действия с предметами
• экспериментирование
• пальчиковая гимнастика и игры
Упражнения в разделе “Массаж” способствуют поддержанию хорошего тонуса, так как на пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.
В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития сенсо-моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
В разделе “Пальчиковая гимнастика и игры” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять моральное напряжение.
Структура занятия
Каждое занятие состоит из 3-х частей:
Массаж – 2 минуты.
Игры и действия с предметами – 10 минут.
Пальчиковая гимнастика и игры – 3 минуты.
Массаж
Цель: развитие эластичности мышц; повышение подвижности суставов; развитие силы, гибкости пальцев; воспитание навыка удержания позы; «расковывание» руки ребенка; вызов положительных эмоций и стойкого интереса к деятельности.
Основные приемы работы – пальчиковая гимнастика с предметами и без предметов. Компоновка упражнений комплексов пальчиковой гимнастики может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержания позы.
Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе – это зависит от направленности упражнения.
Педагог должен следить за правильной постановкой кисти руки ребенка, точностью выполнения и переключения с одного движения на другое, при необходимости давать спокойные, четкие указания.
Пальчиковая гимнастика любого вида начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук, повышения подвижности суставов с помощью самомассажа, который помогает снять усталость, напряжение мышц от процесса работы пальчиками и оказывает разогревающее и тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояние мышц и суставов кистей рук.
Число упражнений и их продолжительность педагог регулирует самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности детей. Критерием качества выполняемых упражнений служит появление усталости кисти руки: легкая усталость – показатель правильной мышечной нагрузки, сильная усталость, возникшая нескоординированность движений – признаки переутомления.
Содержание Игр и действий с предметами соответствует задачам программы. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие тактильного и слухового восприятия, усвоение сенсорных эталонов.
Основные приемы: дидактические игры, а также упражнения со следующими предметами:
- шнуровка;
- прищепки;
- скрепки;
- блоки Дьенеша;
- конструктор «Велькрошка»;
- кинетический песок;
- крупы;
- вода.
Пальчиковая гимнастика и игры
Цель: снижение физической усталости и морального напряжения во время занятия; подведение итогов занятия.
Включает в себя приемы, способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку.
Организационный раздел
Условия реализации программы
Реализация программы «Развивайка» рассчитана на 2 года для детей 1-3 лет. 2 раза в неделю во второй половине дня в форме занятий, продолжительностью 15 минут.
Предполагаемая наполняемость групп 8-10 человек.
Обеспеченность методическими материалами и средствами
обучения
Массаж:
Массажные мячи, грецкие орехи, фруктовые косточки, карандаши, еловые шишки;
Шнуровка:
Шнуровальный планшет; шнурки
Игры с водой:
Мерные стаканчики, пипетки, губки
Игры с крупой: крупа (манная, горох, фасоль белая и красная) ложки, миски, поднос с однотонным цветным дном, пинцеты, тарелочки.
Игры с песком кинетический песок, формочки, лопатки, мелкие предметы,
канцелярские скрепки цветные; счетные палочки; тактильные дощечки; прищепки
блоки Дьенеша;
конструктор «Велькрошка»;
Дидактические игры:
«Покорми животных»; «Цыпленок, где твой дом»; «Спрячь мышку»; «Птичка в клетке».
Литература.
1. Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» / М. : Мозаика – Синтез, 2010.
2. Ткаченко, Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. – М. : Эксмо, 2012.
3. Машин Л., Мадышева Е. Домашняя школа Монтессори. 2-4 для самых маленьких.
4. Альбомы «Блоки Дьенеша для самых маленьких»; «Маленькие логики»; «Это может ваш малыш»