Надежда Прохорова
Программа развития познавательно-исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста «Почемучка»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа
развития познавательно-исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста
«Почемучка»
Составитель:
Прохорова Н. И, воспитатель МАДОУ
«ЦРР- детский сад №87» г. Сыктывкар
Содержание
I. Содержание…. 2
II. Пояснительная записка….3
III. Ожидаемые результаты….8
IV. Учебно-тематическое планирование. Содержание изучаемого курса…9
V. Список литературы…. …. …27
II. Пояснительная записка
Публикация «Программа развития познавательно-исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста „Почемучка“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Нормативно-правовые документы программы : Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, приказ, положение.
Направление программы : естественнонаучное.
Тип программы :
По целевой направленности: образовательная;
По продолжительности: краткосрочная (7 месяцев);
По форме реализации: кружковая;
По возрасту детей : программа предназначена для детей шестого года жизни;
По масштабу: групповая;
По уровню усвоения: поисковая;
По функциональному значению: образовательная и развивающая;
По содержанию: углубленная;
По виду деятельности: интегрированная;
По гендерному признаку: комбинированная.
Новизна программы :
Новизна программы заключается в том, что для достижения наилучших результатов обучениеосуществляется на основе деятельностного подхода, что дает возможность детям самим делать открытия, анализировать происходящее, высказывать свои предположения и самостоятельно действовать с предлагаемым материалом и оборудованием.
Актуальность программы :
В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут сами принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть стоящих у истоков становления личности.
В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие.
Развитие исследовательских способностей ребёнка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём. В связи с этим, представляет особый интерес изучение детского экспериментирования и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения.
В настоящее время сложилось противоречие в плане осуществления деятельностного подхода к детскому экспериментированию и, как следствие, затруднения в практической деятельности педагогов, а также противоречиемежду огромным исследовательским потенциалом ребёнка и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения.
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, практически естественным способом познания мира. Приобретённые в процессе исследовательской деятельности интеллектуальные умения и навыки – это важные предпосылки для успешного обучения в школе. Поэтому необходимо создать условия для развития детского экспериментирования, а именно:
-создать предметно – развивающую среду;
-обеспечить системный и комплексный подход к организации исследовательской деятельности.
Важнодать ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Организация экспериментальной деятельности требует от педагога:
-грамотного планирования;
-умения отбирать познавательный материал и систематизировать его в соответствии с образовательной программой и возрастными особенностями детей;
- умения активно включать художественное слово для более образного представления об окружающем мире.
Таким образом, актуальной становится разработка программы развития познавательно – исследовательскихумений детей шестого года жизни.
Педагогическая целесообразность:
С точки зрения педагогической целесообразности можно уверенно сказать, что предлагаемые в программе методы, формы и средства наиболее действенны в процессе обучения. Совместная деятельность педагога и детей в рамках данного кружка способствует их заинтересованности, активности, проявлению самостоятельности. Дети с помощью экспериментирования становятся более открытыми к окружающему миру. Включая детей в предлагаемые виды деятельности, они постепенно усваивают содержание кружка и становятся более инициативными, успешными и любознательными.
Цели программы :
-Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
-Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
-Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
- Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
-Приведение в систему работы по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Задачи:
1. Подобрать и систематизировать конкретный материал по организации экспериментальной деятельности детей по данному возрасту.
2. Усовершенствовать развивающую среду для организации познавательно-исследовательской деятельности детей.
3. Осуществить принцип деятельностного подхода в образовательном процессе.
4. Организовать работу кружка «Почемучка».
Принципы построения программы :
1) Принцип индивидуально- личностной ориентации в образовательном процессе;
2) Принцип интеграции образовательных областей в процессе экспериментально-исследовательской деятельности;
3) Принцип развивающей, стимулирующей направленности экспериментальной деятельности. Её цель – пробуждение интереса к дальнейшей исследовательской деятельности (в рамках кружка);
4) Принцип нарастания самостоятельности и активности детей;
5) Принцип обогащения предметно - развивающей среды как одного из условий осуществления деятельностного подхода.
Основные методы организации познавательно-исследовательской деятельности :
• Игровой метод;
• Решение проблемных ситуаций;
• Метод организации наблюдений;
• Чтение художественной литературы, просмотр презентаций;
• Проведение опытов и экспериментов;
• Коллекционирование.
Формы организациипознавательно-исследовательской деятельности :
1. Непосредственно - образовательная деятельность.
2. Совместная деятельность взрослого с детьми в режимных моментах.
3. Самостоятельная деятельность детей.
4. Реализация программы.
Организационно-педагогические условия:
Программа рассчитана на детей шестого года жизни, охватывая детей старшей группы и реализуется в соответствии с расписанием ( среда в 16:00, требованиями Сан ПиН к организации воспитательно-образовательного процесса, режимом дня по данной возрастной группе.
Программа предусматривает творческий подход педагогов к её реализации. Материалы предложенной программы могут быть использованы целиком или частично (в рамках кружковой работы). Возможны коррективы в изменении времени изучения темы для лучшего усвоения материала и использования возможных дополнительных опытов и экспериментов.
Взаимодействие с семьей:
Ни одну воспитательную или образовательную задачу невозможно успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. На протяжении всей работы по данному направлению окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность.
Следовательно, родители и педагоги должны объединить свои усилия для решения поставленных задач.
III .Ожидаемые результаты освоения программы
1. Использование старшими дошкольниками усвоенных способов экспериментальных действий в различных видах деятельности.
2. Изменение качества умственной деятельности детей старшего дошкольного возраста (практическая реализация активности, самостоятельности и многовариативности в ее решении).
3. Повышение уровня сформированности познавательно – исследовательских умений у детей шестого года жизни.
4. Улучшение качества подготовленности детей к школьному обучению.
5. Обогащение предметно – пространственной развивающей среды в группе.
IV.Учебно-тематическое планирование программы «Почемучка»
Содержание изучаемого курса
Дата Содержание НОД Ответственные
2.11.2019 Лаборатория Невидимка
Цель: создать условия для формирования представлений понятий о воздухе и его свойствах, и способах его обнаружения.
Задачи:
образовательные: дать представление о воздухе, как газообразном веществе, продолжать знакомить детей с органами дыхания;
развивающие : развивать интерес к экспериментальной деятельности детей, речь, логическое мышление;
воспитательные: воспитывать желание сохранить чистоту воздуха.
воспитатель
9.11.2019 Загадочная гостья - Вода
Цель: Расширять запас представлений детей о воде, создание условий для детского экспериментирования, развитие познавательной активности детей.
Задачи:
1. Познакомить детей экспериментально- опытным путем с некоторыми свойствами воды (пресная и соленая вода, что вода теплая, легче, чем ледяная).
2. Закрепить навыки экспериментирования (выбрать необходимое оборудование и материалы, соблюдать последовательность необходимых действий, работать, соблюдая необходимые меры безопасности) .
3. Активизировать познавательную и речевую деятельность детей, используя ИКТ ( мультимедийные технологии: компьютерная презентация, слайд - шоу).
4. Развивать умение слушать и слышать вопрос, отвечать по существу.
5. Развивать логическое мышление, развивать умение обобщать и делать выводы (например, вода поменяла цвет, значит, она обладает свойством окрашиваться) .
6. Развивать интерес детей к совместной деятельности.
7. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к воде.
8. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и стремление к взаимопомощи.
9. Развивать и поддерживать активность и самостоятельность детей в поисковой деятельности.
10. Развивать социальные навыки : умение работать в группе, придерживаться дисциплины.
воспитатель
16.11.2019 Поможем воде стать чистой
Цели:
1. Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу.
2. Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения.
3. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.
4. Развивать умение схематично изображать проделанные действия.
5. Закреплять в речи детей слова : фильтр, водопровод, воронка, авария.
воспитатель
23.11.2019 Лед и снег. Их свойства
Задачи:
1. Продолжать развивать интерес, наблюдательность у детей с помощью неживой природы, знакомить со свойствами снега и льда.
2. Обучать детей способам исследования окружающего мира на примере проведенных опытов с природным материалом.
3. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, познавательную активность, логическое мышление, речь.
воспитатель
30.11.2019 Водный транспорт
Программное содержание :
Расширять представления детей о видах транспорта. Закреплять знания об истории развития водного транспорта и его видах Воспитывать интерес к изучению окружающего мира.
Материалы.
Игрушки разных видов транспорта; презентация истории создания водного транспорта; разрезные картинки водного транспорта; тазик с водой
воспитатель
7.12.2019 Ткани
Цель: познакомить детей с понятием «ткань», дать представление о разнообразии тканей и их свойствах.
Задачи:
• Расширять представления детей об окружающем мире, формировать у детей отчетливое дифференцированное представление о натуральных и искусственных видах ткани, их свойствах и применении.
• Развивать и активизировать речь детей, аналитическое мышление.
• Воспитывать бережное отношение к вещам, как результату труда людей, воспитывать интерес к познавательной деятельности.
воспитатель
14.12.2019 Волшебный магнит
Цель:
развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.
Задачи:
- закрепление представления о магните и его свойстве притягивать предметы;
-развитие умения детей вести целенаправленную деятельность – отыскивать предметы, свойства которых отвечают предметным требованиям (притягиваются к магниту);
-развитие мыслительных операций, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей (магнетизм, магнетические, притяжение);
-воспитание правильного взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, положительных нравственных качеств, желание изготовить игрушки для малышей. воспитатель
21.12.2019 Волшебница-соль
Цель: развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью.
Пр. сод. :
1способствовать накоплению у детейконкретных представлений о свойствах, форме и видах соли;
2)уточнить и закрепить знания детей о соли, её значении в природе, в жизни человека;
3) развивать мышление, любознательность, наблюдательность;
4) развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации;
5) развивать интерес к экспериментальной деятельности, творчество;
6) знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования; развивать интерес к экспериментальной деятельности, творчеству; воспитывать аккуратность, самостоятельность.
воспитатель
11.01.2019 Осторожно, огонь!
Цели:
- с помощью экспериментов познакомить детей с некоторыми свойствами огня;
-развивать умение наблюдать, делать выводы; воспитывать чувство ответственности, осторожность;
- развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам и явлениям в процессе элементарной опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
-создать условия для формирования основного целостного мироведения реб нка дошкольного возраста средствами экспериментирования;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать,обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
-создать предпосылки для формирования практических и умственных действий;
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
воспитатель
18.01.2020 Удивительные жёлуди
Цель: знакомство детей с желудями.
Задачи:
Обучающие: учить видеть красоту и неповторимость природы через использование художественного слова; учить определять особенности дуба, как одного из видов деревьев.
Развивающие : развивать навыки опытной деятельности, побуждать к самостоятельным выводам и обобщениям, расширять кругозор детей, развивать наблюдательность.
Воспитательные: воспитывать интерес к природе и дружеские отношения.
Используемые приемы, методы, технологии обучения: исследовательское обучение, частично-поисковые вопросы, технология развития навыков детского сотрудничества, продуктивная деятельность.
воспитатели, родители
25.01.2020 Солнечные зайчики
Цель: познакомить с солнечными зайчиками
Задачи:
Познакомить детей с происхождением солнечных зайчиков, их
движением, предметами от которых они отражаются, со свойством света
превращаться в радужный спектр, развивать смекалку,
любознательность, развитие аналитико-синтетических способностей детей.
воспитатели,
1.02.2020 Сила тяготения.
Цель: познакомить с силой тяготения
Задачи: расширять представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле; подвести к пониманию, что в космосе нет силы тяготения и все предметы находятся в состоянии невесомости.
воспитатель, родители
8.02.2020 Фруктовая лаборатория
Цель:
Закреплять знания детей о здоровом образе жизни.
Задачи:
Развивать логическое мышление, умение классифицировать ;
Вызывать интерес к экспериментированию.
воспитатель
15.03.2020 Эти загадочные камни!
Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.
Задачи:
Обучающие: Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть). Нацелить на поисковую и творческую деятельность
Развивающие : Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования, визуальную и мышечную память; стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.
Воспитательные: воспитывать интерес к объектам неживой природы, аккуратность в работе.
воспитатели,
22.03.2020 Свойства резины
Цель: формирование у детей представлений о резине.
Задачи:
– формировать целостное видение мира; дать представление о деревьях, дающих каучук, о способах его добычи людьми, о резине и ее свойствах ; учить детей делать выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности.
– развивать в детях интерес к поисково-познавательной деятельности; развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между материалом и предметом; активизировать речь детей
- обогащать словарный запас словами: материал, упругая, прочная, водонепроницаемая, каучук, гевея.
воспитатель,
29.03.2020 Разноцветные цветы
Цель: Исследовательская деятельность способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию.
Задачи: 1. Развить у детей представления о взаимодействии веществ при соединении и их влияние на свойства других предметов
2. Развитие у детей умственных способностей.
воспитатель
5.04.2020 Полезные ископаемые
Цель:
Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Задачи:
1. Расширить знания детей о свойствах некоторых видов полезных ископаемых: песок и камни.
2. Формировать умение анализировать, делать выводы, в проблемной ситуации находить правильное решение.
3. Развивать логическое мышление, познавательную активность, речь.
4. Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации, помогать друг другу.
воспитатели
12.04.2020 Все о нефти
Цель:Создание условий для интеллектуально – познавательной, опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Побуждать детей к умозаключениям, самостоятельному овладению представлением различных свойств нефти, о законах жизни природы и необоходимостью их учёта в жизни.
Развивать имение делать выводы и умозаключения.
Стимулировать интеллектуальную активность и любознательность детей.
воспитатель
19.04.2020 Знакомство с опасным явлением-грозой
Цель: познакомить детей с грозой
Задачи:
-развивать умение задавать вопросы
- уточнить представления детей об опасных явлениях природы, дать элементарные научные знания о грозном явлении природы – гроза, расширить представления детей о признаках надвигающейся грозы, громе и молнии; закрепить правила поведения во время грозы;
- продолжать учить составлять творческие рассказы и из личного опыта;
- уточнить представления детей о художественных средствах выразительности;
- развивать познавательный интерес, продолжать учить детей анализировать, сравнивать, делать выводы и умозаключения;
- продолжать развивать речь – рассуждение.
- воспитывать умение работать в паре.
воспитатель
26.04.2020 Вулкан
Цель:
Познакомить детей с природным явлением – вулканом.
Задачи:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению; совершенствовать умение работать с различными материалами, проявлять стремление к преобразованию, творчески подходить к решению поставленных задач; учить самостоятельно и с небольшой помощью решать проблемы, проявляя инициативность и находчивость;
Развивать умение работать в группе, задавать вопросы, совместно решая поставленную задачу.
воспитатели
3.05.2020 Где прячется здоровье?
Задачи
-Продолжать учить осознанно подходить к своему питанию, уточнить знания о витаминной ценности продуктов.
-Формировать представление детей о зависимости здоровья от двигательной активности и закаливания.
-Уточнить знания о полезных свойствах воздуха с опорой на исследовательские действия.
-Закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
- Учить работать в коллективе и во время опытов соблюдать правила безопасности.
-Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.
- Развивать логическое мышление, память, речь, творческое воображение, интерес к познавательной деятельности.
- Развивать зрительное и слуховое восприятие.
- Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор.
- Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье.
воспитатель
10.05.2020 Песок
Цели: познакомить детей со свойствами песка; обучать навыкам проведения лабораторных опытов.
Задачи: закрепить умения работать с посудой, соблюдать меры безопасности, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы; активизировать и обогащать словарный запас существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия; развивать социальные навыки- умение работать в паре.
воспитатель
17.05.2020 Волшебный город
Цель:
Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование
Задачи: развивать умение делать выводы и умозаключения. Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество (цвет, гладкость, прочность, толщину) и свойства (впитывает воду, мнется, режется, горит и т. п.). Познакомить с разными видами бумаги, выяснить как свойство каждой из них связано с использованием данного материала. Учить работать в коллективе. Обратить внимание детей на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью.
воспитатель
V. Список используемой литературы:
1. Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Короткова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС.
2. Савенков, А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А. Савенков // Дошкольное воспитание.
3. Шатокина, Е. К. Я – экспериментатор: Игры и забавы для светлой головы [Текст] / Е. К. Шатокина// Детский сад со всех сторон.
4. Шапиро, А. И. Секреты знакомых предметов. Пузырек воздуха А. И. Шапиро. – СПб. : Агенство образовательного сотрудничества.
5. Тугушева Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста [Текст] / Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова. – С. - П. : ДЕТСТВО-ПРЕСС.
6. Тит, Т. Научные забавы [Текст] / Т. Тит. – М. : Издательский дом Мещерякова.
7. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.
8. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками.
9. Дыбина О. В. Что было до… : Игры – путешествия в прошлое предметов.
10. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс.
11. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М. : Педагогическое общество России.
12. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой.
13. Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург.
14. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии.