Валентина Стасюк
Формирование здоровой духовно — нравственной личности дошкольника для реализации своего потенциала в современном обществе
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Формирование здоровой духовно – нравственной личности дошкольника, способной реализовать свой потенциал в современном обществе
Программы развития ДОУ на 2022 – 2026г. г.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Реализация проекта «Истоки добра и мудрости»
Целевые ориентиры:
• Рост уровня профессиональной компетентности педагогического коллектива в области духовно – нравственного воспитания.
• Создание условий для формирования духовно – нравственной личности воспитанника, способной к успешной социализации в современном обществе.
Публикация «Формирование здоровой духовно — нравственной личности дошкольника для реализации своего потенциала в современном обществе» размещена в разделах
• Расширение системы социального партнёрства в реализации задач духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Мероприятия Ответственные и исполнители Сроки Ожидаемые результаты
Организация процесса духовно – нравственного воспитания дошкольников
Организация блока педагогических часов по вопросам духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста Заместитель заведующего по ВМР, педагогический коллектив ДОУ Постоянно Повышение квалификации кадров в сфере духовно – нравственного воспитания.
Разработка и реализация авторских проектов духовно – нравственной направленности Заместитель заведующего по ВМР, педагогический коллектив ДОУ 2024 – 2026г. г. Увеличение доли воспитанников, охваченных мероприятиями духовно – нравственного воспитания.
Реализация общесадового проекта «Клубный час»
Создание творческой группы педагогов по реализации проекта «Истоки добра и мудрости» Педагогический коллектив ДОУ 2022 – 2026г. г. Повышение заинтересованности педагогов по отношению к процессу духовно – нравственного воспитания.
Привлечение родителей (законных представителей) к процессу духовно – нравственного воспитания детей посредством их просвещения Воспитатели ДОУ Постоянно Обеспечение согласованности требований педагогов и родителей (законных представителей) к процессу духовно – нравственного воспитания детей.
Информирование общественности о ходе духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста Заведующий, ответственный за ведение сайта, газеты ДОУ В течение года Публичный доклад.
Информация на сайте, в газете ДОУ.
Оценка качества результатов деятельности
Мониторинг показателей духовно – нравственного воспитания детей Методический совет, заместитель заведующего по ВМР Ежегодно Анализ результатов мониторинга.
Определение перспектив деятельности.
Оценка эффективности реализации проектов духовно – нравственной направленности
В современной педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребёнка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира, самого себя и людей, окружающих его.
Основной период в духовно – нравственном становлении и развитии личности – это дошкольный возраст. Это период первоначального вхождения ребёнка в удивительный и прекрасный мир, формирование у него отношения как к самому себе, так и к окружающим его людям.
Цель проекта – становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, человека – гражданина России, сохранение духовно-нравственного здоровья детей.
В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Проблема духовно – нравственного воспитания сегодня стоит в обществе как никогда остро. Всё больше и больше общество интересуется своей историей, возрастает интерес к духовно – нравственному и культурно-историческому наследию. Этим и обусловлена актуальность данного направления в воспитании детей дошкольного возраста.
Новизна заключается в создании системы категорий – ценностей, обеспечивающих социокультурное и духовно – нравственное развитие всех участников образовательного процесса.
Практическая значимость состоит в разработке тематических мероприятий по формированию у воспитанников позитивного личного социокультурного опыта как базовой категории.
Ожидаемые результаты:
обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон;
первичное приобщение детей дошкольного возраста к непреходящим духовно – нравственным и социокультурным ценностям нашего Отечества;
разработка системы диагностики по духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста;
повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников по вопросам духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста;
создание единого социокультурного контекста воспитания и обучения в ДОУ и семье;
повышение показателей удовлетворённости родителей (законных представителей) качеством образовательной деятельности ДОУ.
Реализация проекта «Здоровая семья – здоровый малыш»
Целевые ориентиры:
• Эффективная реализация здоровьесохраняющих и здоровьеукрепляющих технологий в гармоничном сочетании с педагогическими технологиями.
• Рост уровня психолого – педагогической компетентности всех участников образовательного процесса посредством активного и заинтересованного участия семьи в процессе сохранения и укрепления здоровья детей.
• Сохранение динамики снижения количества часто болеющих детей.
• Разработка информационно-просветительских материалов (памятки, буклеты, проспекты) по формированию у родителей (законных представителей) базовых знаний по профилактике заболеваний детей, по вопросам вакцинопрофилактики.
• Рост уровня физического развития детей.
• Создание рекомендаций по выработке рациональных стереотипов поведения и привычек здорового образа жизни для детей и их родителей (законных представителей).
• Размещение в групповых чатах мессенджеров рекомендаций по формированию пищевых привычек у детей, безопасному поведению в различных ситуациях.
Мероприятия Ответственные и исполнители Сроки Ожидаемые результаты
Обеспечение сохранения и укрепления здоровья воспитанников
Обеспечение воспитанников качественным сбалансированным 5-ти разовым питанием Работники пищеблока, педагогический коллектив, младшие воспитатели Ежедневно Положительная динамика в соматическом, психофизическом здоровье детей.
Разработка и реализация авторских проектов здоровьесберегающей направленности Заместитель заведующего по ВМР, педагогический коллектив ДОУ 2022 – 2026г. г. Увеличение доли воспитанников, охваченных мероприятиями здоровьесберегающей направленности.
Организация дополнительных услуг по сохранению и укреплению здоровья воспитанников
Реализация комплексной программы «К здоровью через сотрудничество» Педагогический коллектив, родители (законные представители) 2022 – 2026г. г. Практические умения и навыки у детей и их родителей (законных представителей) в области ЗОЖ, сохранения и укрепления здоровья.
Современная модель сотрудничества ДОУ и семьи по формированию осознанного, бережного отношения к здоровью как базовой ценности.
Организация индивидуального консультирования педагогов по вопросам сохранения и укрепления здоровья воспитанников Инструкторы по физической культуре,
педагог – психолог По запросам Увеличение доли педагогов с высоким уровнем психолого – педагогической компетентности.
Работа с родителями (законными представителями) по направлению сохранения и укрепления здоровья воспитанников Заведующий, заместитель заведующего по ВМР, педагогический коллектив ДОУ Ежегодно Увеличение доли родителей с высоким уровнем психолого – педагогической компетентности.
Информирование общественности о ходе деятельности по сохранению и укреплению здоровья воспитанников и её результатах Заведующий, ответственный за ведение сайта, газеты ДОУ В течение года Публичный доклад.
Информация на сайте, в газете ДОУ.
Оценка качества результатов деятельности
Комплексный мониторинг состояния здоровья и физического развития детей Методический совет, заместитель заведующего по ВМР Ежегодно Анализ результатов мониторинга.
Определение перспектив деятельности.
Оценка эффективности реализации авторских проектов здоровьесберегающей направленности
Оценка эффективности реализации комплексной программы «К здоровью через сотрудничество»
Природа позаботилась о ресурсе здоровья человека, наградив от рождения структурной и сенсорной информационными системами, обладающими способностью к саморегуляции и поддержанию жизни. Дальше всё зависит от того, как человек распорядится природным даром, зависит от образа жизни. К факторам, влияющим на здоровье детей относятся условия окружающей среды и природно-климатические факторы, биологические и генетические обстоятельства, социально-экономические условия, гиподинамия, проблема детских стрессов, которые являются следствием дефицита положительных эмоций у ребёнка и отрицательной психологической обстановки в семье.
Дошкольное образовательное учреждение по своей сути призвано комплексно решать задачи по охране жизни и здоровья детей на основе организации разнообразных видов деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Индивидуальный подход к ребёнку позволит оптимизировать воспитательно-образовательный процесс и будет способствовать сохранению и укреплению физического и психологического здоровья дошкольников.
Механизмом является организация образовательного процесса без негативного влияния на здоровье детей и развитие навыков здорового образа жизни у всех участников.
Направление по сохранению и укреплению здоровья дошкольников предусматривает комплексный подход с целью усовершенствования системы работы через создание условия для эффективного использования технологий и обеспечение безопасных условий осуществления образовательного процесса.
Последовательное и целенаправленное проведение работы по дополнительному гигиеническому обучению и воспитанию непосредственно среди детей дошкольного возраста, с одной стороны, и постоянная медико – просветительская работа среди их родителей (законных представителей) и педагогов ДОУ, с другой стороны, позволит добиться определённых успехов в вопросах здоровьесбережения среди воспитанников.
Реализация проекта «Экологическое воспитание дошкольников в системе дополнительных образовательных услуг ДОУ»
Целевые ориентиры:
• Разработка и реализация дополнительных общеобразовательных программ по экологическому воспитанию.
• Рост уровня экологической культуры дошкольников.
• Формирование у воспитанников чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.
• Воспитание нравственных чувств, выражающихся в сопереживании природе, и эстетических чувств, связанных с красотой природного мира.
• Стабильно высокий уровень удовлетворённости родителей (законных представителей) качеством деятельности ДОУ.
Мероприятия Ответственные и исполнители Сроки Ожидаемые результаты
Обеспечение реализации дополнительных программ
по экологическому воспитанию
Предварительный анализ ресурсного обеспечения экологического воспитания Заведующий Февраль – май 2022г. Определение перспектив развития экологического воспитания.
Рассмотрение на педагогических часах и педагогических советах вопросов экологического воспитания в современных условиях Заместитель заведующего по ВМР, педагогический коллектив Весь период Рост уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах экологического воспитания.
Создание мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы 2024 – 2026г. г. Оптимальные условия для организации и проведения опытов с объектами природы.
Разработка и реализация дополнительных общеобразовательных программ по экологическому воспитанию 2022 – 2026г. г. Рост уровня экологической культуры дошкольников.
Формирование у воспитанников чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.
Воспитание нравственных чувств, выражающихся в сопереживании природе, и эстетических чувств, связанных с красотой природного мира.
Оценка качества результатов деятельности
Организация отчётности по реализации дополнительных общеобразовательных программ по экологическому воспитанию Методический совет, заместитель заведующего по ВМР Ежегодно, май Анализ результатов мониторинга.
Определение перспектив деятельности.
Мониторинг удовлетворённости родителей (законных представителей) услугами по реализации дополнительных общеобразовательных программ по экологическому воспитанию
Программа дополнительного образования
«Эколята – друзья и защитники природы»
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоение природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологически оправданных отношений с природой у всех людей. Законодательная база возводит экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.
Дополнительное образование является составной частью в системе общего образовательного процесса. Задачами дополнительного образования являются: удовлетворение познавательных потребностей детей и создание благоприятных условий для творческой реализации их способностей.
Цель программы – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, природе родного края и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Актуальность: создание условий для саморазвития дошкольников, формирования их познавательных, исследовательских интересов и способностей. Дошкольный возраст представляет собой процесс единства и взаимосвязи составляющих экологической культуры:
• формирование элементов экологического сознания;
• формирование практических навыков и умений по уходу за объектами живой природы и некоторых способов охраны природы;
• воспитание культуры поведения и деятельности.
Новизна заключается в объединении биологического, психологического, творческого подхода к изучению природных объектов и использование ИКТ, игровых элементов, способствующих поддержанию неослабевающего интереса в изучении, охране природы и исследовательской деятельности.
Практическая значимость: работа с дошкольниками осуществляется в эколого – познавательно – исследовательском направлении с учётом регионального компонента.
Ожидаемые результаты:
повышение уровня экологической культуры дошкольников;
формирование у воспитанников чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам;
воспитание нравственных чувств, выражающихся в сопереживании природе, и эстетических чувств, связанных с красотой природного мира;
повышение показателей удовлетворённости родителей (законных представителей) качеством образовательной деятельности ДОУ.
Развитие профессиональных компетентностей педагогических работников в рамках реализации управленческого проекта «Важней всего погода в ДОУ!»
Целевые ориентиры:
• Увеличение числа педагогов, имеющих квалификационные категории.
• Рост числа педагогических работников, участвующих в конкурсных и методических мероприятиях различного уровня.
• Рост числа педагогических работников, занимающих призовые места в конкурсных мероприятиях различного уровня.
• Оптимизация психологического климата в коллективе.
• Повышение профессионализма педагогических работников, стремления к самосовершенствованию и творческой активности;
• Стабильно высокий уровень удовлетворённости семей воспитанников услугами, которые оказывает ДОУ.
№ п/п Мероприятия Ответственные и исполнители Сроки Ожидаемые результаты
1 Семинар по аттестации педагогических кадров Заведующий, заместитель заведующего по ВМР Ежегодно, апрель – май Понимание педагогами собственных действий в рамках порядка аттестации.
2 Разработка и реализация управленческого проекта «Важней всего погода в ДОУ!» 2023 – 2025г. г. Оптимизация психологического климата в коллективе посредством выявления факторов, его определяющих и их коррекции.
3 Мониторинг профессиональной компетентности педагогов 2022г. Выявление актуального уровня и определения возможных индивидуальных путей совершенствования.
4 Участие в конкурсах различного уровня Заместитель заведующего по ВМР, педагогический коллектив ДОУ Согласно срокам конкурсов Увеличение доли педагогов, мотивированных на участие.
Рост престижа педагогической профессии и ДОУ в социуме.
5 Мониторинг повышения квалификации педагогических кадров Заместитель заведующего по ВМР Постоянно Увеличение доли педагогов, мотивированных на непрерывное образование.
Корректировка планов повышения квалификации.
6 Участие в работе ГМО, в методических мероприятиях различного уровня, направленных на повышение квалификации педагогов Заместитель заведующего по ВМР, педагогический коллектив ДОУ Весь период Совершенствование профессиональных компетентностей педагогов.
7 Обобщение, внедрение и трансляция передового педагогического опыта на различных уровнях Педагогический коллектив ДОУ Весь период Совершенствование профессиональных компетентностей педагогов.
8 Подготовка публикаций педагогами в профессиональных изданиях, в средствах массовой информации Заместитель заведующего по ВМР, педагогический коллектив ДОУ Весь период Увеличение доли педагогов, публикующих свой опыт работы.
9 Создание медиатеки передового педагогического опыта «Уроки педагогического мастерства» Заместитель заведующего по ВМР Весь период Повышение ИКТ-компетентности педагогов ДОУ.
10 Посещение мероприятий образовательной деятельности с целью оценки уровня владения педагогами современными педагогическими технологиями Заведующий, заместитель заведующего по ВМР Весь период Проблемно-ориентированный анализ уровня владения педагогами современными технологиями.
11 Организация мероприятий, способствующих повышению педагогической компетентности в работе с детьми с ОВЗ Заместитель заведующего по ВМР, педагогический коллектив ДОУ Январь – май 2023г. Создание банка приёмов, способов, методов работы с детьми с ОВЗ.
Сохранение высокого уровня удовлетворённости семей воспитанников услугами ДОУ.
12 Совершенствование работы официального сайта ДОУ Заместитель заведующего по ВМР Весь период Рост престижа ДОУ в социуме.
Повышение открытости ДОУ.
Расширение образовательного пространства ДОУ.
Управленческий проект «Важней всего погода в ДОУ!»
Цель проекта – оптимизация психологического климата в коллективе посредством выявления факторов, его определяющих и их коррекции.
В настоящее время деятельность педагогических работников связана с напряжёнными ситуациями и факторами – это конфликтные ситуации во взаимоотношениях с коллегами и администрацией ДОУ, трудности во взаимодействии с детьми и их родителями (законными представителями, увеличение требований к профессиональной компетентности и недостаточный уровень оплаты труда. Воздействие этих факторов неблагоприятно влияет на психологическое здоровье педагогических работников, может вызвать сильные стрессы и даже привести к возникновению неврозов. Поэтому деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья педагогических работников, является актуальной для современной системы образования.
Новизна заключается в объединении работы по совершенствованию психологической компетентности, по развитию коммуникативных навыков, обучению навыкам релаксации и дыхательным техникам, навыкам выхода из конфликтных ситуаций, обучению приёмам выхода из стресса и его профилактике, проведению профилактической работы по эмоциональному выгоранию педагогических работников.
Практическая значимость заключается в подборе диагностического материала, составлении и подборе тренингов, семинаров, упражнений, разработке памяток, составлении консультаций по вопросам сохранения психологического здоровья, профилактике эмоционального выгорания, составлении картотеки по дыхательным и релаксационным техникам.
Ожидаемые результаты:
оптимизация психологического климата в коллективе и тем самым повышение психологической защищённости каждого ребёнка, укрепление его психического здоровья;
активизация потенциальных возможностей педагогических работников, в том числе в направлении аттестации на квалификационные категории;
совершенствование профессиональных компетентностей педагогических работников как средство увеличения доли педагогов, эффективно участвующих в методических и конкурсных мероприятиях различного уровня;
рост творческого потенциала педагогических работников;
улучшение психического, а вместе с тем и физического здоровья педагогических работников.