Татьяна Соколова
Программа работы педагога-психолога с дошкольниками в адаптационный период
▼ Скачать + Заказать документы
Программа работы педагога-психолога
с дошкольниками в адаптационный период
Цель – помочь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Этим определяются основные задачи:
преодоление стрессовых состояний у детей 3-4-х лет в период поступления в ДОУ;
обучение воспитателей методам проведения групповой деятельности в адаптационный период.
Публикация «Программа работы педагога-психолога с дошкольниками в адаптационный период» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Темочки
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:
снятие эмоционального и мышечного напряжения;
снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
развитие игровых навыков, произвольного поведения;
развитие творчества.
Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации, рекомендуется проводить занятия в течение первых трех месяцев. Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, потешки, стишки, «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой.
Структура и форма
Как правило, деятельность начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроится на совместную групповую работу.
В основную часть входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.
Заканчивается спокойными малоподвижными играми и упражнениями.
Все игры и упражнения, входящие в одну НОД, объединены сказочно-игровым сюжетом для постоянного поддержания интереса к НОД.
Комплектование и количество упражнений и игр, из которых состоит НОД, варьируется психологом. Он может сократить НОД, чтобы избежать переутомления детей, изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей.
НОД длительностью 10-20 минут проводятся 2 раза в неделю в течении 3-х месяцев, каждая НОД проводится в три этапа. Каждая игра и упражнение повторяется по 4-5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр. Кроме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче.
Активное участие в НОД принимает воспитатель. Он перенимает методы и приемы, применяемые психологом в различных ситуациях, отмечает наиболее понравившиеся детям игры и использует их в своей работе.
Ожидаемые результаты
1. Успешная адаптация детей в период перехода из яслей в садовскую группу;
2. Улучшение психологического климата в группе, сплочение коллектива;
3. В сфере развития познавательных процессов:
- повышение уровня развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- повышение уровня развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
- повышение уровня развития творческих способностей.
Механизмы отслеживания результатов: На основании наблюдения за поведением детей воспитателями заполняются листы адаптации. (Диагностические методики «Лист адаптации» прилагается – Приложение 1).
Тематическое планирование НОД
педагога-психолога во 2-ой младшей группе
Месяц Неделя Тема НОД Номер НОД Игры и упражнения, используемые в НОД
Сентябрь
1
Мыльные пузыри 1 1. Приветствие
2. «Выдувание мыльных пузырей»
3. «Ладушки-Ладошки»
4. «Полет пузырей»
5. Аппликация «Разноцветные пузыри»
6. Прощание
2 1. Приветствие
2. «Выдувание мыльных пузырей»
3. «Надувайся пузырь»
4. «Мы ногами топ-топ»
5. Аппликация «Большие и маленькие пузыри»
6. Прощание
2 3 1. Приветствие
2. «Выдувание мыльных пузырей»
3. «Пузыри, собирайтесь в баночку»
4. «Один шарик»
5. Групповой рисунок «Мыльные пузыри»
6. Прощание
Божья коровка 1 1. Приветствие
2. «Знакомство с божьей коровкой»
3. «Поймай божью коровку»
4. Маленькие пальчики»
5. Аппликация «Божья коровка»
6. Прощание
3 2 1. Приветствие
2. «Знакомство с божьей коровкой»
3. «Божья коровка, улети на небо»
4. «Согрей божью коровку»
5. Рисование «Точки на спинках»
6. Прощание
3 1. Приветствие
2. «Знакомство с божьей коровкой»
3. «Божья коровка, улети на небо»
4. «Божьи коровки и небо»
5. Лепка «Ножки для божьей коровки»
6. Прощание
4
Прогулка в осенний лес 1 1. Приветствие
2. «Прогулка в осенний лес»
3. «Ежик»
4. «Кленовые листочки»
5. Аппликация «Кленовые листочки»
6. Прощание
2 1. Приветствие
2. «Прогулка в осенний лес»
3. «Ежик»
4. «Песенка для ежика»
5. Рисование «Колючий еж»
6. Прощание
Октябрь
1 3 1. Приветствие
2. «Ежик»
3. «Грибник»
4. «Грибы»
5. Аппликация «Грибы для ежика»
6. Прощание
Мячик 1 1. Приветствие
2. «Какой мяч»
3. Мой веселый звонкий мяч»
4. «Прыгающие мячики»
5. Аппликация «Разноцветные мячи»
6. Прощание
2 2 1. Приветствие
2. «Какой мяч»
3. «Прыгающие мячики»
4. «Прятки»
5. Аппликация «Большие и маленькие мячи»
6. Прощание
3 1. Приветствие
2. «Какой мяч»
3. «Прятки»
4. «Найди мячик»
5. «Чудесный мешочек»
6. Лепка «Разноцветные мячи» - коллективная работа
7. Прощание
3
Листопад 1 1. Приветствие
2. «Прогулка по осеннему лесу»
3. «Дождик и солнышко»
4. «Листопад»
5. Рисование «Листопад»
6. Прощание
2 1. Приветствие
2. «Прогулка по осеннему лесу»
3. «Листопад»
4. «Дождик и солнышко»
5. Рисование «Дождик»
6. Прощание
4 3 1. Приветствие
2. «Дождик и солнышко»
3. «Листопад»
4. Групповой рисунок «Кленовые листочки»
5. Прощание
Котята 1 1. Приветствие
2. «Угадай, кто мяукает»
3. «Кошка с котятами»
4. «Бабочки»
5. Рисование «Бабочка»
6. Прощание
Ноябрь
1 2 1. Приветствие
2. «Кошка с котятами»
3. «Бабочка»
4. «Поймай бабочку»
5. Аппликация «Разноцветные бабочки»
6. Прощание
3 1. Приветствие
2. «Угадай, кто мяукает»
3. «Кошка с котятами»
4. «Бабочка»
5. «Бабочка, лети!»
6. Прощание
2
Мячики 1 1. Приветствие
2. «Сравни мячи»
3. «Изобрази мяч»
4. «Мячики»
5. Аппликация «Узор из мячиков»
6. Прощание
2 1. Приветствие
2. «Мячики»
3. «Ветерок»
4. «Мячик в воздухе»
5. Рисование «Синий и красный мячи»
6. Прощание
3 3 1. Приветствие
2. «Сравни мячи»
3. «Чудесный мешочек – 2»
4. «Не потеряй мячик»
5. Прощание
Колобок 1 1. Приветствие
2. «Сказка «Колобок»
3. «Что за овощ? Что за фрукт?»
4. «Покатился колобок»
5. Прощание
4 2 1. Приветствие
2. «Сказка «Колобок»
3. «Спрячь колобка»
4. «Покатился колобок 2»
5. «Угости медведя»
6. Прощание
3 1. Приветствие
2. «Сказка «Колобок»
3. «Молчанка»
4. Лепка «Колобок»
5. Прощание