Елизавета Ушакова
Программа работы кружка по сенсорному развитию «Цветные крышки» для детей 2–3 года
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Солнышко» пгт. Шерловая Гора
кружка по сенсорному развитию
«Цветные крышки»
для детей 2-3 лет
Воспитатель:
Ушакова Е. В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Программа работы кружка по сенсорному развитию „Цветные крышки“ для детей 2–3 года» размещена в разделах
- Младшая группа
- Поделки из пластиковой и одноразовой посуды
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними. Видный ученый Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяется гармоничное развитие ребенка.
Учитывая актуальность данной проблемы, было решено активизировать работу по сенсорному воспитанию детей в нашей группе. Был организован кружок «Умнички».
Цель кружка : способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия; развитию моторики рук; пониманию речи; гармоничному развитию детей.
Основные задачи:
- развивать тонкую моторику пальцев;
- развивать движения кистей рук;
- развивать понимание речи;
- знакомить со свойствами материалов;
- развивать конструктивное мышление;
- формировать умение наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости листа;
- обогащать чувственный опыт детей с целью максимальной оптимизации познавательной активности и творческого воображения;
- развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение.
В процессе прохождения программы детям сообщаются новые знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях, о различных свойствах предметов, о вариативности использования природного и бросового материала, пластилина, красок. Игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.
Формы работы :
- пальчиковая гимнастика или самомассаж рук;
- дидактические и логические игры с цветными крышками;
- Сенсорные тренажеры с цветными крышками.
Организация кружка :
Кружок организуется с детьми, возраст 2 – 3 года.
Проводится кружок один раз в неделю (в первой половине дня, продолжительностью по 8-10 минут, два занятия в месяц,в помещении группы.
Занятия проводятся с октября по май, всего занятий – 15.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
1. Познакомить родителей с задачами кружка, с планом работы.
2. Приглашение родителей на открытое занятие, организация выставок детских работ.
СТРУКТУРА ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ
1. Формирование положительной мотивации к игровой и трудовой деятельности.
2. Пальчиковая гимнастика или самомассаж рук.
3. Рассматривание образцов, обсуждение.
5. Выбор материала.
6. Совместная работа детей и педагога (дидактические и логические игры).
7. Анализ готовых работ.
8. Игра с поделками или выставка работ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Е. В. Полозова. «Развивающие тренажеры из бросового материала: Практическое пособие для в:ЧП Лакоценин С. С. -48 с.
2. Л. Д. Комарова. «Дидактические и логические игры с цветными крышками : Учебное пособие. - - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2007.-16 с.
Результаты работы кружка :
1. Развитие мелкой моторики детей и координации пальцев рук.
2. Обогащение сенсорного опыта детей через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия
3. Овладение приемами работы с разными предметами.
ПЛАН РАБОТЫ
Октябрь
1 неделя
Мобильный тренажёр «Бусы»
Цели: формировать у детей умение различать предметы по цвету с помощью операции сравнения разнородных предметов приёмом прикладывания и зрительного соотнесения; формировать представления о цвете (красный, зеленый, желтый, синий); активизировать словарь: такой же, не такой, названия цветов.
Материалы:
-Коробка с горловинами
-Вкладыш «Бусы»
-Поддон с пробками разных цветов
Самомассаж пальчиков и ладошек: «Мы погладим наши ручки» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).
3 неделя
Дидактическая игра «Подбери по цвету».
Цели: формировать у детей умение подбирать и группировать однородные предметы (пробки)в мешочек по признаку одинакового цвета; закреплять с детьми знание основных цветов (красный, зеленый, желтый, синий).
Материал:
-Бумажные тарелочки разных цветов
-Крышки разных цетов
Самомассаж пальчиков и ладошек: «Камешки» (катать по очереди каждым пальчиком по столу).
Ноябрь
1 неделя
Мобильный тренажер «Вишни».
Цели: развитие умения узнавать и называть цвет-красный, формирование умения определять форму пробки-круг. развитие уменния выбирать один цвет из предложеных.
Материал:
-Коробка с горловинами
-Вкладыш «Вишни»
-Поддон с пробками
Самомассаж пальчиков и ладошек: «Шишки» (катаем между ладонями, сжимаем поочередно в каждой ладони).
3 неделя
Дидактическая игра «Собери гусеницу».
Цели: Закреплять представления детей о четырех основных цветах, учить выделять цвета.
Материал: Крышки с нарисованной мордочкой гусеницы одного из четырех цветов, крышки разных цветов.
Пальчиковая гимнастика: «Капуста» (№1)
Декабрь
1 неделя
Мобильный тренажер «Снеговик»
Цели: Развитие умения различать и называть цвет-белый,формировать представления о величине (большой,маленький).
Материал:
-Коробка с горловинами
-Вкладыш «Снеговик»
-Поддон с пробками
Пальчиковая гимнастика: «Замок» (№2)
3 неделя
Логическая игра «Подбери цвета».
Цели: Знакомить детей с пятью цветами путем подбора по образцу. Обогащать словарь за счет названий цветов-красный, желтый, зеленый, синий, белый.
Материал: Логические карточки с кружками 5 цветов. Крышки разных цветов.
Пальчиковая гимнастика: «Апельсин» (№3)
Январь
1 неделя
Мобильный тренажер «Паровоз».
Цели: Развитие умения узнавать и называть цвета,формирование умения отчетливо и по возможности длительно произносить звук,развитие умения чередовать предметы по цвету.
Материал:
-коробка с горловинами
-вкладыш паровоз
-поддон с пробками
Пальчиковая гимнастика: «Прыг-прыг» (№4)
3 неделя
Дидактическая игра «Воздушные шары».
Цели: Познакомить детей с шестью цветами,обогащать словарь детей за счет названий цветов (красный,желтый,зеленый,синий,фиолетовый,оранжевый)
Материал: Узкие полоски бумаги шести цветов,Шесть крышек тех же цветов.
Самомассаж пальчиков и ладошек: «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).
Февраль
1 неделя
Сюжетный тренажер «Виноград»
Цели: Формирование умения группировать предметы по цвету,Закрепление знаний о цвете (фиолетовый,сиий).
Материал:
-Коробка с горловинами
-вкладыш «Виноград»
-Поддон с пробками
Самомассаж пальчиков и ладошек: «Крутим карандашом» (катание поочерёдно гладкого и ребристого карандаша между ладонями).
Пальчиковая гимнастика: «Мы во двор пошли гулять» (№5)
3 неделя
Дидактическая игра «Мозаика из цветных крышек».
Цели:Закреплять умения подбирать крышки ориентируясь на цвет фона картинки.
Материал: Картинки с пустыми кружочками,крышки разных цветов.
Самомассаж пальчиков и ладошек: «Покатай, покатай!» (катание карандаша по столу).
Март
1 неделя
Дидактическая игра «Бусы для куклы».
Цели: Закреплять у детей умение нанизывать крышки на шнурок, закреплять назавния цветов.
Материал:Цветные крышки с отверстием по боками крышки,куклы.
Пальчиковая гимнастика: «Кошки - мышки» (№6)
3 неделя
Логическая игра «Какой цвет пропущен»
Цели: Учить детей решать логические задачи на основе зрительно - восприннимаемой информации. Учить понимать предложенную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Материал:карточки с логическим заданием (полоска с цветными кружочками,один кружок белый.
Пальчиковая гимнастика: «Зайчик» (№7)
Апрель
1 неделя
Лото «Цвета и величина».
Цели: Закреплять представления детей о цвете,учить ориентироваться на два признака (цвет и величину).
Материал: Карточки на которых в разном порядке расположены круги разного цвета,цветные крышки.
Самомассаж пальчиков и ладошек: «Потрём и похлопаем в ладоши»
3 неделя
Дидактическая игра «Положи крышку в свой домик».
Цели: побуждать детей обращать внимание на цвет предметов; формировать умение группировать однородные предметы по признаку одинакового цвета, сопоставлять по цвету разнородные объекты, закреплять знание основных цветов; развивать зрительное восприятие, мелкую моторику пальцев рук.
Материал: лотки из-под яиц, выкрашенные в красный, желтый, синий, зеленый цвет; крышки такого же цвета, собранные в мешочек.
Самомассаж пальчиков и ладошек: «Шарики» (катаем между ладонями, сжимаем поочередно в каждой ладони).
Пальчиковая гимнастика: «Курочка» (снесла яички – шарики) (№8)
Май
1-3 неделя
Конструирование из крышек «Создай свою картинку»
Цели: Учить детей создавать изображения по замыслу, пользуясь комбинированием крышек.
Материал: Цветные крышки в достаточном колличестве.
Пальчиковая гимнастика : «Пирог», «Сорока» (№9, №10) ,«Моя семья»(№11)
Содержание пальчиковых игр.
№1. «Капуста»
Мы капусту рубим,
(резкие движения прямыми кистями вверх и вниз)
Мы морковку трем,
(трём кулаком о кулак)
Мы капусту солим,
(движения пальцев, имитирующие посыпание солью)
Мы капусту жмем.
(интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки)
№2. «Замок»
На двери висит замок. (соединить пальцы обеих рук в замок)
Кто его открыть бы мог?
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
Постучали, (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)
покрутили, (движения сцепленными пальцами от себя к себе)
потянули (пальцы сцеплены, руки потянуть в разные стороны)
и открыли. (расцепить пальцы)
№3. «Апельсин»
Мы делили апельсин.
Много нас,
А он один.
(дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки)
Эта долька - для ежа.
Эта долька - для стрижа.
Эта долька - для утят.
Эта долька - для котят.
Эта долька - для бобра
(по очереди загибают пальцы, начиная с большого)
А для волка - кожура.
(сжимают пальцы обеих рук в кулаки)
Он сердит на нас - беда;
Разбегайтесь!
(резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки)
Кто куда!
№4. «Прыг-прыг»
Наши пальцы на ладошке
Пусть попрыгают немножко:
Прыг-прыг-прыг.
Наши пальцы на ладошке
Пусть потопают немножко:
Топ-топ-топ.
№5. «Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять. («идут» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, (лепим комочек двумя ладошками)
Птичек крошками кормили, («крошим хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем указательным пальчиком правой руки по ладошке левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли. (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать пошли. (выполняем движения воображаемой ложкой, а затем кладем ручку под щечку)
№6. «Кошки - мышки»
Кошка мышку цап - царап
(пальцы обеих рук сжимаются в кулаки)
Подержала, подержала - отпустила
(кулаки одновременно разжимаются)
Мышка побежала, побежала
(одновременно двигаются по плоскости стола пальцы обеих рук)
Хвостиком завиляла, завиляла
(указательные пальцы обеих рук двигаются из стороны в сторону)
До свидания, мышка, до свидания!
(одновременные наклоны кистей рук вперед и вниз)
№7. «Зайчик»
Зайчик-зайчик, где твой хвостик? (прыгать)
Здесь! (руки за спину)
Зайчик-зайчик, где твой носик? (прыгать)
Здесь! (показать нос)
Зайчик-зайчик, лапки где? (прыгать)
Здесь! (показать руки)
Зайчик-зайчик, а ушки где? (прыгать)
Здесь! (показать ушки)
№8. «Курочка»
«Курочка - рябушечка
(не спеша «проходятся» указательным и средним)
По двору гуляла,
(пальцем по бедрам)
По двору гуляла,
Цыпляток считала.
- Раз, два, три, четыре, пять!
(загибают пальчики на одной руке)
Посчитаю их опять.
(грозят указательным пальцем)
Раз, два, три, четыре, пять!»
(загибают пальчики на другой руке)
Посчитаю их опять.
(грозят указательным пальцем)
№9. «Пирог»
Падал снег на порог
(дети плавно опускают руки сверху вниз)
Кот слепил себе пирог
(показывают, как пекут пирог)
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек
(делают волнообразные движения руками)
Пирожки себе пеки!
(грозят указательным пальцем)
Не из снега – из муки!
(покачивают пальцем из стороны в сторону)
№10. «Сорока»
Сорока – белобока (дети на ладошке «варят» кашу)
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала (поочередно загибают пальцы)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала! (показывают большой палец)
Ты воды не носил (грозят указательным пальцем большому пальцу)
Дров не рубил,
Каши не варил –
Тебе нет ничего! (разводят обе руки в стороны)
Вот тебе горшок пустой (сжимают пальцы в кулак)
Иди в угол и постой! (указательным пальцем показывают на угол)
№11. «Моя семья»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
(руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого)
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья!
(энергично сжать руку в кулак несколько раз и разжать)