fyt ft u
Программа работы кружка по развитию мелкой моторики «Волшебные пальчики» с детьми от 6 до 7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Чем больше мастерства в детской
руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
Актуальность
Проведя мониторинг усвоения детьми учебного материала, было установлено, что у большинства детей слабо развиты мелкие мышцы руки, недостаточно сформированы навыки зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, слухового внимания. Не все дети легко ориентируются в таких, необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх- низ, ближе – дальше, над – под, около – внутри.
Публикация «Программа работы кружка по развитию мелкой моторики „Волшебные пальчики“ с детьми от 6 до 7 лет» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Воспитателями было решеноразработать программукружка «Волшебные пальчики», направленную на формирование графических навыков, развитие мелкой моторики рук, предпосылок к учебной деятельности. В старшем дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Ведь неподготовленность руки создаст уже с первых дней обучения в школе комплекс трудностей.
Работа кружка рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей мелкой моторики рук, творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы кружка у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер. Вся дальнейшая жизнь детей потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнят множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Цель. Создать условия для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук старших дошкольников; формирования графических навыков; предпосылок к учебной деятельности.
Задачи.
Развивающие :
Способствовать развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, зрительное и слуховое восприятие.
Формировать навыки учебной деятельности
Образовательные:
Тренировать тонко координированные движения руки, мелкую мускулатуру пальцев.
Совершенствовать графические умения и навыки, пространственные представления в заданиях разных видов.
Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
Воспитательные:
Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию, доброе отношение к сверстникам. Радоваться за успехи свои и сверстников.
Принципы, лежащие в основе программы :
• Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка).
• Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов, чертежей и схем, готовых работ).
• «От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении более сложных работ).
Форма проведения занятий
• Индивидуальная;
• Групповая (2-4 человека);
• Коллективная.
Содержание программы кружка :
Содержание программы представлено различными видами творческой деятельности:
- пальчиковая гимнастика;
- пластилинография;
- игры и действия с предметами;
- графические упражнения;
- рисование и штрихование;
- раскрашивание;
- игры с природным материалом;
- оригами;
- работа в тетрадях в клетку.
В разделе “Пальчиковая гимнастика”дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять эмоциональное и мышечное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделе “Оригами” дети знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии. Учатся делать определенные силовые нажатия пальцами, проглаживать сгибы, соединять пальчики для совмещения деталей. Работа способствует развитию мелкой моторики рук, координации движений, ориентированию в пространстве.
В разделе «Пластилинография» деятельность детей представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей; развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно - значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца, у них развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, дети подготавливают руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.
В разделе «Игры и действия с предметами» для формирования тонких движенийрук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большими указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.
В разделе «Графические упражнения» игра поможет улучшить координациюдвижения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память. Выполнение графических упражнений способствует подготовке рукик письму.
В разделе «Рисование и штрихование»работа способствует развитию мелкой моторики, здесь определяется не только чёткость и красота изображения линий, но и лё гкость и свобода движений: руки не должны быть
скованны и напряжены. Выполнять её следует, соблюдаяосновные правила: штриховать только в заданном направлении; не выходить за контурыфигурысоблюдать параллельность линий.
Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветнымикарандашами) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался следот пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.
В разделе “Раскрашивание” необходимо учить детей раскрашивать
аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужныйцвет. Раскрашивание, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной степени ради усвоения детьминеобходимых для письма гигиеническихправил. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованныхдействий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппаратапишущей руки.
В разделе «Игры с природным материалом» у детей формируются навыки тактильных ощущений, умения описывать свои чувства, воображение. Эта
деятельность не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче – конечный результат.
В разделе «Работа в тетради в клетку» работа строится от простого к сложному. Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, занятия проводятся в тетради в крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и развития элементарных графических навыков, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умение ориентироваться в пространстве.
В разделе «Игровой самомассаж» ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет нанервную систему дошкольника, помогает им снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения выполняются на фоне позитивных ответных реакций детей.
Методическое обеспечение программы.
Используемый материал для работы с детьми :
Бумага (писчая, цветная, гофрированная, самоклеющаяся, бархатная);
Картон (цветной, белый).
Бумага для оригами.
Пластилин.
Природный материал: шишки, ракушки, листья, ветки, крупные семена;
Материалы: фломастеры, маркеры, карандаши, дощечки, бросовый материал (леска, проволока, пуговицы, бисер, скотч, вата, нитки и др., клей, пластилин, ножницы, линейка, кисти,
Демонстрационный материал: наглядные пособия, иллюстрации,фотографии, образцы работ, художественная литература.
Технические средства: ноутбук, магнитофон, фотоаппарат, кассеты и диски с записями последовательности выполнения работы, познавательной информацией.
Сроки реализации программы
Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся с детьми 6-7 лет во вторую половину дня, 1 раз в неделю в пятницу с середины сентября по май. Количество занятий за 2021-2022 год – 37. Время занятий 30 минут.
План работы с родителями
Индивидуальное и подгрупповое консультирование «Развиваем мелкую моторику».
Круглый стол: «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода».
Листки – памятки «Пальчиковые игры для малышей».
Групповое родительское собрание «Как пальцы помогают говорить».
Ожидаемые результаты:
К концу года обучения дети должны знать и уметь:
ЗНАТЬ УМЕТЬ
Гигиенические правила письма Сохранять правильную осанку и положение рук при письме
Правильное расположение ручки и тетради при письме Правильно держать ручку, карандаш
Правила штриховки Ориентироваться на листе бумаги, тетради в клетку. Ориентироваться на строке, странице
Правила работы с тетрадью Выполнять штриховку, соблюдая правила
Правила работы с ножницами, клеем, пластилином. Понимать правила складывания квадрата (оригами)
Самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры
Правильно держать ножницы и работать с ними.
Список литературы:
1. Узорова О. В., Нифекдова Е. А. «Игры с пальчиками» - М. : ООО «ИздательствоАСТ», 2004.
2. Т. С. Голубина «Чему научит клеточка». МОЗАИКА – СИНТЕЗ, М., 2006г.
3. И. Малюкова «Игровой самомассаж, как средство подготовки руки к письму».
4. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – Лань, Санкт-Петербург, 1997.
5. Гаврина С. Е., Щербинина С. В. Готовим руку к письму. Росмэн-Пресс, 2006.
6. Картотека пальчиковых игр (в группе).