Марина Куземо
Программа «Путешествие в мир театра»
▼ Скачать +Заказ
Программа "Путешествие в мир театра"
Автор: Музыкальный руководитель первой квалификационной категории Куземо М. Б. (1 часть)
Методическое обоснование.
Психолог и философ С. Л. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности – важнейшее условие совместного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития. Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично. В этом огромную помощь могут сыграть театрализованные занятия. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки : дети знакомятся с окружающим миром, пополняется социальный опыт, совершенствуется звуковая культура речи, развивается чувство эмпатии, сопереживания. «В процессе этого сопереживания, создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки просто сообщаемые и усваиваемые» - отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов. Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии. Л. С. Выготский определил театрализованную игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте.
Публикация «Программа „Путешествие в мир театра“» размещена в разделах
Поэтому я считаю необходимым, чтобы театрализованная игра составляла основное содержание жизни самих детей.
В основу понимания игры, как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста, ставятся следующие положения:
1. Театрализованная игра призвана решать общевоспитательные и нравственные задачи.
2. Театрализованная игра должна носить развивающий характер.
3. Театрализованная игра должна проникать в различные виды деятельности.
Я вижу родство игры и искусства в содержании, в котором общим является заключение в нем норм человеческой жизни и деятельности, смыслов и мотивов. Поэтому театральная деятельность в детском саду одна из актуальнейших проблем дошкольной педагогики.
1 Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка.
Детский сад - это первая и очень важная ступень системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Формирование творческой личности одна из важнейших задач в системе современного дополнительного образования в ДОУ и качества образования в целом. Именно в дошкольном возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, сотрудничестве, сотворчестве.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную и творческую мотивацию обучающихся. А самое главное, что в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, приспосабливаться к современному искусству.
Программа дополнительного образования направлена на развитие творческих способностей детей посредством реализации программы «Путешествие в мир театра».
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании РФ».
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1126-р).
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. №1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
1.2 Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы.
Программа «Путешествие в мир театра» - это программа по художественному творчеству удовлетворяющая образовательным и творческим потребностям воспитанников.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Путешествие в мир театра» носит социально-педагогическую направленность и включает социализацию ребенка в образовательном пространстве, адаптацию личности в детском социуме, всестороннее развитие личности ребенка, создает условие для формирования у детей творческих способностей, позитивной эмоциональной сферы, коммуникативных способностей, эстетического мировосприятия жизни, развивает потребности в активном самовыражении.
Программа представляет собой курс работы по театрально – игровому творчеству и включает в себя:
• беседы о театре (знакомство с театральной терминологией, видами театрального искусства);
• импровизацию в играх – драматизациях;
• развитие чувства ритма и координации движений, посредством исполнения игровых заданий;
• развитие пластической выразительности и музыкальности;
• развитие умения согласовывать свои действия с другими детьми;
• развитие умения пользоваться разнообразными жестами;
• формирование правильной артикуляции, правильного взятия дыхания;
• развитие дикции на основе чтения скороговорок и стихов;
• пополнение словарного запаса.
1.3 Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной программы.
Данная дополнительная образовательная программа предполагает занятия с детьми дошкольного возраста (5-7 лет). Занятия проводятся с группой детей.
Первый год обучение с детьми старшей группы (5-6 лет, второй год обучения с детьми подготовительной группы (6-7 лет).
1.4 Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Дети занимаются 2 раза в неделю.
1.5 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Я, как педагог, вижу результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей и интересов. В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Музыка способствует развитию эстетического восприятия мира, способствует развитию творческих и музыкальных способностей ребенка, раскрывающихся в самовыражении через создаваемые детьми образы героев.
Новизна данной образовательной программы заключается в комплексном решении задач социально-педагогического направления. Педагогическую целесообразность образовательной программы я вижу в формировании у детей дошкольного возраста самостоятельности, преодолении чувства скованности и зажатости, раскрытии творческого потенциала и предоставлении возможностей для самовыражения.
1.6 Отличительные особенности программы.
Искусство особыми средствами художественной формы интерпретирует стороны человеческой жизни, заставляет переживать проблемы, чтобы принять свое или отвергнуть предлагаемое художником понимание смысла жизни.
Из беседы с детьми, я узнала, что все, без исключения, любят театр и видят себя в роли одного или другого героя. Каждый ребенок хотел бы участвовать в спектакле и исполнять в нем значимую роль. У детей есть любимые герои и персонажи книг и фильмов, на которых они хотели бы быть похожими. Но для того, чтобы расширить знания детей, развить их способности, выдумку, а впечатления из окружающей жизни воплотить в живые образы и действия, необходимо создание театра. Поэтому театральная деятельность в детском саду одна из актуальнейших проблем дошкольной педагогики.
Отличительной особенностью моей программы является то, что все образы, которые создают дети в процессе занятий по театрализации, используются и на музыкальных занятиях, и в жизни. Получив знания о том, как передать эмоции в мимике, слове, жесте, дети могут превратиться в героев какого - либо действия на праздниках, развлечениях и в самостоятельной игровой деятельности.
II. Содержательный раздел.
2.1 Цель, задачи программы.
Цель программы : создание условий для формирования у детей творческих способностей, позитивной эмоциональной сферы, коммуникативных способностей, эстетического мировосприятия жизни. Развитие потребности в активном самовыражении.
Задачи программы :
- Разработать план мероприятий «Путешествие в мир театра» для развития и совершенствования практических навыков.
- Формировать и активизировать познавательный интерес детей.
- Развивать зрительное и слуховое внимание, память, фантазию, воображение и образное мышление.
- Развивать музыкальный слух.
- Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.
- Вызывать интерес к сценическому искусству.
- Развивать способность верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).
- Учить импровизировать в играх – драматизациях.
- Развивать чувство ритма и координацию движений.
- Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
- Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.
- Формировать правильную артикуляцию, учить правильно брать дыхание.
- Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов.
- Пополнять словарный запас.
- Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
- Воспитывать культуру поведения в театре.
2.2 Принципы программы :
- Принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);
- Принцип творчества (развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах);
- Принцип единства развития и воспитания.
- Принцип сотрудничества участников образовательного процесса.
- Принцип общедоступности.
-Принцип индивидуально-личностного подхода (учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка).
- Принцип свободы выбора.
- Принцип успешности.
- Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов развития и воспитания.
- Принцип системности.
2.3 Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы «Путешествие в мир театра».
- Итогом реализации программы будет активизация познавательного интереса детей.
- Участие воспитанников в конкурсах по театрализации, выступления для детей других групп детского сада.
- Улучшится внимание и память детей.
- Дети узнают много скороговорок, научатся правильной артикуляции.
- Научатся согласовывать свои действия с другими детьми.
- У детей появится раскрепощенность, снимется внутренняя зажатость и скованность.
- Появится опыт импровизационной игры – драматизации на темы знакомых сказок.
- Разовьется двигательная активность, появится ловкость и подвижность.
- Пополнится словарный запас.
-Дети узнают, как пользоваться интонациями голоса в выражении основных чувств.
- Пополнятся социальные знания.
- Дети познакомятся с театральной терминологией.
- В группе будет создан театральный уголок.
III. Организационный раздел.
3.1 Этапы освоения дополнительной образовательной программы «Путешествие в мир театра».
Занятия первого года обучения по программе «Путешествие в мир театра» рассчитаны на детей старшей группы (5-6 лет). На начальном этапе занятий дети знакомятся с такими понятиями, как мимика, жест. Посредством погружения в игровую ситуацию, учатся подражать интонациям и мимике взрослых, постепенно совершенствуясь в этом. Учатся простейшему анализу характера героев сказок, стремясь передать этот характер через слово и действие.
Перейдя в подготовительную группу (6-7 лет, дети совершенствуют свои представления о театре, развивают свои актерские способности в создании и передаче сказочных образов, разыгрывают тематические этюды, чувствуют себя более уверенно и раскрепощенно.
3.2 Формы, методы и режим занятий.
Занятия по театрализации проходят в музыкальном зале. Продолжительность одного занятия, в соответствии с возрастом детей: в старшей группе 25 минут, в подготовительной группе 30 минут, в летний период занятия не проводятся.
Формы работы: беседы, практическая работа, участие в конкурсах и в различных видах деятельности в детском саду. Так же проводится работа с родителями: это беседы на родительском собрании о театральной программе с целью заинтересовать родителей, активизировать их участие в подготовке к спектаклям, в создании театрального уголка в группе.
Методы работы: репродуктивный (выполнение действий на занятиях на уровне подражания, выполнение практических заданий); творческий (самостоятельная поисковая и творческая деятельность детей); изучение развития ребенка (наблюдение за особенностями развития личности ребенка); объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций).
В ходе работы на занятиях дополнительного образования создается среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех.