Елена Каргашилова
Программа психолого-педагогического сопровождения семей мигрантов в период адаптации их ребёнка в условиях ДОО (ФГОС)
▼ Скачать + Заказать документы
В последние десятилетия количество вынужденных переселенцев в России постоянно растет. Причинами являются экономический кризис, различного рода негативные социальные явления.
Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну или регион, где иные культурные традиции, другой язык, приводит к дезориентации ребенка-дошкольника из семьи мигрантов. В связи с этим все более актуальной для педагогики становится проблема социальной адаптации ребенка к новым условиям жизни, изменившемуся социуму.
Публикация «Программа психолого-педагогического сопровождения семей мигрантов в период адаптации их ребёнка в условиях ДОО (ФГОС)» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Исследователями отмечаются проблемы социальной адаптации детей дошкольного возраста из семей мигрантов: нарушения когнитивных процессов, невротические реакции и функциональные расстройства, поведенческие проблемы, связанные с общением, расстройства идентичности (Г. У. Солдатова).
Если данная проблема не будет решаться с помощью специально созданных дифференцированных программ по сопровождению процесса адаптации дошкольника из семьи мигрантов, могут возникнуть проблемы социальной дезадаптации в школе и будущей профессиональной деятельности.
Основной целью психолого-педагогического сопровождения детей из семей мигрантов в ДОО становится способствование позитивному социальному становлению личности ребенка путем повышения уровня его эмоционального интеллекта вне зависимости от статуса и развития навыков уверенного поведения для успешной социальной адаптации.
Задачи:
- расширять знания детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения;
- развивать и совершенствовать умения детей распознавать генные эмоциональные состояния;
- формировать и развивать умения детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам;
- способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными
социально-приемлемыми способами;
- развивать у детей навыки толерантного общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и окружающими взрослыми;
- способствовать подавлению агрессивности в группе сверстников.
Психолого-педагогическое сопровождение детей 5—7 лет из семей мигрантов в ДОО включает 12 занятий продолжительностью 20—25 минут, которые проводятся один раз в неделю, занятия рассчитаны на 3 месяца.
В ходе занятий реализуются процесс формирования толерантной обстановки в группе и профилактика агрессивности дошкольников.
Занятия состоят из 3-х этапов: «Я чувствую», «Я понимаю», "Навыки общения и формирование толерантной среды».
Первый этап — «Я чувствую» — направлен на расширение представлений об эмоциях, знакомство с новыми эмоциями, на развитие внимания к своим эмоциям и переживаниям, умения адекватно выражать свои чувства.
На втором этапе — «Я понимаю» — формируются понимание индивидуальных особенностей других людей, умения распознавать эмоциональные реакции окружающих и понимать язык жестов, мимики.
На третьем этапе — «Навыки общения и формирование толерантной среды» закрепляются знания об основных эмоци-приобретение навыков взаимодействия с другими людьми I различных жизненных ситуациях.
В ходе занятий предполагаются результаты:
- расширение знаний детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения;
- развитие и совершенствование умения детей распознавать собственные эмоциональные состояния;
- формировании развитие умения детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам;
- формирование навыков взаимодействия, способов общения
с другими детьми.
Ориентировочным конечным результатом занятий должно являться повышение уровня эмоционального интеллекта ребенка вне зависимости от статуса местного жителя или мигранта и формирование толерантной обстановки в группе.
Для родителей мигрантов должны проводиться занятия по повышению мотивации к освоению русского языка и приобщению к культуре города. Однако в ходе проведения занятий возможны отказ родителей от участия в них и нежелание интегрировать в культуру города и страны, когда родители детей мигрантов хотят, чтобы их ребенок был знаком с собственной культурой и сохранял ее традиции.
Тематический план занятий
Занятие 1. «Страна Радость».
Содержание:
Приветствие.
Упражнение «Страна Радость».
Игра «Я радуюсь, когда.»
Этюд «Встреча с другом».
Упражнение «Кто как радуется».
Этюд «Танец радости».
Психогимнастика "Ручеек радости".
Прощание.
Задачи:
Расширение представлений детей об эмоции "радость".
Формирование положительных эмоций, чувства через улыбку.
Расширение представлений детей о поступках, которые приносят радость.
Занятие 2. «Страна Грусть».
Содержание:
Приветствие.
Упражнение «Страна Грусть».
Упражнение «Зеркало».
Игра «Я грущу, когда.»
Упражнение «Покажи эмоцию».
Этюд «Пропала собака».
Психогимнастика.
Прощание.
Задачи:
Расширение представлений детей об эмоции «грусть».
Формирование умения находить способы вызвать улыбку и подарить хорошее настроение.
Снижение психофизического напряжения.
Занятие 3. «Страна Удивление».
Содержание:
Приветствие.
Упражнение «Страна Удивление».
Психогимнастическое упражнение «Прогулка по стране Удивления».
Игра «Фантазии».
Рассказ «Круглые глаза».
Рисунок «Чудеса».
Заключение.
Прощание.
Задачи:
Расширение представлений детей об эмоции «удивление».
Развитие воображения, снижение психофизического напряжения.
Занятие 4. «Страна Страх».
Содержание:
Приветствие.
Упражнение «Страна Страх».
Упражнение «Страх — это.»
Упражнение «Маленький храбрец».
Этюд «Смелые ребята».
Заключение.
Прощание.
Задачи:
Расширение представлений детей об эмоции «страх».
Обучение детей пониманию относительности в оценке чувств.
Формировать умение выражать эмоцию страха, проговаривая характерные детали этого чувства.
Знакомство со способами избавления от страха.
Занятие 5. «Страна Злость».
Содержание:
Приветствие.
Упражнение «Страна Злость».
Упражнение «Я злюсь, когда.»
Игра «Шкала гнева».
Игра «Смешинки и злючки».
Упражнение «Коврик злости».
Заключение.
Прощание.
Задачи:
Познакомить детей с эмоциями «злость», «гнев».
Способствовать проявлению эмоции социально приемлемыми способами. Формировать умение детей анализировать проявления злости и гнева и устранять их через игру и позитивное поведение.
Занятие 6. «Страна Вина».
Содержание:
Приветствие.
Упражнение «Страна Вина».
Упражнение «Я чувствую себя виноватым, когда.»
Игра «История про Танечку и Ванечку».
Заключение.
Прощание.
Задачи:
Познакомить детей с эмоциями «вина», «стыд» и их графическим изображением.
Формировать умение изображать эти эмоции с помощью мимики, позы, жестов. Формировать умение детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции.
Занятие 7. «Большое путешествие».
Содержание:
Приветствие.
Упражнение «Кубик».
Игра «Воздушное настроение».
Упражнение «Тренируем эмоции».
Упражнение «Какое у меня настроение».
Игра «Веселый хоровод».
Прощание.
Задачи:
Закрепление знаний детей об эмоциях, способах их выражения.
Умение сравнивать эмоции по картинке с соответствующей пиктограммой. Узнавать эмоции по голосу, мимике, позе, жестам.
Умение адекватно оценивать эмоции окружающих.
Развивать коммуникативные навыки.
Занятие 8. «Наше настроение».
Содержание:
Приветствие.
Упражнение «Соленый чай».
Упражнение «Что чувствует мальчик?»
Игра «На что похоже настроение?»
Игра «Драка».
Игра «Окажи внимание другому».
Прощание.
Задачи:
Закреплять умения детей выражать эмоции.
Развивать активный словарь эмоциональных состояний.
Продолжать формировать умение детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции.
Познакомить детей с эмоцией «отвращение».
Занятие 9. «Сочувствие и зависть».
Содержание:
Приветствие.
Этюд «Солидарность».
Упражнение «Зеркало».
Упражнение «Зависть».
Упражнение «Доброе животное».
Упражнение «Я чувствую».
Игра «Возьми и передай».
Прощание.
Задачи:
Формировать умение детей проявлять сочувствие к другим и определять подобное поведение у окружающих.
Познакомить детей с эмоцией «зависть».
Занятие 10. «Давайте общаться».
Содержание:
Приветствие.
Беседа «Кого мы называем вежливым».
Этюд «Вежливый ребенок».
Этюд «Как вести себя во время разговора».
Игра «Тух-тиби-дух».
Беседа «Правила дружбы».
Прощание.
Задачи:
Развивать у детей умение вежливо общаться друг с другом и окружающими взрослыми.
Понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно реагировать. Формировать умение вести диалог, употреблять различные обращения.
Занятие 11. «Я и мои друзья».
Содержание:
Приветствие.
Игра «Доброе утро».
Этюд «Рыжик».
Упражнение «Для того чтобы слушали меня, я должен.»
Этюд «Я слушаю друга».
Прощание.
Задачи:
Развивать у детей коммуникативные навыки,умение внимательно слушать друг друга.
Способствовать сплочению детского коллектива.
Развивать эмпатию.
Занятие 12. «Давайте понимать друг друга».
Содержание:
Приветствие.
Вступление.
Игра «Иностранец».
Игра «Волшебная подушка».
Этюд «Доброе животное».
Игра «Найди друга».
Прощание.
Задачи:
Развивать у детей способность понимать друг друга.
Развивать эмпатию.