Лучший педагог года

Программа психолого-педагогического сопровождения семей мигрантов в период адаптации их ребёнка в условиях ДОО (ФГОС)

Елена Каргашилова
Программа психолого-педагогического сопровождения семей мигрантов в период адаптации их ребёнка в условиях ДОО (ФГОС)
▼ Скачать + Заказать документы

В последние десятилетия количество вынужденных переселенцев в России постоянно растет. Причинами являются экономический кризис, различного рода негативные социальные явления.

Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну или регион, где иные культурные традиции, другой язык, приводит к дезориентации ребенка-дошкольника из семьи мигрантов. В связи с этим все более актуальной для педагогики становится проблема социальной адаптации ребенка к новым условиям жизни, изменившемуся социуму.

Публикация «Программа психолого-педагогического сопровождения семей мигрантов в период адаптации их ребёнка в условиях ДОО (ФГОС)» размещена в разделах

Исследователями отмечаются проблемы социальной адаптации детей дошкольного возраста из семей мигрантов: нарушения когнитивных процессов, невротические реакции и функциональные расстройства, поведенческие проблемы, связанные с общением, расстройства идентичности (Г. У. Солдатова).

Если данная проблема не будет решаться с помощью специально созданных дифференцированных программ по сопровождению процесса адаптации дошкольника из семьи мигрантов, могут возникнуть проблемы социальной дезадаптации в школе и будущей профессиональной деятельности.

Основной целью психолого-педагогического сопровождения детей из семей мигрантов в ДОО становится способствование позитивному социальному становлению личности ребенка путем повышения уровня его эмоционального интеллекта вне зависимости от статуса и развития навыков уверенного поведения для успешной социальной адаптации.

Задачи:

- расширять знания детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения;

- развивать и совершенствовать умения детей распознавать генные эмоциональные состояния;

- формировать и развивать умения детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам;

- способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными

социально-приемлемыми способами;

- развивать у детей навыки толерантного общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и окружающими взрослыми;

- способствовать подавлению агрессивности в группе сверстников.

Психолого-педагогическое сопровождение детей 5—7 лет из семей мигрантов в ДОО включает 12 занятий продолжительностью 20—25 минут, которые проводятся один раз в неделю, занятия рассчитаны на 3 месяца.

В ходе занятий реализуются процесс формирования толерантной обстановки в группе и профилактика агрессивности дошкольников.

Занятия состоят из 3-х этапов: «Я чувствую», «Я понимаю», "Навыки общения и формирование толерантной среды».

Первый этап — «Я чувствую» — направлен на расширение представлений об эмоциях, знакомство с новыми эмоциями, на развитие внимания к своим эмоциям и переживаниям, умения адекватно выражать свои чувства.

На втором этапе — «Я понимаю» — формируются понимание индивидуальных особенностей других людей, умения распознавать эмоциональные реакции окружающих и понимать язык жестов, мимики.

На третьем этапе — «Навыки общения и формирование толерантной среды» закрепляются знания об основных эмоци-приобретение навыков взаимодействия с другими людьми I различных жизненных ситуациях.

В ходе занятий предполагаются результаты:

- расширение знаний детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения;

- развитие и совершенствование умения детей распознавать собственные эмоциональные состояния;

- формировании развитие умения детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам;

- формирование навыков взаимодействия, способов общения

с другими детьми.

Ориентировочным конечным результатом занятий должно являться повышение уровня эмоционального интеллекта ребенка вне зависимости от статуса местного жителя или мигранта и формирование толерантной обстановки в группе.

Для родителей мигрантов должны проводиться занятия по повышению мотивации к освоению русского языка и приобщению к культуре города. Однако в ходе проведения занятий возможны отказ родителей от участия в них и нежелание интегрировать в культуру города и страны, когда родители детей мигрантов хотят, чтобы их ребенок был знаком с собственной культурой и сохранял ее традиции.

Тематический план занятий

Занятие 1. «Страна Радость».

Содержание:

Приветствие.

Упражнение «Страна Радость».

Игра «Я радуюсь, когда.»

Этюд «Встреча с другом».

Упражнение «Кто как радуется».

Этюд «Танец радости».

Психогимнастика "Ручеек радости".

Прощание.

Задачи:

Расширение представлений детей об эмоции "радость".

Формирование положительных эмоций, чувства через улыбку.

Расширение представлений детей о поступках, которые приносят радость.

Занятие 2. «Страна Грусть».

Содержание:

Приветствие.

Упражнение «Страна Грусть».

Упражнение «Зеркало».

Игра «Я грущу, когда.»

Упражнение «Покажи эмоцию».

Этюд «Пропала собака».

Психогимнастика.

Прощание.

Задачи:

Расширение представлений детей об эмоции «грусть».

Формирование умения находить способы вызвать улыбку и подарить хорошее настроение.

Снижение психофизического напряжения.

Занятие 3. «Страна Удивление».

Содержание:

Приветствие.

Упражнение «Страна Удивление».

Психогимнастическое упражнение «Прогулка по стране Удивления».

Игра «Фантазии».

Рассказ «Круглые глаза».

Рисунок «Чудеса».

Заключение.

Прощание.

Задачи:

Расширение представлений детей об эмоции «удивление».

Развитие воображения, снижение психофизического напряжения.

Занятие 4. «Страна Страх».

Содержание:

Приветствие.

Упражнение «Страна Страх».

Упражнение «Страх — это.»

Упражнение «Маленький храбрец».

Этюд «Смелые ребята».

Заключение.

Прощание.

Задачи:

Расширение представлений детей об эмоции «страх».

Обучение детей пониманию относительности в оценке чувств.

Формировать умение выражать эмоцию страха, проговаривая характерные детали этого чувства.

Знакомство со способами избавления от страха.

Занятие 5. «Страна Злость».

Содержание:

Приветствие.

Упражнение «Страна Злость».

Упражнение «Я злюсь, когда.»

Игра «Шкала гнева».

Игра «Смешинки и злючки».

Упражнение «Коврик злости».

Заключение.

Прощание.

Задачи:

Познакомить детей с эмоциями «злость», «гнев».

Способствовать проявлению эмоции социально приемлемыми способами. Формировать умение детей анализировать проявления злости и гнева и устранять их через игру и позитивное поведение.

Занятие 6. «Страна Вина».

Содержание:

Приветствие.

Упражнение «Страна Вина».

Упражнение «Я чувствую себя виноватым, когда.»

Игра «История про Танечку и Ванечку».

Заключение.

Прощание.

Задачи:

Познакомить детей с эмоциями «вина», «стыд» и их графическим изображением.

Формировать умение изображать эти эмоции с помощью мимики, позы, жестов. Формировать умение детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции.

Занятие 7. «Большое путешествие».

Содержание:

Приветствие.

Упражнение «Кубик».

Игра «Воздушное настроение».

Упражнение «Тренируем эмоции».

Упражнение «Какое у меня настроение».

Игра «Веселый хоровод».

Прощание.

Задачи:

Закрепление знаний детей об эмоциях, способах их выражения.

Умение сравнивать эмоции по картинке с соответствующей пиктограммой. Узнавать эмоции по голосу, мимике, позе, жестам.

Умение адекватно оценивать эмоции окружающих.

Развивать коммуникативные навыки.

Занятие 8. «Наше настроение».

Содержание:

Приветствие.

Упражнение «Соленый чай».

Упражнение «Что чувствует мальчик?»

Игра «На что похоже настроение?»

Игра «Драка».

Игра «Окажи внимание другому».

Прощание.

Задачи:

Закреплять умения детей выражать эмоции.

Развивать активный словарь эмоциональных состояний.

Продолжать формировать умение детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции.

Познакомить детей с эмоцией «отвращение».

Занятие 9. «Сочувствие и зависть».

Содержание:

Приветствие.

Этюд «Солидарность».

Упражнение «Зеркало».

Упражнение «Зависть».

Упражнение «Доброе животное».

Упражнение «Я чувствую».

Игра «Возьми и передай».

Прощание.

Задачи:

Формировать умение детей проявлять сочувствие к другим и определять подобное поведение у окружающих.

Познакомить детей с эмоцией «зависть».

Занятие 10. «Давайте общаться».

Содержание:

Приветствие.

Беседа «Кого мы называем вежливым».

Этюд «Вежливый ребенок».

Этюд «Как вести себя во время разговора».

Игра «Тух-тиби-дух».

Беседа «Правила дружбы».

Прощание.

Задачи:

Развивать у детей умение вежливо общаться друг с другом и окружающими взрослыми.

Понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно реагировать. Формировать умение вести диалог, употреблять различные обращения.

Занятие 11. «Я и мои друзья».

Содержание:

Приветствие.

Игра «Доброе утро».

Этюд «Рыжик».

Упражнение «Для того чтобы слушали меня, я должен.»

Этюд «Я слушаю друга».

Прощание.

Задачи:

Развивать у детей коммуникативные навыки,умение внимательно слушать друг друга.

Способствовать сплочению детского коллектива.

Развивать эмпатию.

Занятие 12. «Давайте понимать друг друга».

Содержание:

Приветствие.

Вступление.

Игра «Иностранец».

Игра «Волшебная подушка».

Этюд «Доброе животное».

Игра «Найди друга».

Прощание.

Задачи:

Развивать у детей способность понимать друг друга.

Развивать эмпатию.

Публикации по теме:

Выставка творческих работ детей старшего дошкольного возраста «Ожившие сказки»Выставка творческих работ детей старшего дошкольного возраста «Ожившие сказки» По наблюдениям педагогов нашего учреждения экономический кризис привел к тому, что большинство семей попали в разряд малообеспеченных.

Правовое воспитание дошкольников. Консультация Основные международные документы ЮНИСЕФ, касающимся защиты прав детей: Декларация прав ребенка (1959); Конвенция ООН о правах ребенка (1989);.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа психолого-педагогического сопровождения семей мигрантов в период адаптации их ребёнка в условиях ДОО (ФГОС)
Опубликовано: 9 октября 2014 в 23:47
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа психолого-педагогического сопровождения семей мигрантов в период адаптации их ребёнка в условиях ДОО (ФГОС)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Каргашилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД