Наталья Басина
Программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей
1. Пояснительная записка
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.
Публикация «Программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей» размещена в разделах
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Огромные возможности открываются перед человеком в случае максимального использования и развития заложенных в нем природных данных. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми.
Программа разработан с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с требованиями нормативных документов и является основой для работы с художественно одаренными детьми, имеющими склонности к изобразительной деятельности, направлен на эффективное выявление и развитие художественного - творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, воспитывающимся в детском дошкольном учреждении.
1.1 Цель и задачи работы с одарёнными детьми
Цель:
Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, художественное развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей. Формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в продуктивной деятельности. Развивать стремление видеть в окружающем красивые предметы и явления; показывать уже знакомые и новые произведения искусства. Учить детей видеть реальный, а не фантазийный (выдуманный) мир в произведениях изобразительного искусства; перенести это понимания в собственную художественную деятельность. Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов композиций, а также материалов, инструментов, способов и приёмов реализации замысла.
Задачи:
Обеспечить условия всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через интеллектуальную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, организацию индивидуальной деятельности с одаренными детьми индивидуально и в группах, предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через художественно-творческие мероприятия разного уровня.
1. 2 Основные задачи:
Образовательные:
- Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;
- Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;
- Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности;
- Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
Воспитательные:
- Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии;
- Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату, радостное сопереживание;
- Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, стремление к самостоятельности, опрятность, аккуратность, бережное отношение к вещам, навыки культуры поведения, положительное отношение к окружающему.
Развивающие:
- Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;
- Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности;
- Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям).
Планируемые результаты:
- Создание банка данных детей с предпосылками художественной одаренности;
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей с предпосылками художественной одаренности;
- Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с художественной одаренностью;
- Уверенность детей в своих способностях;
- Снижен уровень тревожности.
1.3 Развитие способностей одаренного ребенка, их понятие
Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности.
В отношении дошкольного возраста при рассмотрении проблемы одаренности наиболее продуктивны и важны идеи о творчестве как универсальном механизме развития психики (С. Л. Рубинштейн, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, П. Торренс); о значимости и самоценности дошкольного периода детства (Л. С. Выготский, А. А. Люблинская, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисицина, Л. А. Венгер).
Наиболее часто исследователи при определении одаренности дошкольников обращаются к концепции творческой одаренности А. М. Матюшкина. Согласно данной концепции одаренность – «творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений, разного рода проблем: научных, технических, духовных». Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. У разных детей творческий потенциал различен. Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал. Наиболее общей характеристикой одаренности является ярко выраженная познавательная потребность (стремление к новому знанию, способу или условию действия, составляющая основу познавательной мотивации.
1.4 Возрастно-психологические особенности развития одаренности дошкольник
В большинстве концепций одаренности (Дж. Рензулли, А. М. Матюшкин, Д. Б. Богоявленская, Н. С. Лейтес и др.) выделяется несколько ее основных структурных компонентов: когнитивный, личностный (мотивационный, творческий:
1. общие и (или) специальные (музыкальные, художественные, математические и др.) способности выше среднего уровня;
2. доминирующая познавательная мотивация;
3. креативность (способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии, порождать оригинальные идеи, используя нестандартные способы деятельности).
Для одаренных детей на ранних этапах развития (до 2-3 лет) характерна высокая сензитивность (чувствительность) к новизне ситуации, проявляющаяся в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый предмет, звук, изображение и т. д. У детей проявляется познавательная потребность – потребность в новых впечатлениях – оказывается сильнее физиологических потребностей во сне, пище и пр. Особенность познавательной потребности состоит и в том, что она не насыщаема, это обусловливает постоянное проявление широкой любознательности ко всему новому для ребенка.
С 5-6 лет возросший уровень познавательной – исследовательской активности позволяет ставить интересующие ребенка проблемы, вопросы и осуществлять самостоятельный поиск решений.
В 5-6 лет явно проявляется музыкальное творчество.
Раскрывается художественная одаренность. Высокая избирательность в отношении зрительных образов и представлений проявляется в раннем детстве вострой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности все вокруг
видеть в красках, цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать.
В работах Л. А. Венгера и его сотрудников были исследованы основные закономерности развития умственных способностей дошкольника: сенсорных, познавательных и творческих.
К сенсорным обычно относят способности, проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств. Как известно, восприятие — первая ступень познания мира, на основе его образов строятся память, мышление, воображение. Сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка.
1.5 Проблемы одаренных детей
Проявления одаренности и проблемы одаренных детей.
Внешнее проявление творчества многообразно. Оно выражается в более быстром развитии речи и мышления, в любознательности ребенка, его исследовательской активности, ранней увлеченностью какой-либо деятельностью (музыкой, рисованием). Исследования показали, что развитие речемыслительной деятельности малыша в первые годы жизни неразрывно связано с двигательной сферой. Овладевая движениями рук, ходьбой, ребенок познает предметы и действия с ними. Одновременно идет развитие пассивной речи, т. е. понимание слов.
Раннее овладение речью проявляется в использовании большого количества слов, речь состоит из длинных и сложных предложений. Исследователи отмечают, что многие одаренные дети не говорят рано, но, становясь старше, демонстрируют выдающуюся речевую способность.
Одаренность в интеллектуальной сфере проявляется в том, что дошкольник читает вывески, заголовки, книги, решает математические задачи, проводит связи между явлениями, событиями, хорошо запоминает факты и события, интересуется социальными и моральными проблемами, долго сохраняет внимание, задает вопросы. Такие дети довольно быстро осваивают чтение, письмо, счет, сравнительно легко овладевают иностранными языками. Родителям необходимо обратить внимание на систематичность знаний ребенка. Не нужно стремиться, чтобы ребенок как можно больше запомнил фактов, событий, названий.
К проявлениям творческого потенциала относится любознательность ребенка, его исследовательская активность. Преобладающая у одаренного ребенка познавательная мотивация выражается в форме исследовательской активности и проявляется в большей чувствительности к новому, к новизне ситуации, обнаружении нового в обычном.
Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья. При всем разнообразии ценностей, отношений в семьях наиболее благоприятные условия для развития таланта складываются при соответствующем духовном уровне семьи: признание ценности и поддержка образования и самосовершенствования личности, интерес и уважение к той сфере деятельности, где проявляются высокие способности ребенка, любовь к детям, вера в их большие возможности.
В семье формируется отношение родителей к неординарности, одаренности и талантливости ребенка, впоследствии от этого будет зависеть самооценка ребенком собственных возможностей, его активное или пассивное отношение к своему таланту.
2. Методики
Тест-анкета (Ф. Тайл и Л. Беккер). Для родителей и педагогов
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПРОЯВЛЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА (СИЗАНОВ А. Н.)
1.
МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ (ЛОСЕВА А. А.)
1.
Методика Комаровой Т. С.
1.
1. Программа работы с одаренными детьми.
В программе основным направлением является - развитие возможностей для развития и образования одаренных детей дошкольного возраста с учетом их индивидуальности. Программа позволит, развивать способности одарённых детей, осуществляя личностно-ориентированный подход.
Одаренность детей является одной из важных проблем общества в настоящее время. Значимость одного вопроса заключается не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания и разрабатывать на их основе, новые необходимые для жизни общества. Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, младших школьников и подростков весьма отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Работа с данной категорией детей закреплена нормативно – правовыми документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012г. ;
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (приказ МО и Н РФ от 17.10.2013г.);
- «Порядок организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» (приказ МО и Н РФ от 30.08.2013 № 1014);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 (Санитарно – эпидемиологическое требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» и Санитарно – эпидемиологические правила СП 3.1.2.4.3595 – 29013г.) «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержания и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежы в условиях распространения новой коронавирсной инфекции (COVID – 19).
Государственная система работы с одаренными детьми включает несколько уровней. Основой этой системы является детски сад и школа. Эти учреждения охватывают наиболее широкий круг детей. На уровне детского сада необходимым условием является наличие навыков распознавания одаренности своих воспитанников, создание для них оптимальных условий в плане развития, учебы и отношений со сверстниками. Следует помнить: как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить.
Основой одного из подходов к организации образовательной работы с умственно одаренными дошкольниками является концепция развития способностей, разработанная авторским коллективом под руководством Л. А. Венгера. Данный подход был реализован в образовательной программе «Одаренный ребенок» (1995 г.). Цель программы «Одаренный ребенок» - создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в Российской Федерации. Эта программа направлена на развитие у детей трех основных блоков структуры одаренности : познавательной активности умственных способностей, детских видов деятельности. Так же была разработана система выявления одаренных детей, которая включает в себя:
- наблюдение за детьми (прежде всего в детских видах деятельности);
- анкетирование родителей воспитанников;
- групповое обследование детей с помощью стандартизованных на отечественной выборке методик; индивидуальное обследование детей с помощью апробированных методик, направленное на выявление способностей детей в сферах образного мышления, логического мышления, воображения и познавательной активности дошкольников.
Работа с родителями:
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.
Развивающая среда.
Понятие предметно-игровая среда рассматривается как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность. Предметная среда выполняет ответную функцию – она побуждает к игре, формирует воображение.
Развитие творчества ребенка дошкольного возраста во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в ДОУ. Предметно развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
Условия формирования среды:
- система предметной среды должна учитывать возрастные интересы развития детской деятельности (создавать условия для полноценного развития ведущих видов деятельности, но при этом учитывать особенности развития других её видов);
- соответствие предметной среды возможностям ребёнка, т. е. создание через предметную среду зоны ближайшего психического развития;
- соответствие среды структуре когнитивной сферы ребёнка, т. е. содержать, как консервативные компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию;
- предметная среда, в которой действует ребёнок, должна быть для него неисчерпаема, информативна, удовлетворять потребности ребёнка в новизне, преобразовании и самоутверждении.
Пути и варианты развития художественного творчества
Одаренность определяет только возможность достижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки.
Гениальность – это высшая степень одаренности. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры.
Таким образом, творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Дошкольный возраст – это тот период, когда художественное творчество может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т. е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.
Диагностика творческих способностей дошкольников
Целью диагностики является установить, какой вид деятельности больше всего подходит ребенку и насколько у него развито воображение. Это можно сделать с помощью психологов, которые проводят специальные тесты, и по результатам подбирают игры на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. Также можно определить возможности ребенка и самостоятельно, предлагая ему разные виды деятельности, и наблюдая, что вызывает наиболее острый интерес. Определить, насколько развито воображение тоже можно по поведению в игре. О высоком уровне свидетельствует умение оперировать придуманными образами, составлять из них целостные картинки или сюжеты. Но, независимо от изначального уровня, воображение тренируется так же, как и мышцы тела - с помощью регулярных упражнений. Музыкальные способности дошкольников тоже можно, и нужно развивать, независимо от изначальных способностей.
Развитие художественно творческих способностей дошкольников
По исследованиям психологов считается, что к трем годам способности к изобразительному искусству у всех детей находятся примерно на одном уровне. Поэтому, ожидать от ребенка проявления особого таланта и только после этого его развивать не стоит. Развить художественные способности можно у каждого ребенка, соблюдая несколько простых условий. Действовать нужно поэтапно: в начале заинтересовать ребенка рисованием, потом поддержать в нем интерес к передаче придуманных образов, и только тогда, когда станет ясно, что ребенок готов к более углубленному изучению, начинать преподавать азы изобразительного искусства. И, конечно же, не забывайте хвалить и поощрять деятельность малыша.
Портрет одаренного ребенка :
-Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы;
- Предлагает много идей, решение задач, ответов на вопросы;
- Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его;
- Склонен к рискованным действиям;
- Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов, систем;
- Обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешным;
- Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей;
- Не комформист, не приспособленец, не боится отличаться от других.
- Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения;
- Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов
4. Заключение
Способности в отличие от задатков – приобретенное качество. Именно в годы детства (в отличие от зрелости) внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности, в т. ч. одаренность, не получающие постоянного подтверждения могут стереться со временем: если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то реализуется лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга
Способность существует только в развитии, развитие это осуществляется в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. За 7 лет дошкольного детства происходит бурное физиологическое и психическое развитие ребенка, здесь же проявляются его первые склонности и способности, в том числе и творческие, которые следует вовремя заметить.
Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте. если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка.
Список литературы:
1. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».-М. : ИД «Цветной мир», 2011.-144с., переиздание дораб. и доп.
2. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. - М. : Издательский дом «Цветной мир», 2010.-144с.
3. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет : диагностика, система занятий/ авт. -сост. С. Г. Королёва. -Волгоград: Учитель, 2010.-114с.
4. Штанько И. В. Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход: Методическое пособие. -М. : ТЦ Сфера, 2007.-144с. -(Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
5. Детская одаренность : развитие средствами искусства. Савенков А. И. - М. : Педагогическое общество России, 1999. - 220 с.
6. Одаренный ребенок дома и в школе. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004.- 272 с. (Серия «Психология детства : Практикум»)
7. Организация работы ДОО с талантливыми дошкольниками/ авт. -сост. Ю. А Афонькина., О. В. Филатова. Учитель, 2016 – 95с.
8. Рисуем без кисточки. А. А. Фатеева Академия развития 2006
9. Яркие ладошки. Н. В. Дубровская «Детство-пресс» 2004
10. Рисунки, спрятанные в пальчиках. Н. В. Дубровская «Детство-пресс» 2003
11. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин Москва 2007
12. Нетрадиционные техники рисования. Г. Н. Давыдова, 2003 г.
13. Алексеева Н. В. Развитие одаренных детей : программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение Волгоград : Учитель, 2012.