Анна Соболева
Выступление на родительском собрании в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Готовность детей к школе это не только набор определенных умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребенка к 6-7 годам.
Готовность к школе включает в себя несколько компонентов:
1. Психологическая готовность (интеллектуальная, мотивационная,эмоционально-волевая, коммуникативная)
2. Физическая готовность (возраст, здоровье, моторика рук, движения)
Публикация «Выступление на родительском собрании в подготовительной группе „Психологическая готовность ребенка к школьному обучению“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
3. Специальная готовность (грамматика, счет, учебные умения)
Подробнее хотелось бы рассказать о психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Психологическая готовность - необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников - один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это, прежде всего, залог быстрой и безболезненной адаптации в начале учебного года, и успешного усвоения школьного материала.
Психологическая готовность включает в себя следующие компоненты:
Интеллектуальная готовность:
ориентировка ребенка в окружающем;
запас знаний, усвоенных в системе;
развитие образных представлений;
развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой;
смысловое запоминание.
Мотивационная готовность: положительное отношение к школе, к учению, как к серьезной, сложной, но необходимой деятельности.
Показатели мотивационной готовности:
желание идти в школу;
правильные представления о школе;
желание узнавать новое, любознательность;
познавательная активность (любит книги, решать задачки, кроссворды и др.).
Эмоционально–волевая готовность к школьному обучению - способность ребенка адекватно переживать процесс переключения эмоций.
Эмоционально-волевая готовность-это:
способность управлять своими эмоциями и поведением;
отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи;
умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем;
стремление преодолевать трудности и достигать результата своей деятельности;
умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
умение ориентироваться на заданную систему требований.
Коммуникативная готовность-это:
умение строить свои отношения с различных позиций: взрослый-ребенок, ученик-учитель, партнер-партнер;
умеет строить отношения со сверстниками в совместной деятельности, взаимодействовать, оказывать помощь, поддержку, руководить.
быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам;
общение со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения;
доброжелательность и отсутствие агрессивности.
Важное значение имеет и возраст поступления в школу - в настоящее время в 1 класс поступают дети, достигшие 6 лет и 6 месяцев. Главное отличие – у шестилетнего ребенка переход от игровой деятельности к учебной идет медленнее.
Как подготовить ребенка к школе?
Многие считают, что если ребенок посещает детский сад, значит, подготовку к школе полностью обеспечивают сотрудники дошкольного учреждения. Действительно, специально-организованные занятия помогают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной. Ребенку требуется постоянное закрепление знаний: открытия, сделанные дома, он должен проверить и закрепить в детском саду. И наоборот, знаниями, полученными в детском саду, ему нужно поделиться с домашними.
Адекватное отношение к своим «пробам и ошибкам», активность в обучении он проявляет в том случае, если взрослый с первых дней сумеет стать для него помощником, наставником, а не контролером и цензором. Критика и раздражение взрослого мешают обучению, дети начинают бояться задавать вопросы. У них может появиться «комплекс неудачника». Создать позитивную установку в обучении можно, если будут учитываться следующие правила:
Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.
Обучение требует систематичности: 15-20 минут каждый день дадут больший результат, чем час-два в выходные дни.
Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», то есть нельзя сразу научить ребенка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие занятия, умения уже усвоены. Если ребенок отвечает неуверенно то вернитесь к простым занятиям.
Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребенка словами: «Если бы ты сделал так (показ, объяснение, то было бы еще лучше».
Играйте с ребенком не только в специально выбранное время. Это можно делать во время приготовления ужина на кухне («Чего не стало?», «то изменилось?», «Найди лишнее», по дороге в детский сад, в машине, в автобусе («Слова-города», и др.)
Что необходимо знать родителям.
1. Требования школы, в которую собираетесь поступать.
2. Заранее получить информацию об интеллектуальных возможностях ребенка (результаты диагностик).
3. Формировать у ребенка положительное отношение к школе (использовать дни открытых дверей, собственный опыт, игры, беседы о школе).
3. Формировать желание учиться (проводить экскурсии, совместное чтение, использовать положительный пример ребенка-школьника).
4. Соблюдать режим дня.
5. Наличие домашних посильных обязанностей у ребенка.
6. Иметь четкую систему требований (поощрений и наказаний).
7. Уделять внимание разностороннему развитию ребенка.
Дети эмоционально-отзывчивы, поэтому если Вам не хочется играть в какую-то игру или Вы плохо себя чувствуете, то лучше отложите занятие. С плохим настроением, через силу, не играйте с ребенком. Пользы от это не принесет. Игровое общение должно быть интересным и для него, и для Вас. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.
Итак, успехов Вам и больше веры в себя и в возможности своего ребенка!