Татьяна Ляпустина
Программа просвещения родителей детей раннего и дошкольного возрастов, посещающих ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность родительского просвещения в современных условиях подчеркивается в Концепции государственной семейной политики Российской Федерации до 2025 года, где в качестве приоритетов государственной семейной политики определены утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно - нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи. В проведении государственной семейной политики предусматривается активное участие семьи в своем жизнеобеспечении, обучении и воспитании детей, охране здоровья ее членов, обеспечении заботы о пожилых и нетрудоспособных членах семьи и создании условий для их долголетия.
Публикация «Программа просвещения родителей детей раннего и дошкольного возрастов, посещающих ДОУ» размещена в разделах
Качество обучения и воспитания в семье, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования.
1.3. Цели и задачи программы
Цель: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, развития и воспитания.
Задачи:
- организовать психолого – педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья, образования, развития и воспитания детей;
- способствовать развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
- организовать конструктивное взаимодействие в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) для решения образовательных задач;
- создать условия для вовлечения родителей (законных представителей) в воспитательно - образовательный процесс.
1.4 Основные принципы программы:
- принцип гуманизации (взаимодействие с семьей осуществляется на основе ценностного и личностного ориентированного отношения к семье, опоры на положительный опыт семейного воспитания, учитываются особые потребности каждого конкретного ребенка и его семьи);
- принцип модульности (процесс обучения реализуется через тематические модули, раскрывающие психолого-педагогические особенности обучения и воспитания ребенка);
- принцип комплексности (ориентирован на взаимодействие специалистов образовательной организации (учитель - дефектолог, учитель - логопед, педагог – психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели, родителей (законных представителей) в вопросах повышения психолого-педагогической
компетентности родителей);
- принцип открытости и доверия (создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива ДОО разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь, предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду);
- принцип интерактивности и динамичности (реализуется через продуктивное взаимодействие и сотрудничество всех субъектов на различных этапах совместной деятельности, осуществляется в режиме развития, а также быстром реагировании на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы);
- принцип систематичности и последовательности (взаимодействие с семьей требует системного подхода к теоретико-практическому изучению основ психолого-педагогических знаний);
- принцип согласованного взаимодействия (возможность высказывать друг другу свои мнения о тех или иных проблемах воспитания с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи, общение «на равных»).
Раздел 1. Родительство, как особый феномен в жизни человека.
Родительство – сложный социальный институт, базирующийся на проявлении родительских чувств, любви и привязанности к детям, определяющий выполнение специфических социальных ролей матери и отца, основанных на фундаменте культурных ценностей и традиций как общества в целом, так и конкретной семьи и проявляющийся в реальном поведении, отношении родителей к детям в стиле воспитания.
Ответственное родительство – выполнение родителями своих обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, сохранению здоровья ребенка, исходя из его законных интересов и потребностей, создание условий, в которых ребенок может в полной мере развиваться.
Компетентность родителя – способность родителя решать вариативные задачи воспитания, развития, обучения ребенка, опираясь на знания об особенностях его развития, потребностях и возможностях, интересах и способностях ребенка.
Формы взаимодействия с родителями в направлении развития их родительской компетентности
Мероприятия
«Роль отца в воспитании ребенка», «Мамины заботы», «Что родитель хочет знать о дошкольнике, но стесняется спросить», «Секреты воспитания мальчиков и девочек», «Этот загадочный ранний возраст» и другие.
Вторая группа направлена на наращивание и обогащение опыта родителей в вопросах общения и взаимодействия с ребенком. Для решения данной задачи подойдут такие формы как: мастер-классы, практикумы и тренинги для родителей, конкурсы, деловые игры, решение педагогических кейсов.
Мероприятия
«Учимся договариваться с ребенком», «Пять секретов самой замечательной прогулки с ребенком», «Как незаметно победить капризы ребенка».
С ответственным родительством связывают проявление терпения и уважительного отношения к ребенку, обеспечивающее развитие у него адекватной самооценки, самоуважения, чувство достоинства, уверенности и самостоятельности.
Выделяют природную и социальную составляющие родительской компетентности. Природная компетентность «разворачивается естественным образом как генетическая программа продолжения рода и связана с такими понятиями как природная чувствительность (способность чувствовать другого, как самого себя, эмоциональная отзывчивость, уникальность, целесообразность, целостность».
Раздел 2. Особенности, формы и методы просвещения родителей в ДОО.
Направления деятельности педагогов реализуются в разных формах (групповых, подгрупповых и индивидуальных) посредством различных методов, приемов и способов взаимодействия с родителями (законными представителями):
1) диагностико - аналитическое направление реализуется через опросы, анкетирование, индивидуальные блокноты, «почтовый ящик», участие в педагогических советах, педагогические беседы с родителями (законными представителями); дни (недели) открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей, тренинги, самообразование, семинары, творческие группы;
2) просветительское и консультационное направления реализуются через групповые родительские собрания, консультации, конференции, круглые столы, семинары - практикумы, тренинги и ролевые игры, консультации, педагогические гостиные, родительские клубы и другое; оформление информационных проспектов, стендов, ширм, папок - передвижек для родителей (законных представителей); ведение сайта МКДОУ и социальных; оформление фото-выставок, выставок детских работ, совместных работ родителей (законных представителей) и детей.
3) досуговое направление: совместные праздники, досуги и вечера, спортивные развлечения и Дни здоровья; тематические мероприятия; социальные акции; экологические субботники; выпуски стенгазет о взаимодействия педагогов и родителей в воспитании детей; творческие конкурсы; экскурсии; оформление альбомов для уголков уединения.
Незаменимой формой установления доверительного делового контакта между семьей и МКДОУ является диалог педагога и родителей (законных представителей). В диалоге проходит просвещение родителей (законных представителей, их консультирование по вопросам выбора оптимального образовательного маршрута для конкретного ребёнка, а также согласование совместных действий, которые могут быть предприняты со стороны МКДОУ и семьи для разрешения возможных проблем и трудностей ребёнка в освоении образовательной программы.
Технологии
- технологии раннего вмешательства, направленные на раннее предотвращение неблагополучия как в контексте развития ребенка, так и в семейном контексте;
- технологии мотивирования, использующие различные модели интервьюирования, направленные на формирование готовности и мотивации к изменениям поведения, участию в программах помощи;
- технологии, ориентированные на работу с семьей, которые предполагают различные тренинги родительской компетентности и семейных навыков, семейное консультирование, а также программы по созданию семейных групп взаимопомощи;
- технологии информирования, т. е. просвещения через использование таких форм как лекции, семинары, консультации, беседы, распространение специальной литературы и видеоматериалы;
- технологии, основанные на использовании методов активного социального обучения, целью которых является формирование социально важных навыков;
- технологии создания групп социальной поддержки, направленные на формирование групп само - и взаимопомощи среди родителей.
Раздел 3. Просвещение родителей по вопросам здоровья, обучения, воспитания и развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста.
Основные понятия Здоровье – состояние полного физического, душевного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ1).
Сопротивляемость организма (резистентность) – устойчивость организма к воздействию различных повреждающих факторов. Функциональные нарушения (расстройства) – нарушения физиологических функций отдельных органов и целых функциональных систем (нервной, пищеварительной, сердечно-сосудистой и других систем). Группа здоровья – термин, который используется для ориентировочной оценки здоровья детей и подростков. Это обобщенная характеристика состояния здоровья, физического и психического развития, состояния иммунной системы ребенка по результатам профилактического осмотра при проведении комплексной оценки состояния здоровья для определения индивидуальной динамики состояния здоровья ребенка, определения его нуждаемости в контроле за состоянием здоровья, определения и сравнения состояния здоровья детей организованных коллективов.
Темы родительских собраний: «Как сохранить здоровье ребенка?», «Адаптация к ДОО и здоровье ребенка», «Пути формирования у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни». – дискуссия на тему «Какого ребенка можно считать здоровым?»; – электронные книги для родителей: «В детский сад пойду без слез!»; – выставка совместных рисунков: «Мы спортивная семья»; – консультация: «Двигательная активность – сохранение здоровья»; – совместная спортивно-интеллектуальная игра: «Форт Боярд»;– проект: «Давайте познакомимся»; – видеоролики «Здоровая семья»; – тематические маршруты здоровья в соответствии с сезоном; – буклет; – памятки.
Физическое воспитание, которому в детском саду уделяется особое внимание, направлено на охрану жизни и укрепление здоровья детей, своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, воспитание психофизических качеств (быстроты, выносливости, ловкости и др., приобщение к здоровому образу жизни, следование режиму дня. Основу режима составляет точно установленный распорядок сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, обязательных занятий, прогулок и самостоятельной деятельности детей.
При формировании режима необходимо руководствоваться следующими принципами:
– длительность бодрствования должна соответствовать пределу работоспособности нервной системы ребенка;
– суточная длительность сна и правильное распределение отрезков сна в течение суток должны обеспечить своевременный и полноценный отдых нервной системе;
– необходима правильная последовательность основных видов деятельности; – необходим правильный ритм питания;
– обеспечение правильной смены разных видов деятельности, учитывая выносливость нервной системы, не допуская переутомления от однообразных, длительных действий.
Существенным моментом является максимальное приближения режима жизни ребенка в семье к режиму детского сада. Важнейшую роль играют прогулки. Они проводятся в определенное время, их общая продолжительность составляет 4-5 часов. Решение задач физического воспитания невозможно без организации разнообразных форм двигательной деятельности детей: физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр, спортивных упражнений, туристских прогулок, физкультурных досугов и праздников и т. д.
Темы просвещения родителей – родительские собрания: «Значение режима для здоровья и развития ребенка», «Прогулка как средство укрепления здоровья дошкольника»; – мастер-классы: «Игры нескольких поколений», «Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста», «Школа мяча», «Мама, папа, занимайтесь со мной!»; – консультации: «Физкультурный уголок дома», «Как организовать прогулку на свежем воздухе», «Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях», «Зачем нужно закаливание?»; – дискуссия «Нужен ли режим, когда ребенок дома?», «Целебный сон, или еще раз про режим»; – деловая игра: «Когда пора менять режим», «Режим дня в детском саду и дома», «Выходной: развлекательный центр или прогулка в парк?», «Почему все знают, что вредно для здоровья, но не соблюдают требования?»; – маршрут выходного дня: «Прогулка в лес на лыжах», «Катание на коньках», «Скандинавская ходьба», «Бассейн», «Велопрогулка»; – фоторепортаж: «Мама, папа, я – спортивная семья»; – физкультурный досуг: «Мама, папа, я – физкультурная семья!»; – участие в городских спортивных мероприятиях; – буклеты; – памятки; – тематические аудиозаписи.
Основные понятия Безопасность – состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей, или отсутствие чрезмерной опасности. Опасные факторы – факторы, вызывающие травмы или резкое ухудшение здоровья. Факторы риска - факторы, провоцирующие или увеличивающие риск развития определенных заболеваний; некоторые факторы могут являться наследственными или приобретенными, но в любом случае их слияние проявляется при определенном воздействии. Потенциальная опасность проявляется при соблюдении трех условий: опасность реально существует; человек находится в зоне действия опасности; человек не имеет достаточных средств защиты.
Формы и темы просвещения родителей
– проведение игр-приключений; – проведение мастер-классов с привлеченными специалистами (оказание доврачебной медицинской помощи);
– организация тематических (выездных) экскурсий, круглых столов с обсуждением вопросов;
– педагогическая библиотека для родителей (просмотр видеофильмов); – изготовление макетов (например, «Дорожные знаки», игровых атрибутов для театрализаций;
– приглашение специалистов (например, сотрудников противопожарной службы) для обсуждения актуальных проблем безопасности; – осуществление совместных детско-родительских проектов (научноисследовательских и творческих);
– игры-тренинги с решением ситуационных задач по безопасному поведению;
– ориентирование на местности (например, в парке или во время турпохода);
– тематические наглядные материалы: «Азбука безопасности», «Умелый пешеход», «Умный дом», «Безопасный турпоход», «На улице будь в безопасности»;
– конкурсы рисунков, просветительских плакатов, агитационных листков по проблемам безопасности;
– КВН: «В гостях у профессора Безопаскина»;
– разработка памяток для родителей детей дошкольного возраста по различным видам безопасности;
– подбор коллекции музыкальных произведений по проблемам безопасности дошкольника в быту, социуме, на природе;
– подготовка списка детских литературных произведений из рекомендованных для чтения в основной общеобразовательной программе дошкольного образования, затрагивающих разные аспекты безопасности;
– подготовка копилок игр по тематике безопасности для выходных и летнего каникулярного периода, когда ребенок не посещает ДОО;
– индивидуальные и групповые консультации;
– электронно-образовательный журнал: «Безопасность детей»; – виртуальные экскурсии: «Уроки безопасности для детей и родителей».
Сбалансированное питание – питание, обеспечивающее человека оптимальными и сбалансированными между собой количествами пищевых веществ. Режим питания – качественная и количественная характеристика питания, включающая кратность, время приема пищи, распределение ее по калорийности и химическому составу. Незаменимые пищевые вещества – вещества, которые не синтезируются в организме или синтезируются в недостаточном количестве и должны поступать с пищей.
Темы просвещения родителей – родительское собрание: «Что необходимо для обеспечения ребенку рационального и сбалансированного питания»; – дискуссия: «Культура приема пищи: прихоть или необходимость?»; – устный педагогический журнал: «Правильное питание – залог здоровья»; – мастер-класс по приготовлению здоровой пищи: «А ну-ка, мамы!»; – обмен рецептами полезных блюд: «Сундучок бабушкиных рецептов»; – консультации: «Как приучить ребенка к полезным продуктам», «Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях», «Все о питании детей», «Правильное питание – залог здоровья», «Зачем нужно закаливание»; – досуг: «Сервируем стол вместе с детьми»; – мастер-классы повара с дегустацией блюд, которые полезны для детей, но очень редко входят в культуру питания семьи: «Необычные обычные блюда на детском столе»; – буклеты, памятки.
Раздел 4. Поддержка и просвещение родителей (законных представителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, в том числе детей инвалидов.
Семьи, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, сталкиваются со специфическими проблемами, испытывают затруднения в их разрешении: некомпетентность по вопросам обучения, воспитания и развития аномального ребенка, незнание родителями элементарных психолого-педагогических знаний для коррекционного обучения и воспитания ребенка в домашних условиях в доступном для него формате; искажение контактов с окружающим социумом и, как следствие, отсутствие поддержки со стороны социума и т. д. Всё это влияет на отношение родителей к своим детям (которое, как правило, ухудшается). Следовательно, им также, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка.
Педагоги и специалисты могут оказать неоценимую помощь родителям, как лучше чувствовать и понимать своего ребенка и как правильно строить взаимоотношения, уметь использовать необходимые средства и методики для познавательного развития дошкольника с ОВЗ.
Проблема психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающих ребенка с ОВЗ в настоящее время в разряде самых актуальных. Речь идет об умении родителями использовать полученные знания, самостоятельно их добывать, анализировать собственную воспитательную деятельность. Участие родителей в жизни своих детей поможет им увидеть многое и, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов дошкольного образования и родителей можно добиться высоких результатов. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи.
Согласно ФГОС ДО образовательная организация должна обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Профессиональная помощь родителям в воспитании детей должна быть практической и теоретической и осуществляться систематически. В этой связи одним из важных направлений в сопровождении семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, повышения уровня родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ возникла необходимость разработки и реализации программы.
Реализация программы направлена на создание позитивных детско-родительских отношений, ответственного родительства.
Программа направлена на обеспечение права семьи, на получение помощи в воспитании детей дошкольного возраста, на охрану и укрепление их физического и психического здоровья, на развитие их индивидуальных способностей и необходимую коррекцию нарушений развития, консультационно-методической поддержки в организации воспитания и обучения ребенка, его социализации и адаптации.
К Программе прилагается перспективный план работы с родителями, разрабатываемый ежегодно (на новый учебный год).
Раздел 5. Права родителей и государственная поддержка семей с детьми дошкольного возраста.
«Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) СК РФ Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей:
- родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей;
- родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей;
- родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
Права и обязанности родителей в Семейном кодексе
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/deti-i-roditeli-prava-i-obyazannosti-vsemeynom-kodekse/
Ст. 38 Конституции РФ устанавливает обязанность родителей заботиться о детях и воспитывать их - https://konstitutsiia.ru/38
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся - https://fzrf.su/zakon/obobrazovanii-273-fz/st-44.php
Ответственность родителей
Уголовный кодекс Российской Федерации статья 156 – неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/48132b89ef9920ae94d8d48c6 58ebf60d3c66ca9/
Права и обязанности детей
- Права несовершеннолетних детей зафиксированы в Главе 11 Семейного кодекса РФ:
Ст. 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье.
Ст. 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками.
Ст. 56. Право ребенка на защиту:
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/deti-i-roditeli-prava-i-obyazannosti-vsemeynom-kodekse/
- Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/;
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования - https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st-34.php
Статья 41. Охрана здоровья обучающихся - https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st-41.php
Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации - https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st42.php
Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся - https://fzrf.su/zakon/obobrazovanii-273-fz/st-43.php
– Декларация прав ребенка https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml;
– Конвенция ООН о правах ребенка
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml;
– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей - https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/decl_child90.shtml
Права, обязанности и ответственность педагогов
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»:
- Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации - https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273fz/st-47.php
- Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников -
https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st-48.php
Раздел 6. Часто встречающиеся вопросы родителей и типичные проблемные ситуации.
Типичные проблемные ситуации в детском саду:
1. Проблемы с аппетитом.
2. Частые простудные заболевания.
3. Не складываются отношения с воспитателями или одногруппниками.
4. Проблемы с питанием, сном, следованием режиму или просьбами взрослых.
5. Навыки самообслуживания.
6. Психологическая адаптация и трудности с самооценкой.
7. Контакт родителей с воспитателями группы.
Для решения этих проблем рекомендуется:
1. Создать в семье благоприятную и спокойную атмосферу.
2. Быть внимательным к чувствам и словам ребёнка.
3. Быть терпеливым, отвечая на вопросы ребёнка, не отстраняться от них.
4. Больше разговаривать и обсуждать вместе «дела», которые были у малыша в садике.
5. Постепенно расширять круг знакомых малыша.
6. Заниматься творчеством.
7. Обыгрывать проблемные ситуации в детском саду.
8. Хвалить ребёнка за его достижения.
Раздел 7. Пространство родительских инициатив.
Перспективный план работы МКДОУ детский сад № 25 по реализации мероприятий по родительскому просвещению