Алла
Программа профилактики жестокого обращения и насилия над детьми в семье и ДОУ «Жизнь без насилия»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Соблюдение прав и интересов детей;
2. Профилактика жестокости и насилия среди детей, в семье, в дошкольном учреждении;
3. Мобилизация потенциальных возможностей личности в соответствии с ее реальными притязаниями,
Задачи:
1. Способствовать созданию условий для воспитания личностной зрелости воспитанников, их самооценки и адекватного функционирования в среде;
2. Предотвратить факты жестокого обращения и насилия над детьми;
Публикация «Программа профилактики жестокого обращения и насилия над детьми в семье и ДОУ „Жизнь без насилия“» размещена в разделах
3. Оказать социальную, психологическую, педагогическую помощь и поддержку несовершеннолетним, попавшим в ситуацию жестокого обращения;
4. Оказать помощь родителям по формированию устойчивых взглядов на воспитание, отношение в семье, разрешение конфликтов.
5. Формировать негативное мнение у воспитанников и сотрудников ко всем формам жестокого обращения;
6. Создать информационное и методическое руководство для педагогов, родителей, по профилактике насилия и жестокого обращения;
7. Проводить работу по профилактике «эмоционального выгорания» педагогов, исключении разрушительных способов самоутверждения на зависимых воспитанников.
Целевая группа:
- дошкольники;
- родители;
- воспитатели.
Срок реализации программы - 2013-2016гг.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование негативного общественного мнения ко всем формам жестокого обращения.
2. Увеличение количества семей и детей, получивших достоверную информации о проблеме жестокости и насилия и путях ее преодоления.
3. Помочь родителям и детям лучше адаптироваться к социальным условиям;
4. Повышение собственной самооценки, стимулирование процесса развития и роста индивидуальности детей;
5. Улучшение здоровья и качества жизни, отношения с окружающими;
6. Воспитание у детей целеустремленности, чувства ответственности.
Содержание:
1. Пояснительная записка --- 4 - 6
2. Работа с детьми :
2.1 Диагностическая работа --- 7 - 8
2.2 Профилактическая работа --- 8 - 10
2.3 Коррекционная работа --- 10 - 11
3. План мероприятий --- 12 - 18
4. Список литературы--- 19
5. Приложение--- 20 - 37
Пояснительная записка.
Жестокое обращение с ребенком – это все формы или эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие, заботы, пренебрежение, торговля или другие формы способные привести или приводящие к фактическому ущербу ребенка, его выживания, развития или достоинства.
Подчеркивая актуальность изучения насилия и ненасилия, следует
отметить, что, к сожалению, антигуманные отношения, насилие над детьми, агрессия и жестокость сегодня достаточно широко представлены во многих сферах нашей жизни. Страшно, если они впоследствии ведут к совершению противоправных действий, к преступлениям, процент которых последние годы неизменно растет.
Особенно важной является проблема насилия и жестокости по отношению к детям. Насилие над ребенком наносит ему не только материальный ущерб или угрожает его физической жизни. Оно несет с собой тяжкие моральные и психологические проблемы: постоянная боязнь оказаться объектом насилия в сфере непосредственного социального окружения перерастает в сильное психологическое давление, которое ведет к стрессам, нервным срывам, снижению самооценки, становится дополнительным источником межличностных конфликтов и т. д.
Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.
Подобная ситуация в нашем обществе, конечно же, вытекает из ряда проблем – это и экономические, связанные с кризисом и неуверенности в завтрашнем дне, и социальные – в обществе утрачены основные общественно
значимые ценности, и психологические – воспитываемый многие годы инфантилизм, нежелание принимать жизненно важные решения, брать ответственность на себя, зависимость от других.
Насильственные действия могут проявляться в самых различных формах: от клички, оскорбительного взгляда до убийства. Они могут иметь вид физического, вербального, психического и социального насилия. Не все виды насилия уголовно наказуемы, в частности домашнее насилие. Такой вид насилия включает многие насильственные действия, в том числе
ограничения доступа к еде, одежде, учебе, социальным услугам; унижение достоинства; нарушение внутренней границы личностных переживаний; игнорирование потребностей и интересов ребенка и др.
Первым вопросом, связанным с оценкой социально-медицинских последствий жестокого обращения с детьми, является определение понятий, используемых в исследования по проблеме насилия. Наиболее постоянно употребляются следующие термины:
- пренебрежение, плохое обращение;
- жестокое физическое наказание, физическое насилие, издевательство;
- сексуальное злоупотребление.
Пренебрежение преимущественно понимается как отсутствие надлежащей родительской заботы или опеки, когда ребенок является нуждающимся, бездомным, живет в физически опасном окружении. В поведении родителей есть серьезные упущения в обеспечении витальных (жизненно необходимых) потребностей ребенка в пище, одежде, приюте, медицинском обслуживании и защите от опасных условий. По существу, речь идет о состояниях депривации. Наиболее близким к данному определению в социально - психологической литературе является термин «социальное сиротство», или лишение детей родительского попечения при живых родителях.
Физически жестокое обращение определяется как преднамеренное или осознанное применение жестоких телесных наказаний или причинение ребенку неоправданных страданий, например, нанесение ударов кулаком, ногой, колющих ударов, прижиганий.
Сексуальное злоупотребление понимается как использование ребенка для целей сексуального удовлетворения взрослого человека или лица, значительно более старшего, чем сама жертва. Насилие может совершаться в различных формах: развратные действия, половые сношения или попытки таковых, изнасилование, кровосмешение (инцест, демонстрация
порнографии, проституция малолетних. Определение сексуального насилия акцентирует внимание на отношении жертвы насилия к совершаемым действиям. Под сексуальным злоупотреблением понимается вовлечение функционально незрелых детей, которые они совершают, полностью их не понимая, на которые они не способны дать согласие или которые
нарушают табу социальных (семейных) ролей.
Второй вопрос, возникающий при анализе насилия к детям, связан с оценкой серьезности жестокого обращения и характера ближайших и отдаленных социально - медицинских последствий. С выраженностью последствий связывают такие факторы, как частота и продолжительность актов жестокости, их массивность, возраст ребенка, особенности
личности. Считается, что характеристика жестокого обращения должна включать :
- оценку совершаемых действий (физические, сексуальные, эмоциональ-ные);
- продолжительность их воздействия и особенности последствий (физические, эмоциональные, психологические).
К факторам риска жестокого обращения родителей с детьми, по мнению ряда исследователей, относятся:
- алкоголизм, признаки асоциальной личностной деформации и криминальность, психопатические черты в виде психической ригидности с аффективной возбудимостью;
- незрелость родителей и их изолированность, отсутствие социально-психологической поддержки со стороны прародителей;
- низкая самооценка у родителей, снижение толерантности к стрессам и личностные проблемы.
Работа должна включать в себя следующие виды деятельности: диагностика, профилактика, коррекция.
Диагностическая работа проводится в 3 этапа.
1 этап. На первом этапе из всех детей выделяются те, у кого есть различного рода проблемы в адаптации, а именно:
- трудности в обучении;
- неорганизованность;
- агрессия;
- неуравновешенность;
- неуверенность в себе;
- трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми;
- воровство и т. п.
Основным методом является экспертная оценка. В роли экспертов выступают воспитатели. Для проверки полученных данных и преодоления возможной объективности педагога рекомендуется воспользоваться методами:
• наблюдением за поведением детей во время занятий, игр, на прогулке,
• используя психодиагностические методики по оценке уровня дезадаптированности (например, модифицированным вариантом теста
«Диагностика межличностных отношений в группе», активными рисуночными методиками и пр.).
2 этап. Выявление родителей, нарушающих права детей, то есть применяющих к ним физическое или психическое насилие. С этой целью проводится:
• диагностика агрессивности родителей детей, имеющих трудности в адаптации, а также выявляются методы воспитательного воздействия, которые применяют родители этих детей.
• Диагностика поведения детей в коллективе и социальные взаимосвязи.
С помощью метода опроса из родителей детей, имеющих трудности в адаптации, выделяются те, кто нарушает права своих детей. На этом этапе применяются анкетирование и опросник Басса-Дарки. Анкета содержит вопросы относительно частоты применения личных воспитательных мер
к ребенку. Опросник Басса-Дарки используется для уточнения данных анкетирования, а именно - выявления тех родителей, у которых выраженная физическая агрессия, вербальная агрессия, раздражительность.
По результатам этого этапа диагностики выделяются те семьи, в которых нарушаются права ребенка. Это те семьи, в которых хотя бы один из родителей или использует физические наказания, или имеет высокий балл по одной из шкал опросника Басса-Дарки.
Методикой выявления взаимоотношений в детском коллективе служит «Социометрия», которая позволяет выявить не только социальные связи детей, но и сформированные в группе группировки.
3 этап. Диагностика особенностей семейного воспитания, особенностей отношений между родителями в тех семьях, в которых заметны нарушения поведения детей (агрессор или аутсайдер).
Целью этого этапа является анализ тех родительских установок реакций, а также психологических проблем родителей, которые ведут к нарушению прав ребенка в семье.
Для выявления особенностей семейного воспитания и особенностей отношений между родителями в семьях мы предлагаем использовать методику измерения родительских установок и реакций (РАRY) и опросник эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия.
Для получения дополнительной информации об особенностях эмоционального контакта родителей с ребенком используется опросник детско-родительского взаимодействия.
Профилактическая работа системы профилактики жестокого обращения в отношении детей основывается на семейно-центрированном подходе, предполагающем ориентацию на внутренние ресурсы семьи и направлена на формирование у населения семейных ценностей и социальной активности в отношении поддержания психосоциального благополучия семьи и в первую очередь детей. В этой связи, ключевым элементом планирования действий по преодолению жестокого обращения должен стать комплекс эффективных и всесторонних первичных, вторичных и третичных профилактических мер, центрированных на ребенке и ориентированных на семью, который основывается на межведомственном сотрудничестве и координации с обязательным участием органов управления и учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты, правоохранительных органов и органов правосудия, а также органов, отвечающих за бюджет и финансирование этой деятельности.
Приоритетным направлением деятельности по защите детей от жестокого обращения является первичная профилактика – предупреждение возникновения факторов риска проявления жестокого обращения, выявление и коррекция проблем в семейных отношениях на ранней стадии, обеспечение условий для эффективного выполнения функций семьей (репродуктивной, педагогической, функции социализации и т. д.).
Выявление детей, имеющих те или иные психологические проблемы. Практика, а также многочисленные исследования показывать, что те дети, права которых в семье нарушаются, обычно имеют те или иные трудности в адаптации: трудности в обучении, агрессия, трудности взаимодействии со сверстниками и взрослыми и т. д. Вторичная профилактика включает в себя создание инструмента выявления и передачи сигнала о случае жестокого обращения для реагирования на случай.
В общем плане можно выделить несколько основных этапов организации выявления случая жестокого обращения и планирования помощи
пострадавшему ребенку.
Первый этап: прием информации
Собирать информацию о жестоком обращении с ребенком, которая может поступать из самых разных источников – соседи, друзья, прохожие, поликлиники, полиции, органов социальной защиты, граждан
и т. д. с целью организации раннего выявления случаев жестокого
обращения. Проведение информационной и образовательной работы с гражданами и специалистами, разъяснение им признаков жестокого обращения с детьми или пренебрежения их нуждами, порядка действий в случае обнаружения таких признаков. О нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.
Второй этап: расследование сигнала о случае жесткого обращения
на этом этапе необходимо проведение предварительной оценки выявленного случая жестокого обращения, социально-психологическая диагностика ситуации семьи, проведение первичного интервью с детьми и родителями.
После получения информации (сигнала) необходимо проведение
проверки, целью которой является определить: а) имел ли место случай
жестокого обращения, и б) безопасно ли ребенку оставаться в семье.
такую проверку могут проводить специалисты уполномоченных социальных учреждений, с представлением информации по результатам проверки
в орган опеки и попечительства (или в комиссию по делам несовершенно-
летних и защите их прав).
Третий этап: оценка безопасности ребенка. Своевременная и адекватная оценка безопасности и риска приобретает особое значение в ситуациях, когда ребенок подвергается физическому (сексуальному) насилию или находится в условиях отсутствия заботы и пренебрежения нуждами, так как при этих видах жестокого обращения ребенок может серьезно пострадать или погибнуть. Актуальное состояние ребенка оценивается по состоянию его физического здоровья, эмоциональному состоянию, опасности ближайшего социального окружения и наличию высокого риска для его безопасности, жизни и здоровья в случае оставления без помощи.
Четвертый этап: организация защиты ребенка, пострадавшего от
жестокого обращения
Каждая информация о случае жестокого обращения оценивается на предмет риска и безопасности для ребенка, а факт жестокого обращения расследуется.
После оценки риска принимается решение, остается ли ребенок дома; необходима ли выработка срочного плана безопасности для снижения риска, если он оценивается как высокий, или ребенка необходимо изъять из семьи и поместить в соответствующее учреждение, во временную семью или к родственникам, способным обеспечить безопасность и заботиться о ребенке.
Пятый этап: мониторинг динамики семейной ситуации
Необходимо отслеживать динамику работы с семьей, что позволяет не работать впустую, когда принятые меры не достигают намеченной цели, и вовремя корректировать план.
Шестой этап: завершение помощи
По итогам проведенных реабилитационных мероприятий необходимо осуществление профессионального мониторинга состояния семьи и
ребенка. Задачей мониторинга является получение информации о решении поставленных реабилитационных задач, необходимости корректировки плана реабилитации семьи и ребенка, продолжении и перспективах реабилитационной работы с семьей.
Третичная профилактика
Инфраструктура услуг по реабилитации пострадавших, а также
совершивших жестокое обращение, предполагает создание условий для
проведения социально-психологической реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств, а также расширение сети служб по оказанию социальных услуг по предоставлению временного приюта женщинам с детьми, пострадавшим от жестокого обращения.
Коррекционная работа по защите детей от жестокого обращения
Работа по диагностике и профилактике поведения, ведущего к нарушению прав ребенка в семье, в школьном коллективе закономерно должна включать в себя и коррекционный блок.
В наиболее развернутой форме коррекционные задачи включают в себя:
• коррекционные занятия с детьми, испытывающими трудности в адаптации к детскому саду;
• коррекционные занятия с воспитателями с целью оптимизации стиля общения с детьми;
• коррекционные занятия с родителями с целью преодоления трудностей семейного воспитания и изменения установок по отношению к ребенку.
Коррекционная работа с родителями в целом может вестись в следующих
формах:
1) в форме групповых дискуссий по темам уже проведенных информационных бесед (в качестве ведущих подобного рода групповых обсуждений проблем семейного воспитания выступает воспитатель образовательного учреждения);
2) в форме анализа конкретной проблемной ситуации (ведущие — воспитатель и психолог);
3) в форме тренинговых занятий, включающих в себя элементы тренинга коммуникативной компетентности, ролевой идентификации, личностного роста (ведущий — методист, воспитатель).
Для выявления этих особенностей используются методики определение типа темперамента, определение самоотношения (Столин В. В., Пантелеев С. Р., диагностика коммуникативных способностей.