Оксана Князева
Конспект детско-родительского мероприятия «Согласие да лад — в семье клад»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка сценария детско – родительского мероприятия
Конспект детско – родительского мероприятия
«Согласие да лад – в семье клад».
Цель: способствовать созданию в семье условий для познавательно – речевого и личностного развития детей 3 – 4 лет.
Задачи:
- обеспечить взаимодействие специалистов ДОУ с родителями воспитанников в вопросах развития детей 3 – 4 лет;
- повысить педагогическую компетентность и уровень психологического просвещения родителей в вопросах познавательно – речевого и личностного развития детей, создание условий для оптимизации внутрисемейного общения;
- обучить родителей организации и проведению тактильно – речевых игр с детьми в домашних условиях.
Участники: учитель – логопед, педагог – психолог, родители воспитанников младшей группы, дети 3 – 4 лет.
Ход занятия:
Психолог. Добрый день, уважаемые родители! Мы рады приветствовать всех вас. Сегодня мы расскажем, как использовать тактильно – речевые игры для снятия эмоционального напряжения у детей. А начнём мы с выполнения упражнения «Поменяемся местами».
Упражнение «Поменяемся местами».
Цель: выявление степени информированности участников по теме, настрой на совместную работу.
Психолог. Это упражнение поможет нам больше узнать друг о друге, настроиться на совместную работу.
Встанем в круг. Я произнесу фразу, например: «Поменяйтесь местами те, кто любит играть со своим ребёнком». Те, о ком эта фраза, должны поменяться местами друг с другом.
Фразы: «…кто обнимает своего ребёнка больше четырёх раз в день», «…кто знает мирилки и использует их после ссор с ребёнком», «…кто использует при общении с ребёнком пословицы и поговорки, считалки, песни, которые слышал в детстве от своих родителей, бабушек», «…кто хочет, чтобы их ребёнок был счастливым».
Психолог. Я надеюсь, что это упражнение вызвало у вас приятные воспоминания о минутах общения с вашими детьми. А сейчас я расскажу вам об особенностях эмоционального развития и поведения детей трёх-четырёх лет.
Беседа «Особенности развития ребёнка 3 -4 лет. Роль взрослого в снятии эмоционального напряжения у ребёнка».
Психолог. Этот возрастной период связан с интенсивным физическим развитием детского организма, а также с бурным развитием чувств и эмоций. Эмоции детей очень яркие и многообразные. Они быстро возникают и угасают. Ребёнок пока не умеет управлять своими эмоциями.
Эмоциональное состояние маленького ребёнка проявляется в его поведении. Если ребёнок чувствует себя хорошо, радостно, весело и спокоййно, то он будет с удовольствием бегать, прыгать, играть, рисовать, общаться с окружающими. Если ребёнок чувствует себя плохо, он сердит, огорчён, обижен, напуган или испытывает физический дискомфорт, он будет капризничать, кричать, разбрасывать игрушки, драться, кусаться или просто не откликаться на ваши просьбы. Такие негативные поведенческие реакции – это сигнал взрослому, что ребёнок испытывает эмоциональное напряжение и ему необходима ваша помощь.
Как правило, плохое поведение ребёнка вызывает у нас раздражение, злость, недовольство, обиду. Важно помнить, что при этом вы сами должны быть спокойны и доброжелательны. Научиться держать себя в руках, управлять своим поведением и речью вы сможете с помощью приёмов, описанных в буклете «Спокойствие! Только спокойствие!». (Приложение 1)
Снять эмоциональное напряжение у ребёнка поможет не наказание, не порицание и не поучительная беседа, а ваше родительское внимание, утешение, доброе слово и ласковые прикосновения. Для этого может прекрасно подойти игра.
Диалог на тему «Использование тактильно – речевых игр как средства снятия эмоционального напряжения у ребёнка, профилактики негативных проявлений в его поведении».
Логопед. Игра является ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста, она эмоционально насыщена, привлекательна и интересна для них. Игра также является одним из способов снятия эмоционального напряжения у ребёнка.
С этой целью мы предлагаем вам использовать тактильно – речевые игры. Разберёмся почему? Название таких игр состоит из двух слов: «тактильные» и «речевые». Что предполагают тактильные игры? (Тактильные игры предполагают действия, движения, прикосновения участников). Чем сопровождаются интерактивные игры? (Речевые игры сопровождаются текстом, песней или стихотворением.)
Вы правы. Я предлагаю посмотреть видеозапись тактильно – речевой игры с детьми «Ничевоки». В ее основе лежит текст стихотворения современного детского автора Н. Пикулевой (Приложение 2, который сопровождается хлопками в ладоши и шлепками по телу.
Просмотр видеозаписи.
Логопед. А теперь поразмышляем. Как вы думаете, для чего в этой игре нужен текст стихотворения, для чего – хлопки и шлепки?
Участники дают ответы.
Логопед. Подведём итоги диалога. Играя в тактильно – речевые игры, ребёнок лучше запоминает текст, как бы почувствовав его через движения, их ритм. Согласованные движения тела, пальцев рук и органов речи способствуют формированию правильного произношения, помогают избавиться от монотонности речи, стимулируют развитие пространственного мышления, внимания, воображения, способствуют общему радостному настроению, появлению чувства удовольствия. Эмоционально сближают играющих, а значит, снижают эмоциональное напряжение.
Поучимся играть в тактильно – речевые игры.
Обучение родителей использованию тактильно – речевых игр с целью снятия эмоционального напряжения у ребёнка.
Логопед. Начнём мы с игры «Лошадка».
Игра «Лошадка»
Цели: развитие правильного темпа и ритма развития речи, внимания, координации движений, памяти; укрепление мышц языка, отработка подъёма языка вверх и вибрации губ, развитие силы выдоха; эмоциональное сближение играющих.
Логопед. В игре текст стихотворения будем сопровождать хлопками в ладоши и шлепками по коленям.
Я – лошадка Серый Бок!
(Хлопать один раз в свои ладоши перед собой, затем один раз по ладоням партнёра (2 раза)
Цок- цок- цок-цок.
(4 раза шлёпать ладошками по своим коленям)
Я копытцем постучу,
Цок- цок –цок- цок.
Если хочешь – прокачу!
Цок – цок- цок- цок.
(Повтор движений)
Логопед. После игры сразу выполните упражнение для языка «Лошадка»: улыбнитесь, приоткройте рот, пощёлкайте медленно кончиком языка. Следите, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык. Одновременно с пощёлкиванием языком выполняйте шлепки ладонями о колени. Остановите лошадь: сомкните губы м сильно подуйте через них – «Тпру –у –у».
Игровое упражнение с предметами.
Цели: развитие слухового восприятия, силы голоса, снятие эмоционального напряжения посредством чередования физического напряжения и расслабления, развитие самоконтроля.
Логопед. Выполним игровое упражнение с предметами, в основе которого лежит стихотворение О. Н. Громовой. Оно поможет привести ребёнка в состояние эмоционального комфорта посредством чередования физического напряжения и расслабления.
Логопед раздаёт участникам предметы: игрушку – пищалку, подушку, крышку от кастрюли и ложку, пластиковый стакан. Подходит к первому:
Тихо (называет имя, сиди,
Молча на меня гляди.
Попищи, мой милый,
(Попищи – ка, милая)
Не жалея силы!
Просит нажимать на игрушку – пищалку как можно сильнее.
Пищи сильней,
Чтобы было веселей!
Говорит тихо.
Тихо (называет имя, сиди,
Молча на меня гляди.
Ведущий по очереди подходит к другим участникам, проговаривая те же слова с изменениями в зависимости от действий с предметами: вместо «попищи» - «помни» (подушку, «постучи» (ложкой по крышке, «покричи» (в стакан).
Логопед. Найти описание этих игр и познакомиться со многими другими вы сможете в брошюре «Говорящие ладошки». Также в брошюре представлены произведения фольклора- мирилки и утешалки, которые не только отвлекут ребёнка от неприятных эмоций, но и будут полезны для его познавательного и речевого развития.
А сейчас давайте пригласим детей поиграть в интересные и познавательные игры.
Совместная игровая деятельность родителей с детьми.
Педагог –психолог заводи детей в зал. Дети подходят к своим родителям.
Логопед. Поиграем в игру «Голубки».
Игра «Голубки».
Цели: развитие правильного темпа и ритма речи, внимания, координации движений; эмоциональное сближение играющих.
Прилетели голубки
(Выполнять взмахи руками, как крыльями, согнув руки в локтях)
На зелёные лужки,
(Взяться за руки)
Они пили, они ели,
Возле берега сидели,
Напились в холодке,
(Хлопать один раз в свои ладоши перед собой, затем один раз - по ладоням партнёра) – 6 раз
Унеслись по реке.
(Махать руками, как крыльями)
Шу!
(С силой поднять руки вверх и делать вращательные движения над головой).
Логопед. А сейчас поиграем в игру «Кот и мыши», в основе которой лежит стихотворение О. Н. Громовой.
Цели: укрепление мышц пальцев и кистей рук, развитие координации движений, быстроты реакции; развитие речи, внимания, памяти, воображения ребёнка; эмоциональное сближение играющих.
Логопед. В этой игре родители будут водящими.
В старом доме с красной крышей
Жили – были кот и мыши.
(«Шагать» указательным и средним пальцами от локтевого сгиба до запястья водящего)
Только мыши зашуршат –
(Пощекотать указательным и средним пальцами ладонь водящего, одновременно произносить звук «ш –ш –ш»)
Васька кот их сразу – цап!
(Водящий на последнее слово быстро и сильно сжимает свои пальцы, поймав пальцы ребёнка)
Логопед. В завершение встанем в хороводную игру «По малину в сад пойдём».
Хороводная игра «По малину в сад пойдём» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной).
Цели: развитие выразительности речи, согласованности слов с движениями, усиление радостных переживаний, эмоциональный подъём.
Логопед. В хороводные игры можно играть как вдвоём, так и с большим количеством участников. Они вызывают радостные переживания и эмоциональный подъём.
1. По малину в сад пойдём,
В сад пойдём, в сад пойдём.
Плясовую заведём,
Заведём, заведём.
(Все идут по кругу, взявшись за руки, - водят хоровод)
Припев. Солнышко на дворе,
(Поднимают руки вверх)
А в саду тропинка,
(Опускают руки)
Сладкая ты моя
Ягода – малинка!
(Родители присаживаются, обнимают своих детей. Далее участники выполняют движения в соответствии с текстом).
Логопед. Вот как здорово и весело мы играем вместе!
Психолог. Мы подготовили для вас диски с записью песен и мелодий для проведения хороводных игр с ребёнком в семье. Помните, что движения и действия под музыку вы можете придумывать самостоятельно или вместе с ребёнком и использовать эти игры на семейных праздниках.
Ведущий приглашает детей к столу, на котором выложены деревянные бусы игры с прищепками, предлагает им поиграть.
В завершение нашей встречи я предлагаю выполнить заключительное упражнение – «Мишень».
Упражнение «Рефлексивная мишень».
Цель- анализ собственного самочувствия, вовлечённости в деятельность и содержания занятия участниками.
Психолог. Вспомните всё происходящее на занятии, свои внутренние ощущения. Оцените сегодняшнее занятие: сделайте три «выстрела» в мишень, поставив любую метку маркером в каждом из секторов.
Эмоциональное состояние (от 0 до 10)
Содержание материала (от 0 до 10)
Совместная деятельность (от 0 до 10)
Литература.
1. Алямовская В. Г., Петрова С. Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. – М. : Скрипторий 2000, 2002.
2. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. -М. :Гном, 2002.
3. Игры с детьми 3 -4 лет/ по ред. М. А. Араловой. –М. :ТЦ Сфера, 2008.
4. Корнеева Е. Н. Детские капризы. –Ярославль: Академия развития: Академия Ко: Академия Холдинг, 2000.
5. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. – Екатеринбург: Литур, 2001.
6. Петербургский научно – практический журнал «Дошкольная педагогика» №5, 2019г.