Наталия Дерюжинская
Программа профессионального саморазвития
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
В наше время, когда телевизионная и компьютерная техника продолжает бурно развиваться, проблема формирования у детей интереса к художественной литературе стала особенно актуальной. В современном мире книги уступают место телевизору, Интернету, компьютерным играм, мобильному телефону, рекламе. Мало внимания уделяется чтению книг из — за загруженности детей другими видами деятельности. В результате у детей стал пропадать интерес к книге. Не все дети хотят слушать художественные произведения. Большинство из них не помнят названия прочитанных книг, не могут назвать автора. А процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством.
Публикация «Программа профессионального саморазвития» размещена в разделах
Проблеме формирования у детей интереса к художественной литературе посвящено немало работ педагогов и психологов. Различные аспекты этой проблемы изучали Е. А. Флерина, М. М. Конина, Н. С. Карпинская, Н. А. Ветлугина, Е. И. Тихеева, Р. М. Жуковская. Их исследования помогают определить основные черты талантливого читателя. Это человек, который любит книгу, постоянно общается с ней. Подлинного читателя привлекают не только движение сюжета произведения, но и концепция, идея, заложенная в нём, авторское мироощущение и отношение к событиям, героям, их переживаниям, чувствам.
Как показал анализ психолого-педагогических трудов таких авторов, как Д. Б. Эльконин, А. К. Запорожец, Л. В. Обухова, дошкольный возраст является оптимальным периодом для развития основ творческого восприятия художественной литературы.
Говоря о задачах ознакомления детей с художественной литературой, Л. С. Выготский указывал, что они состоят не в том, чтобы изучать классическую литературу, её историю, а в том, чтобы «вообще открыть перед ребёнком мир словесного искусства». Это значит познакомить его с существованием этого искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека, приучить малыша к постоянному общению с ним (искусством, показать многообразие жанров художественной литературы, воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге.
С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя». Его мнение было таковым: «Истоки читательского таланта лежат в детстве. Книга учит вглядываться в человека и понимать его, воспитывать человечность в самом себе, тогда чтение становится источником духовного обогащения. Привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нём, развивать эстетическое восприятие литературы — вот в чём задача педагогов».
Цель: повышение уровня профессионализма и педагогического мастерства, качества воспитательно-образовательного процесса в направлении развития интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста
Задачи:
1. Повышение профессионального уровня педагогического мастерства.
2. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы и поиска информации в интернете.
3. Разработать перспективный план работы с детьми, родителями и педагогами ДОУ.
4. Создать в группе предметно-развивающую среду.
5. Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей.
6. Подготовить творческий отчет для педагогического совета и родительского собрания об итогах реализации работы.
Перечень вопросов по саморазвитию:
• изучение психолого-педагогической и методической литературы;
• разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
• исследовательская деятельность;
• анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
• продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
• планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
Предполагаемый результат:
Обогатить личный опыт по речевому развитию детей дошкольного возраста.
Способствовать приобщению к художественной литературе.
Этапы работы по данной теме
2017 – 2018 г. г.
1. Информационно – аналитический (подготовительный)
1. Анализ научно – методической литературы, постановка цели, подбор технологий
2. Разработать перспективное планирование работы по приобщению детей 4 – 5 лет к художественной литературе.
3. Составление картотеки игр, направленных на формирование интереса к книге.
4. Создание РППС: приобретение детских книг, создание в группе библиотеки, изготовление игр, пособий для развития у детей интереса к художественной литературе, изготовление атрибутов для игр инсценировок.
5. Изготовление стенда «Книга - наш друг помощник»
6. Разработка консультации для родителей «Роль книги в жизни ребенка»
7. Участие в конкурсе «Вместе с книгой я расту»
8. Разработка анкет для родителей
9. Разработка родительского собрания «Роль чтения художественной литературы для детей дошкольного возраста»
10. Разработка конспектов занятий по чтению художественной литературы.
11. Участие в конкурсах
12. Создание «Мини музея книги»
2. Основной этап
Работа с детьми
1. Проведение диагностики по выявлению интереса к чтению произведений
2. Опросы детей по теме. Экскурсия в библиотеку.
3. Беседы «О разнообразии жанров литературы», «О литературных произведениях»
4. Литературные развлечения «В стране сказок», «Книга - наш помощник и друг»
5. Игровая деятельность.
6. Дидактические игры: «Волк и семеро козлят», «Репка» Настольно печатные игры «Лиса заяц и петух», «Лисичка – сестричка и волк»
7. Игры-размышления: «Какой герой сказки?», «Какие поступки совершают персонажи произведений?»
8. Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Магазин книг»
9. Чтение стихов, пословиц, художественных произведений, сказок с обсуждением поведения героев.
10. Инсценирование сказок: «Колобок», «Теремок», «Рукавичка» и др.
11. Проведение диагностики по выявлению интереса к чтению художественной литературе
Работа с родителями
1. Анкетирование родителей
2. Оформление информационного материала для родителей
3. Памятка для родителей «Роль книги в воспитании ребенка»
4. Советы родителям по приобщению детей к чтению
5. Предложение родителям вместе с детьми нарисовать рисунок «Мой любимый герой из сказки»
6. Консультации для родителей:
«Роль книги в жизни ребенка»
«Воспитываем сказкой»
7. Родительское собрание «Роль чтения художественной литературы для детей дошкольного возраста»
8. Информационные стенды «Книга – наш друг и помощник»
9. Предложение родителям изготовить вместе с детьми «Книжки малышки»
10. Предложить родителям принять участие в изготовлении атрибутов для инсценирования литературных произведений.
11. Ознакомление с результатами диагностики
2018 – 2019 г. г.
1. Информационно – аналитический (подготовительный)
1. Анализ научно – методической литературы по теме
2. Разработать перспективное планирование работы по приобщению детей 5 – 6 лет к художественной литературе.
3. Виртуальная экскурсия по библиотеке с мышонком
4. Создание «Мини музея книги»
5. Оформление фотовыставки «Любимые книги наших родителей»
6. Разработка консультации для родителей «На сколько важно читать ребёнку»
7. Участие в профессиональных конкурсах
8. Разработка анкет для родителей
9. Разработка родительского собрания «Роль чтения художественной литературы для детей дошкольного возраста»
10. Разработка конспектов занятий по чтению художественной литературы для детей 5 – 6 лет
11. Участие в конкурсах
12. Разработка проекта «В мире древних книг»
2 Основной этап
Работа с детьми
1. Проведение диагностики по выявлению интереса к чтению произведений
2. Беседа «Как рождаются книжки»
3. Дидактические игры: «Из какой сказки герой», «В гости к сказке», «Копилка новых слов», «Отгадай загадку», «Подбери слово», «Раз, два, три, картинку поверни и сказку расскажи».
4. Опытно-исследовательская деятельность «Бумага, какая она?»
5. Совместное творчество: книжки своими руками.
6. Конкурс чтецов «У лукоморья дуб зеленый»
7. Продуктивная деятельность: игра «Книжкина больница»
Работа с родителями
1. Информационные листы «Растим будущего читателя»
2. Списки литературных произведений по возрасту, советы «Как организовать чтение дома», рубрика «Новинки детской литературы» с краткой аннотацией к ним
3. Консультации для родителей: «Семейное чтение, что это?», «Ребёнок и книга», «Приобщение ребёнка к чтению».
4. Информационные стенды «Книга – наш друг и помощник»
5. Совместное изготовление лепбука «Интересное о книге»
6. Анкетирование «Круг семейного чтения».
2019 – 2020 г. г.
1. Информационно – аналитический (подготовительный)
1. Анализ научно – методической литературы по теме
2. Разработать перспективное планирование работы по приобщению детей 6 – 7 лет к художественной литературе.
3. Разработка анкет для родителей
4. Разработка конспектов занятий по чтению художественной литературы для детей 6 – 7 лет
5. Участие в профессиональных конкурсах
6. Представление опыта работы на педагогических советах, в социальных сетях, РМО.
7. Разработка презентационного материала «В гости к книге»
8. Оформление тематических литературных выставок.
9. Консультация для педагогов ДОУ «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка».
10. Отбор литературных произведений для игр драматизаций
11. Обобщение работы «Воспитание этических норм у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы».
12. Оформление книжной мастерской
13. Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.
2. Основной этап
Работа с детьми
1. Проведение диагностики по выявлению интереса к чтению произведений
2. Организация сюжетно-ролевых игр: «Библиотека», «Книжный магазин», «Мастерская книг» др.
3. Организация мультконцертов по прочитанным произведениям художественной литературы;
4. Беседы: «Расскажи о прочитанном», «Моя любимая книга», «О чём говорит обложка книги?», «Писатели нижегородцы» и др.
5. Презентация «От куда к нам книжка пришла?»
6. Оформление выставки «Самый популярный писатель группы», «Энциклопедии», «Детские журналы» и др.
7. Изготовление разных видов книг.
8. Оформление проекта «Бумага своими руками»
Работа с родителями
1. Оформление уголка для родителей и детей «Знакомство с миром литературы»;
2. Составление памятки для родителей: «Перечень художественной литературы для чтения детям в течение года», «Развитие читательского интереса у ребёнка», «Читаем каждый день», «Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным», «Как правильно читать детям книги», «Как организовать семейное чтение», «Семья и книга», «Вы хотите, что бы ваш ребёнок читал?», «Покупая книгу, обратите внимание», «Маленькие хитрости при прочтении сказки»;
3. Создание выставки «Семейная библиотека» на тему «Наши книги о природе», «Любимые герои сказок наших мам»;
4. Провести анкетирование родителей на тему «Ребёнок и книга»
5. Конкурс чтецов «Вместе с мамой»
Литература
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. – 2-е изд. М. : Мозаика-Синтез, 2011.
2. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. – М. : Мозаика – Синтез, 2005.
3. Гриценко З. А. Пришли мне чтение доброго. – М. : Просвещение, 2003.
4. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинов В. И. Ребенок и книга. – М. : Просвещение, 1992.
5. Гасанова Р. Х. Развитие образной речи детей дошкольного возраста средствами художественной.
6. Гриценко З. А. Положи твое сердце у чтения - М. : Просвещение, 2000 г.
7. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребёнок и книга. - М. : Просвещение, 1992 г.
8. Жукова Г. Д. Семейное чтение в год семьи. - М: Русская школьная ассоциация, 2007 г.
9. Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу. - М. : Просвещение, 2000г.
10. Международный день детской книги. - Ж. : Дошкольное образование, 2010 г. - № 6.
11. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения - М. : Просвещение, 1996 г.
12. Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008-2010 г.
13. Журнал «Дошкольник»/» «Впустим книгу в наше сердце» - № 2, 2013 г.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М. : УЦ Перспектива, 2014.