Кущенко Наталья
Программа православного кружка «Возрождение» в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Программа православного кружка «Возрождение» имеет духовно-нравственную направленность и предназначена для работы с детьми от 7 до 18 лет в условиях Областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних (далее – ОСРЦдН).
Публикация «Программа православного кружка „Возрождение“ в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних» размещена в разделах
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В современной России проблема духовно-нравственного воспитания детей, начиная с младшего школьного возраста, является одной из самых актуальных. На сегодняшний день наблюдается высокий рост насилия, преступности и жестокости по отношению друг к другу, нравственные ценности постепенно утрачиваются. Огромный интерес педагогов, организаторов учебно-воспитательного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин. К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социально психологической адаптации и реабилитации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику ребенка и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные конфликты.
Не случайно правительство РФ обратило внимание на созидающую роль Православия и, начиная с 2003 года, в субъектах Российской Федерации в качестве эксперимента вводится предмет – Основы православной культуры. В центре внимания оказываются проблемы сохранения традиций и прежде всего духовной культуры подрастающего поколения.
Актуальность программы. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует основу личности, которая благотворно влияет на все формы и стороны взаимоотношений человека с миром: на этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Православие наполняет душу духовной энергией. Это огромный пласт культурных ценностей, без знакомства с которыми невозможно понять прошлое и настоящее нашей страны, невозможно построить её славное будущее, невозможно интегрироваться в систему национальных ценностей.
Программа кружка «Возрождение» позволяет расширить знания детей о христианской культуре, о православных традициях нашего народа, о тесной связи морали, духовности и физического состояния человека, а также состояния общества в целом.
В программе кружка закладываются основы религиозно-эстетического восприятия и духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, фундамент культурологических представлений, связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой.
Новизна программы состоит в том, что в основу ее изучения положен православный годовой церковный круг праздников и естественное включение в жизнь ребенка специально подобранных художественных произведений, игр, фильмов и мультфильмов духовно-нравственной и православной тематики.
При создании данной программы были использованы программы по изучению Основ православной культуры : «Подарок к празднику» О. М. Потаповской, «История религиозной культуры» А. Б. Бородиной, методическое пособие С. Ю. Афанасьевой «Основы христианской культуры».
На занятиях кружка «Возрождение» дети знакомятся с основными понятиями Православия : православными праздниками, устройством храмов, изображением Святых, с некоторыми событиями Священной Истории Ветхого и Нового Заветов, с историей православной Белгородчины.
Цель программы : воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях Православия.
Задачи:
- познакомить воспитанников с основными догматическими положениями вероучения Православной церкви;
-познакомить детей с Библией, с некоторыми событиями Священной Истории Ветхого и Нового Заветов;
- познакомить воспитанников с православным календарем и историей православных праздников, с традицией их празднования;
- познакомить детей с жизненным подвигом некоторых православных святых;
- познакомить детей с устройством православного храма;
-способствовать формированию у воспитанников духовных и нравственных ориентиров; осознанному принятию базовых национальных ценностей: доброты, любви к ближнему, своему народу, Родине, сопереживания, ответственности за другого человека, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия и др. ;
-способствовать социализации воспитанников;
-способствовать коррекции детско-родительских отношений через возрождение духовно-нравственных традиций и православных основ семьи;
-способствовать профилактике асоциального поведения.
Отличительной особенностью данной программы являются практические занятия: экскурсии в храмы и святыни Белгородчины, мероприятия с привлечением отца Сергия (Прокопенко, служителя храма Серафима Саровского г. Белгород (духовника ОСРЦдН).
Формы и методы работы с детьми:
• Беседа
• Игра, викторина
• Просмотр и обсуждение фильмов и мультфильмов православной и духовно-нравственной тематики.
• Творческая мастерская
• Литературная гостиная
• Праздник (с привлечением родителей и отца Сергия (Прокопенко, служителя храма Серафима Саровского г. Белгород).
• Экскурсия (посещение православных храмов и святынь Белгородчины).
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы :
• помещение (должно обязательно проветриваться и хорошо освещаться);
• конспекты занятий и дидактические материалы к ним;
• компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийные (цифровые) носители информации;
• презентации, видеоматериалы;
• диагностические методики.
В рамках кружка не ставится задача препятствовать свободному мировоззренческому или конфессиональному самоопределению воспитанников, не предусматривается обязательное их участие в религиозных службах, не преследуется в качестве образовательной цели вовлечение детей или их родителей в религиозную организацию. Руководитель кружка оставляет за собой право изменять текущее тематическое планирование программы в зависимости от запросов воспитанников и (или) возникших в ходе занятия воспитательных задач.
Участники кружка поделены на две разновозрастные группы : младшая и старшая.
1. Младшая группа – 7-11 лет. Общее количество часов на изучение программы – 36 часов. Количество часов в неделю – 1 академический час (45 минут).
2. Старшая группа: 12-18 лет. Общее количество часов на изучение программы – 36 часов. Количество часов в неделю – 1 академический час (45 минут).
Возможно объединение групп при проведении экскурсий и паломнических поездок.
Срок реализации программы - 1 год по 2 часа в неделю (всего 72 часа, 1 час в неделю для каждой возрастной группы (7-11 лет, 12-18 лет, длительность занятия – 1 академический час (45 мин.).
Целевая аудитория: воспитанники ОСРЦдН в возрасте от 7 до 18 лет, две возрастные группы – 7 -11 и 12-18 лет.
Особенность организации образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию детей в рамках кружка «Возрождение» заключается в том, что на занятиях используются интерактивные формы и методы обучения, экскурсии, паломнические поездки, посещение службы в православном храме, привлечение сотрудников Белгородской Духовной семинарии и служителя храма во имя преподобного Серафима Саровского отца Сергия (Прокопенко).
Рабочая программа состоит из 3-х разделов:
1. Первые шаги в Православие.
2. Православные праздники.
3. Святыни Белгородской области.
Учебно-тематический план
№
п/п Название раздела,
темы Количество часов Формы аттестации/
контроля
Всего Теория Практика
Младшая возрастная группа (7-18 лет)
1. Первые шаги в Православие 15 7 8 Беседа
Тестирование
Опрос
2. Главные православные праздники 17 8 9 Праздник
Выставка
3. Святыни Белгородской области.
4 1 3 Экскурсия
Старшая возрастная группа (7-18 лет)
1. Первые шаги в Православие 15 7 8 Анкетирование
Беседа
Сочинение
2. Главные православные праздники 17 6 11 Праздник
Выставка
3. Святыни Белгородской области.
4 1 3 Экскурсия
Итого: 72 30 42
Формы оценки результативности обучения
Формы контроля:
• Входной. На первом занятии группы необходимо провести входную диагностику знаний, умений и наклонностей детей. Входная диагностика проводится путём собеседования, анкетирования и тестирования, которое должно выявить степень подготовленности членов группы к работе. По результатам входной диагностики определяется уровень и глубина изучения материала, методы, применяемые в работе.
• Текущий. Осуществляется на протяжении всего учебного процесса в форме опроса воспитанников, практических работ, оценки результатов самостоятельной работы, собеседования. В процессе учебной деятельности проводится контроль знаний и педагогическое наблюдение поведения обучающихся на занятиях, их взаимодействия друг с другом. Это позволяет определить уровень знаний и умений воспитанников, полученных на занятиях, степень заинтересованности и вовлечённости детей в процесс обучения.
• Итоговый. Данный вид контроля проводится в форме собеседования, педагогического наблюдения и открытого занятия. Итоговая диагностика проводится на последних занятиях и отражает уровень знаний и умений, полученных в результате образовательной деятельности по данной программе и в некоторой степени уровень реализации воспитательных задач. (Приложение 2)
Планируемые результаты программы :
Воспитанники должны знать:
Библия - основной источник знаний о православной культуре;
некоторые события из Священной Истории Ветхого и Нового Заветов;
жизненные подвиги некоторых православных Святых;
- заповеди;
историю некоторых православных праздников, традиции их празднования;
назначение и устройство православного храма;
правила доброй, совестливой нравственной жизни с людьми и миром. Воспитанники должны уметь:
рассказать о любимом православном празднике, объяснить значение православных праздников;
рассказать о каком-нибудь событии Священной истории;
описывать жизнь запомнившегося православного святого;
отличать православный храм от других строений;
- вести себя в храме;
-различать положительные и отрицательные нравственные качества человека.
Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе :
– доброжелательное и милосердное отношение к ближним;
– внимательное, ответственное и дисциплинарное отношение к окружающему миру;
– постоянная устойчивая потребность в общении с природой;
– осознание активного отношения и практическое участие в сохранении православных традиций;
– коммуникативность и умение сотрудничества в коллективе сверстников;
– устойчивое эстетическое чувство и умение любоваться красотой и изяществом природы и творениями людей;
– интерес к познавательной и интеллектуальной деятельности.
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения: проектор, экран, компьютер, мультимедийные (цифровые) носители информации.
Дидактический материал:
1. Планы-конспекты занятий, сценарии праздников.
2. Детская Библия.
3. Иконы.
4. Иллюстрации окружающего мира.
5. Магнитная доска.
6. Раскраски по темам.
7. Дидактические игры: «Что такое хорошо? Что такое плохо?», «Православие», «Я хороший», «Главные православные праздники».
8. Картонные шаблоны для поделок и аппликаций.
9. Сувенирные пасхальные яички.
10. Куклы для показа сказок (петушок, курочка, кот, лиса и др.)
Экранно-звуковые пособия:
1. Видеофильмы и мультфильмы, соответствующие содержанию обучения. Цикл тематических фильмов для просвещения молодежи на православную тематику «Земное и небесное».
2. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
3. Компьютерные презентации по темам занятий (авторские).
Методическое обеспечение программы
Данная программа сопровождается иллюстративным изобразительным, литературным, музыкальным и видео материалом.
Список используемой литературы:
Литература для педагога:
1. Алексеева А. О православном дошкольном воспитании в России. – М. «Дошкольное воспитание», 2006
2. Афанасьева С. Основы православной культуры. – Минск, 2002
3. Библия для детей. Репринтное воспроизведение третьего издания
Священной истории в простых рассказах в школе и дома. Ветхий и Новый Заветы. – Спб. : 1896
4. Гладких Л. Отечественная педагогическая литература как фактор
укрепления духовно-нравственного здоровья семьи и детей - М. «Дошкольное воспитание», 2006
5. Зинченко З. Детям о православной вере. – «Благовестник», 1999
6. Ишимова А. О. История России в рассказах для детей. – М. : 1997
7. Куломзина С. С. Закон Божий для самых маленьких. – М., 1997
8. Лоргус А., Дудко М. Книга о Церкви. – М., 1997
9. Потаповская О. М. Подарок к празднику. – М., 2000
10. Святая Русь. История России в рассказах для детей. – М. : 1994
11. Сурова Л. В. Церковный год. – М., 2000
12. Тарасар К. Наша жизнь с Богом. – М., 2000
13. Ушинский К. Д. Родное слово. – Новосибирск, 1994
14. Харитонова О. К. Основы православной культуры. – М., 2002
15. Шевченко Л. Л. Православная культура 1-й год обучения. – М., 2002
Литература для воспитанников и родителей:
1. Андерсен Г. Х. Снежная королева. – Спб., 2008
2. Афанасьев В. Выше неба голубого. Православные стихи для детей –
М., 1999
3. Бородина А. В. Рождество Христово. – М., 2007
4. Бородина А. В. Рождество Пресвятой Богородицы, М., 2006
5. Бородина А. В. Крещение Господне. – М., 2009
6. Воскобойников В. Серафим Саровский. – М., 2003
7. Высоцкая С. Я листаю календарь. Стихи для детей. – Нижний Новгород,2001
8. Габе Д. «Моя семья»
9. Ганаго Б. Навстречу детским сердцам. – Минск, 2003
10. Дашкевич Т., Михайленко Е. Голос Ангела. – Минск, 2004
11. Детям о Христе. – М. : 2002
12. Киселев А. Я. Семь дней творения. Стихи для детей. – М. : 1998
13. Королева Е. Наш дом. – М., 1999
14. Королева Е. Мои друзья. – М., 2000
15. Королева Е. Всюду чудеса живут. – Сергиев-Посад, 2001
16. Куломзина С. С. Рассказы о святых. – М., 1994
17. Моя первая священная история. – М., 1990
18. Орлова Н. Азбука для православных детей. – М., 2002
19. Осеева В. Рассказы и сказки. – М., 2009
20. Соколовский В. Круг светлых дней. – М., 1992
21. Санин Е. Православные стихи для детей. – М., 2005
22. Сухомлинский В. А. Рассказы для детей. – М., 1994
23. Русские народные сказки. – М., 2008.
Интернет-ресурсы:
1. https://www.skaz.ru
2. https://www.radostmoya.ru
3. http//svetoch/ucoz/ru – Основы православия в презентациях.
4.https://www.12urokovpravoslavia.ru/smysl.htm - 12 уроков православия.
5. https://www.smisl-zhizni.ru/pritchi - Притчи и мудрые высказывания о смысле жизни человека. Православные христианские притчи.
6.https://azbyka.ru/ - Азбука веры.
Приложение:
1. Календарно-тематический план.
2. Диагностический материал.