Ольга Беляева
Программа познавательно-оздоровительного кружка «Азбука здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа познавательно-оздоровительного кружка
«Азбука здоровья»
Автор: Беляева Ольга Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории МДОУ «Детский сад №174», г. Ярославль, 2016г.
Программа
познавательно-оздоровительного кружка
«Азбука Здоровья»
Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Общее положение
3. Цель, задачи программы
4. Актуальность программы
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Программы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
5. Пути реализации программы
6. Принципы реализации программы
7. Структура программы
8. Взаимодействие с родителями
9. Ожидаемый итоговый результат реализации программы.
10. Перспективный план занятий
11. Используемая литература.
Пояснительная записка
«Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье – важнейшая
работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский
Многолетние наблюдения за воспитанниками дошкольных учреждений, проводимые авторами всевозможных оздоровительных пособий, свидетельствуют о неуклонном снижении целого ряда показателей физического развития, физической подготовленности и ухудшения здоровья в целом.
Профессор, доктор медицинских наук Г. А. Урывчиков, возглавляющий кафедру детских болезней ЯГМА, оценивая здоровье юных Ярославцев как очень плохое, отмечает: «В области проведено обследование детей в возрасте до семи лет. Абсолютно здоровы из них только 2,8%. Чаще всего страдают дошкольники заболеваниями, связанными с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 63,3%, органов дыхания – 30%, полости рта – 18%. У 10% выявлена хроническая желудочно-кишечная патология, у 7% - нефропатия. И такое положение не только у нас в области. В целом по России отмечается резкое ухудшение здоровья подрастающего поколения. Если раньше на каждую 1000 детей у нас приходилось 70-80 больных, сейчас почти в два раза больше – 130-140». Накопленные нарушения в здоровье уже в третьем поколении передаются по наследству.
Состояние здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности определяется целым рядом факторов (социальных, климатических, экологических, среди которых первое место принадлежит образу жизни:
•образ жизни, который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья;
•наследственность;
•неблагоприятная экологическая обстановка;
•электронно-лучевое и «метало - звук», облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно звучащая громкая музыка).
Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствовала созданию мною программы познавательно-оздоровительного кружка «…» для детей дошкольного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию ЗОЖ. Данная программа ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Период дошкольного возраста – период формирования образа себя. Детское любопытство безгранично, дети хотят все знать о себе и мире, в котором живут. Программа кружка «…» поможет ребенку узнать все о своем физическом и эмоциональном развитии, о строении организма, о болезнях, которые могут их поразить. Дети смогут познать особенности своего организма, свои сильные и слабые стороны, научиться помочь себе в различных ситуациях, укреплять свое тело и волю. Именно в дошкольном возрасте формируются привычки, которые впоследствии должны стать необходимостью.
Общее положение
Помещение для кружка «Азбука Здоровья» представляет собой оборудованный физкультурный зал для непосредственной образовательной деятельности. Настоящее положение разработано на основе закона РФ об образовании «Концепции дошкольного воспитания», письмо Министерства РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000г, Уставом МБДОУ.
Цель программы : Создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья через систему знаний и представлений; формирование психологического здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом; пропаганда здорового образа жизни среди детей и их родителей.
Задачи программы :
1. Развивать интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения.
2. Развивать интерес к изучению себя, своих физических возможностей (осанка, стопа, рост, движение, картина здоровья).
3. Поддерживать положительное настроение ребенка на выполнение элементарных гигиенических процессов, радости от самостоятельных и совместных действий и их результатов (чистые руки, хорошее настроение, красивая ходьба, убранные игрушки в группе, одежда сложена аккуратно, «Я-молодец» и т. д.)
4. Развивать представления о внешних и внутренних особенностях строения тела человека; правилах здоровья (режим дня, питание, сон, прогулка, культурно-гигиенические умения и навыки, навыки самообслуживания, занятия физкультурой и профилактика болезней); поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье; безопасном поведении в быту, на улице, в природе, в обществе; полезных и вредных привычках; поведении заболевающего и болеющего человека.
5. Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения, развитию субъектной позиции детей в здоровьесберегающей деятельности.
6. Воспитывать ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей, общества в целом.
7. Поддерживать веру ребенка в свои возможности и собственные силы, воспитывать его как субъекта здоровьесберегающей деятельности и поведения.
8. Способствовать развитию здоровьесберегающей компетентности дошкольников.
Актуальность программы
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Проведенные исследования выявили представления детей о ЗОЖ:
• Большинство детей имеют представление о здоровье как о физическом состоянии человека, противоположном болезненному, но назвать качества, присущие здоровому человеку, затрудняются;
• Только небольшое число детей связало здоровье с состоянием психологического комфорта; большинство детей положительно настроены на воспитателя и близкого взрослого (мать);
• У детей нет необходимого запаса представлений о факторах вреда и пользы для здоровья в условиях большого города;
• Недостаточно сформированы представления детей о значении для здоровья двигательной деятельности, полноценного отдыха, сбалансированного питания, принятых санитарно-гигиенических норм, состояния окружающего среды;
• Недостаточно сформированы представления детей о поддержании здоровья с помощью закаливающих и профилактических мероприятий, использования полезных для здоровья предметов, продуктов.
Порой, бывает трудно, убедить ребенка не есть снег, мыть руки перед едой, хорошо пережевывать пищу, а не заглатывать ее целиком, чистить зубы, не смотреть долго телевизор и т. д. Ребенку еще очень сложно установить взаимосвязь между болезнью и ее причинами. Медленность и долгая неочевидность обратных связей – одна из главных причин негигиенического поведения людей, пренебрежения здоровым образом жизни. Человек не ощущает своего здоровья, не знает предела его резервов, уровня качества и заботу о нем откладывает на потом.
Успешное формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок-педагог-родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив ДОУ.
Основы здорового образа жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях, следить за своим здоровьем, укреплять свой организм, заботиться и любить его.
Формирование здорового образа жизни неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторят слова: «не трогай», «отойди», «нельзя», «делаешь не правильно». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это, как правило, дает обратный результат. Именно поэтому основная задача педагога дополнительного образования кружка «…», привить детям желание получать знания, мотивировать детей следить за своим здоровьем и поведением.
Пути реализации программы
1. «Круглый стол» с медиками и специалистами ДОУ.
2. Консультации для педагогов и родителей ДОУ.
3. Диагностическая работа: выявление уровня знаний детей на начало и конец учебного года.
4. Анкетирование родителей.
5. Сбор необходимой информации из различных источников.
6. Профилактическая работа: оптимальный режим обучения и воспитания, использование медицинских средств профилактики, витаминотерапия, зарядка для глаз, двигательная гимнастика…
7. Проведение непосредственной образовательной деятельности.
Принципы реализации программы
Система работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики:
1. Принцип индивидуальности.
2. Принцип доступности.
3. Принцип систематичности.
4. Принцип активности, самостоятельности, творчества.
5. Принцип последовательности.
6. Принцип эмоционального благополучия каждого ребенка.
7. Принцип научности.
8. Принцип оздоровительной направленности.
Структура программы
Программа построена в виде отдельных интегрированных занятий, в которых в доступной для дошкольников форме рассказывается о строении тела человека, причинах болезней и способах сохранения и укрепления здоровья.
О чем узнают дети из программы кружка :
О причинах и признаках здоровья и нездоровья человека;, о полезных (режим, дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней) и вредных привычках; об особенностях настроения здорового человека, его поведении; об особенностях своего здоровья, правильного поведения при болезни, о посильной помощи при уходе за больным родственником дома.
О человеческом организме как целостной системе. О зависимости соблюдения правил ЗОЖ и здоровья человека, его самочувствии. Об элементарной оценке собственного здоровья и здоровья сверстника. Об элементарной первой помощи при травмах, ушибах, первых признаках недомагания.
О здоровье как целостном физическом, психическом и социально-нравственном благополучии человека. Углубленно – о человеческом организме и человеке как целостной системе во взаимосвязи с окружающим миром.
О способах сохранения и приумножения здоровья, профилактике болезней, о способах и вариантах безопасного поведения в быту, природе, на улице, в городе, в общении с незнакомыми людьми.
О зависимости соблюдения правил ЗОЖ, безопасного поведения и здоровья человека, его общем самочувствии и успешности.
О болезнях и лечении.
О способах оценки собственного здоровья и здоровья сверстника, близкого человека.
О способах трансляции имеющегося опыта здоровьесбережения и безопасного поведения в семье, в среде сверстников, более младшим детям.
Возраст детей участвующих в реализации, данной дополнительной образовательной программы 5-7 лет. Наполняемость группы – 10-15 человек. Наполняемость выдержана в пределах требований СанПиН и информационного письма Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.2006 №06-1616 «О методических рекомендациях» Приложение 7 «Примерная наполняемость групп».
Состав групп может изменяться по следующим причинам:
- Смена места жительства ребенка.
- Нежелание родителей на занятия детей в данном кружке.
- Отстранение от занятий медицинским работником.
- Пополнение новыми детьми.
Программа рассчитана на 16 часов (32 занятия). Занятия проводятся с учетом предусмотренного учебного плана с октября по май 1 раз в неделю по 30 минут, во второй половине дня, когда дети не заняты на основных программных занятиях. Сентябрь предназначен для диагностики.
В структуру оздоровительных занятий тесно вплетены различные виды деятельности: двигательные упражнения, закаливающие упражнения, дыхательная, корригирующая, эмоционально-стимулирующая, пальчиковая, корригирующая, кинезиологическая, зрительная гимнастики, разнообразные виды самомассажа, динамические и оздоровительные паузы, минутки здоровья, упражнения на релаксацию, различные виды игр, занимательные разминки, познавательная и экспериментальная деятельность, в том числе с применением нетрадиционного здоровьесберегающего оборудования.
Ведущей формой организации обучения является - групповая. Применяется дифференцированный подход к детям, так как в связи с их индивидуальными особенностями, результативность в усвоении материала может быть различной.
Полезно использование специальных индивидуальных заданий и упражнений. Допускается ограничение поставленных задач для детей, испытывающих затруднения. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к занятиям и способствует удержанию желания детей.
Значительное место отведено повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, аутотренинги, психомышечная тренировка, этюды на отображение различных эмоций и черт характера.
Для успешной реализации программных задач используются : занятия по содержанию и форме:
- Традиционные
- Интегрированные, с использованием продуктивной деятельности, а так же опытно-исследовательской.
- Игровые (этюды, ситуации)
- Занятия – путешествия
- Обучающие
- Занятия – развлечения
- Совместные досуги с родителями
- Занятия - соревнования
- Занятия - тренинги.
Большая роль в работе отводится созданию информационной «Среды здоровья» (схемы, рисунки, стенды, которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование мировоззрения ребенка.
Проведение занятий совместно с родителями дает возможность выявить проблемы в общении Родитель-Ребенок и найти совместные пути их решения через использование игровых и двигательных методик, телесной терапии.
С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия, укрепления организма детей во время оздоровительных занятий некоторые упражнения дети выполняют босиком.
Для эмоционального комфорта во время организации и проведения двигательной активности детей способствует музыкальное сопровождение занятий.
Таким образом, создается благоприятная база для формирования не только соматического, но и психического и психологического здоровья ребенка.
Взаимодействие с родителями
Взаимоотношения с родителями строятся на основе родительского договора.
Процесс физкультурно-оздоровительной совместной работы с семьей включает:
1. Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка.
2. Результаты диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития доводятся до сведения каждого родителя. Отмечаются сильные и слабые стороны развития, намечаются пути оказания помощи в укреплении здоровья, физического развития и дальнейшего его совершенствования. К разговору с родителями привлекаются медицинские работники детского сада.
3. Обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания и т. д.) .
4. Ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма.
Работа по просвещению родителей проводится на основании опроса. Выявляются следующие группы родителей:
1 группа - родители обладают достаточным объемом знаний по проблемам воспитания и образования, по проблемам здоровья ребенка.
2 группа - родители, которые не очень интересуются педагогикой, здоровьесберегающими технологиями, но их волнует личность их малыша, проблема его становления, здоровья. Они стараются понять причины своих неудач в воспитательной и оздоровительной работе.
3 группа - родители, интерес которых ограничен лишь конкретной ситуацией -педагогической или связанной со здоровьем ребенка.
В педагогическом взаимодействии с родителями используются разнообразные формы работы по укреплению и сохранению здоровья детей и повышению их физических качеств:
- информирование через наглядную агитацию;
- консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания, «круглые столы»;
- мастер-классы, презентации;
- анкетирование;
- «открытые дни» для родителей с просмотром разнообразных занятий;
- оздоровительные досуги и праздники с участием родителей;
- демонстрация видеофильмов о работе, проводимой в ДОУ по укреплению здоровья детей.
- совместные с детьми мастер-классы
Задача педагогов заинтересовать родителей перспективами валеологического направления развития детей, вовлечь их в жизнь ДОУ, сделать их союзниками в своей работе.
Ожидаемый итоговый результат освоения программы
1. Повышение уровня физического, психического здоровья детей.
2. Снижение уровня заболеваемости.
3. Владение элементарными знаниями о строении и функциях организма человека.
4. Появление у детей интереса к собственному здоровью; стремление укрепить свое здоровье, используя приобретенные знания и умения.
5. Повышение уровня физической подготовленности.
6. Формирование осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
7. Повышение уровня адаптации к современным условиям жизни, овладение навыками самооздоровления.
8. Повышение активности родителей в совместной работе по формированию у детей ЗОЖ.