татьяна полурезова
Программа подготовки детей 6–7 лет к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
«Я люблю учиться!»
(программа психологической подготовки детей 6-7 лет к школе)
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей : каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Важно помнить о том, что положение школьника создает особую направленность личности ребенка. Учение осознается и переживается младшим школьником как его собственная трудовая обязанность, как этап «вхождения во взрослую жизнь». Именно поэтому успех или неуспех в учебных делах имеет, зачастую, для него острую аффективную окраску. Значит, проблема обучения в школе связана не только с вопросами образования, развития интеллектуальных способностей ребенка, но и формирования его личности, вопросами воспитания.
Публикация «Программа подготовки детей 6–7 лет к школьному обучению» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Подготовительная группа
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В связи с этим актуально стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов.
Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, А. А. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.
Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов и родителей в данной ситуации – работоспособность будущего первоклассника, умение взаимодействовать и подчиняться правилам, успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, - говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.
Российские психологи под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Предлагаемый курс занятий направлен на формирование психологической готовности ребенка дошкольного возраста к школьному обучению. Программа включает в себя использование коррекционных сказок М. Панфиловой для создания мотивации к обучению в школе и снятию страхов перед началом школьного обучения. В программе я использовала наглядный и раздаточный материал В. Л. Шарохиной.
Цель курса: формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Задачи: формирование учебных мотивов; развитие зрительного анализа; формирование предпосылок логического мышления; развитие способности принимать учебную задачу; развитие произвольности регуляции деятельности; формирование восприимчивости к обучающей помощи; развитие вербальной механической памяти, развитие мелкой моторики, воображения, восприятия, развитие мотивации к обучению в школе.
Программа предусматривает формирование и развитие учебно-важных качеств личности дошкольника 6 – 7 лет, включает развивающие игры, упражнения, задачи, приёмы сказкотерапии и игротерапии.
К концу учебного года ребята смогут принимать учебную задачу, воспринимать обучающую помощь, образно и логически мыслить. У детей будет хорошо развито произвольное внимание, зрительная и слуховая память, воображение; сформированы мотивы учения, коммуникативные навыки при вхождении в новый социум.
Программа предполагает занятия по 30 минут, 1 раз в неделю. Группа детей 6-8 человек. В процессе посещения занятий ребята учатся принимать и понимать учебную задачу; развивают графические и математические навыки, способность к начальным формам обобщения, классификации и образования элементарных понятий, образное мышление, вербальную механическую память; развивают способность произвольной регуляции деятельности в соответствии с заданными нормами.
Перспективно- тематический план работы педагога- психолога с детьми 6-7 лет по подготовке к школьному обучению по программе
«Я люблю учиться!»
Месяц Содержание занятия часы
октябрь Занятие №1 Вводное. Тема: «Лесная школа»
1. Игра- разминка «Ветер дует на…»
2. Ознакомление с правилами на занятиях
3. Ознакомление с тетрадью и простым карандашом.
4. Закрепление представлений о левой и правой стороне листа, о направлении работы в тетради.
5. Рисование «Школа» (диагностическое)
6. Рефлексия
7. Упр. «Всем –всем до свидания»
1
Занятие № 2 Тема: «Букет для учителя»
1. Игра – разминка «Фрукты»
2. Корректурная проба
3. Пальчиковая гимнастика
4. Работа в тетрадях
5. Игра «Четыре стихии»
6. «Волшебные квадратики»
7. Упр. «Выложи по образцу»
8. Рефлексия
9. Упр «Всем-всем до свидания»
1
Занятие № 3 Тема: «Первый урок»
1. Игра- разминка «Фрукты»
2. Корректурная проба
3. Пальчиковая гимнастика
4. Работа в тетрадях
5. Упр. «Ухо-нос»
(приложение 1)
6. Рефлексия
1
Занятие № 4 Тема: «Игры в школе»
1. Игра-разминка «Овощи»
2. Упр. «Продолжи ряд».
3 Упр. «Бывает -не бывает».
4. Работа в тетрадях
5. Упр. «Ухо-нос»,
«Колечки» (приложение 1)
6. Рефлексия
7. Упр. «Ручеёк радости»
1
ноябрь
Занятие № 5 Тема: «Времена года»
1. Игра - разминка «Бывает-не бывает»
2. Упр. «Найди непохожее»
3. Упр. «Зачеркни лишнее»
4. Пальчиковая гимнастика
5. Упр. «Колечки»,
«Дерево»(См Приложение1)
6. Работа в тетрадях
7. Рефлексия
1
Занятие № 6 Тема: «Времена года- 2»
1. Игра- разминка «Признаки зимы»
2. Упр. Корректурная проба
3. Упр. Продолжи ряд
4. Упр. Что сначала, что потом?
5. Упр. «Сорви яблоки»
(см. приложение 1)
6. Работа в тетрадях.
7. Рефлексия
1
Занятие № 7 Тема: «12 месяцев»
1. Игра- разминка «Если «да»- похлопай, если «нет»- спрячь ладошки за спину».
2. Упр. Найди непохожее.
3. Упр. Запомни и нарисуй.
4. Упр. «Сорви яблоки»
5. Работа в тетрадях.
6. Рефлексия.
8. Упр. «Ручеёк радости»
1
Занятие № 8 Тема: «Части суток»
1. Игра- разминка «Если «да»- похлопай, если «нет»- спрячь ладошки за спину».
2. Упр. «На что это похоже?»
3. Упр. «Корректурная проба»
4. Упр. «Переплетенные линии»
5. Упр. «Кулак-ребро- ладонь»
6. Работа в тетрадях.
7. Рефлексия.
8. Упр. «Ручеёк радости»
1
декабрь Занятие № 9 Тема: «Моя Россия»
1. Игра-разминка «Приветствие»
2. Упр. Корректурная проба.
3. Упр. Разложи фигуры
5. Упр. «Кулак- ребро-ладонь».
6. Игра «Запрещённые слова»
7. Работа в тетрадях
8. Рефлексия
9. Упр «Ручеёк радости»
1
Занятие № 10 Тема: «Мой город, Моя улица»
1. «10 слов»
2. Упр. «Слова на букву»
3. Корректурная проба
4. Физ. Минутка «Четыре стихии»
5. Работа в тетрадях
6. Упр. «Найди девятое»
7. Упр. «Выложи по образцу»
8. Рефлексия
1
Занятие № 11 Тема: «Профессии. Кем бы я хотел стать»
1. Игра-разминка «Профессии»
2. Корректурная проба
3. Упр. «10 слов»
4. Пальчиковая гимнастика
5. Игра «Бывает -не бывает»
6. Работа в тетрадях
7. Упр. «Геометрические фигуры»
8. Рефлексия
9. Упр. «Ручеёк радости»
1
январь Занятие № 12 Тема: «Профессии. Кем работают мои родители»
1. Игра-разминка «Профессии»
2. Из частей- целое
3. Упр. «10 слов»
4. Физминутка. Игра «Треугольный колпак»
5. Упр. «Четвёртый- лишний»
6. Составь из палочек фигуру.
7. Работа в тетрадях
8. Рефлексия
9. Упражнение- визуализация. «Солнечные лучики»
1
Занятие № 13Тема: «Моя планета»
1. Игра – разминка «Любимое блюдо»
2. Сказка «Трудное задание». Обсуждение сказки.
3. Работа с лабиринтами.
4. Игра «Четвёртый- лишний»
5. Работа в тетрадях
6. Выложи по образцу (работа с палочками)
7. Рефлексия
8. Упражнение –визуализация «Солнечные лучики»
1
февраль Занятие № 14 Тема: «Моя Родина»
1. Игра- разминка «Транспорт»
2. Беседа «Моя Родина». Закрепление понятия малая Родина- часть целого.
3. Упр. Составь из частей целое.
4. Выложи по образцу.
5. Физминутка.
6. Работа в тетрадях.
7. Рефлексия
8. Упр. «Всем-всем до свидания!»
1
Занятие № 15 Тема: «В гостях у Золушки»
Предварительная работа воспитателя. Чтение сказки «Золушка» накануне занятия.
2. Сказка «Золушка».
3. Погружение в сказку. Слайд о героях сказки. Ритуал погружения в сказку.
4. упражнение с колокольчиком
4 Упр. «Времена года». Разложи картинки правильно.
5. Рефлексия 1
Занятие № 16 Тема: «Поможем Золушке»
Предварительная работа воспитателя. Чтение сказки накануне занятия.
1. Сказка «Золушка».Краткое обсуждение.
2. Погружение в сказку. Слайд о героях сказки. Ритуал погружения в сказку.
3. Упр. «Слова на букву»
3. Упр. Коврики
4. Пальчиковая гимнастика
5. Работа в тетрадях
6. Игра «Нос-пол-потолок»
7. Упр. «Выложи по образцу»
8. Выход из сказки
8. Рефлексия 1
март Занятие № 17 Тема: «Красная шапочка»
Предварительная работа воспитателя. Чтение сказки «Красная шапочка» накануне занятия
2. Погружение в сказку. Слайд о героях сказки. Ритуал вхождения в сказку.
3. Упр. «Четвёртый- лишний»
4. Упр. «Найди дорожку к бабушке (лабиринты)»
5. Найди всех зверей на листе.
6 Пальчиковая гимнастика.
7. Работа в тетрадях. Графический диктант.
8. Упр «Цветные квадраты (Муха)»
9. Выход из сказки.
10 Рефлексия.
1
Занятие №18 «Путешествие Красной шапочки»
1. Погружение в сказку. Слайд о героях сказки «Красная шапочка». Ритуал вхождения в сказку.
2Упр. Найди одинаковые горшочки с маслом.
3. Упр. Дорисуй бабушкины бусы.
4. Упр. Дорисуй, чтобы стало одинаковым.
5. Физминутка.
6. Работа палочками по образцу.
7. Работа в тетрадях.
8 Ритуал выхода из сказки.
9. Рефлексия
1
Занятие № 19 Тема: «Буратино»
1. Предварительная работа воспитателя. Чтение сказки «Буратино» накануне занятия
2. Погружение в сказку. Слайд о героях сказки. Ритуал вхождения в сказку.
3. Упр. «Закончи предложение»
4. Упр. «Дорисуй половинки»
5. Физминутка «Буратино»
6. Задания с палочками.
7. Упр. Найди ключик.
8. Ритуал выхода из сказки.
9. Рефлексия.
1
Занятие № 20 Тема: «Буратино идет в школу»
1. Предварительная работа воспитателя. Чтение сказки «Буратино» накануне занятия
2. Погружение в сказку. Ритуал вхождения в сказку.
3. Упр. Корректурная проба.
4. Упр. «Скопируй написанное»
5. Упр «Цветные квадраты (Муха)»
6. Физминутка Буратино
7. Работа в тетрадях
8. Ритуал выхода из сказки
9. Рефлексия
1
апрель Занятие № 21 Тема: «Приключения Буратино»
1. Предварительная работа: Накануне занятия экскурсия в СОШ № «22» по плану работы со школой.
2. Рефлексивный круг «Что мне понравилось/ не понравилось в школе?»
3. Диагностическое задание «Рисунок школы».
4. Упр. Графические ряды.
5. Упр. Запомни и нарисуй по памяти.
6. Пальчиковая гимнастика
7. Визуализация «Путешествие на облаке»
8. Рефлексия
1
Занятие № 22 Тема: «Буратино и Мальвина»
1. Показ презентации «Буратино и Мальвина»
2. Диагностическое задание «Художник» (мотивационная готовность к школе)
3. Визуализация «Ковер - самолёт»
4. Рефлексия
5. Упр. «Всем-всем до свидания»
1
Занятие № 23Тема: «Лиса Алиса и кот Базилио»
1. Игра- разминка «Домашние и дикие животные»
2. Упр. «Разложи картинки: школа и детский сад»
3. Упр. «Графические ряды».
4. Работа тетрадях
5. Физминутка
6. Упр. «Запомни и нарисуй по памяти»
7. Рефлексия
1
Занятие № 24 Тема: «Карабас-Барабас»
1. Игра-разминка: «Транспорт»
2. Упр. «Графические ряды».
3. Работа в тетрадях
4. Найди различия в картинках.
5. Физминутка «Буратино»
5. Упр. «Дорисуй половинки»
6. Графический диктант
7. Рефлексия
1
Занятие №25 (диагностическое)
1. Интервью «Чего я жду от родителей, когда пойду в школу?»
2. Рисование «Я в школе»
3. Упр. «Достань звезду»
1